Авторы

Бердоносов Виктор

Бердоносов Виктор Дмитриевич Член международной ассоциации ТРИЗ, заведующий кафедрой «Проектирование и ТРИЗ» Комсо-мольского-на-Амуре государственного технического уни-верситета, кандидат технических наук, профессор; председатель общественной организации «ТРИЗ-Амур» (регистрационной № 33), ТРИЗ-специалист 4-го уровня (сертификат №84) Год и место рождения: 1946, г. С-Петербург.

Краткая ТРИЗ биография

1971 – окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения, первое знакомство с ТРИЗ по книгам Альтшуллера;
1984 – начал преподавать основы ТРИЗ в КнАГТУ в курсе «Методы проектирова-ние электронных схем» на электротехническом факультете;
1995 – перешёл на кафедре «ТРИЗ и инженерное управление» (зав.кафедрой Мас-тер-ТРИЗ Магиденко Владимир Евгеньевич), осваивал ТРИЗ под руководством Н.Фейгенсона, начал преподавать специальные ТРИЗ-дисциплины;
1999 – разработал первый варианта концепции «Внедрения ТРИЗ в Высшую шко-лу»;
2000 – преобразовал кафедру «ТРИЗ и инженерное управление» в кафедру «Проек-тирование и ТРИЗ» и начал ей заведовать;
2002 – доработал концепцию «Внедрения ТРИЗ в Высшую школу»;
2003 – организовал общественную организацию «ТРИЗ-Амур» и стал её председа-телем;
2005 – предложил метод систематизации знаний прикладных наук, основанный на концепции фрактальности знаний. Метод опирается на ЗРТС и инструменты ТРИЗ.
За время работы в КнАГТУ обучил основам ТРИЗ около тысячи студентов.

Учебная работа

Преподавал и преподаёт ТРИЗ и его разделы в следующих дисциплинах:
«Развитие творческого воображения»;
«Теория развития искусственных систем»;
«Диалектика компьютерных систем»;
«Технология компьютерного творчества»;
«Диалектика технических систем»; «Формирование системного мышления»;
«Методология научного творчества»; «Методы инженерного творчества»; «ТРИЗ»;
«Развитие творческого мышления»;
«Методы изобретательства в инженерной деятельности»;
«Использование естественно-научных эффектов в технике» и так далее.
Объём вышеперечисленных дисциплин колеблется от 34 до 102 часов, в соответст-вии с концепцией внедрения ТРИЗ в ВУЗ большинству студентов читается не менее трёх дисциплин.

Учебно-методические материалы

Разработаны учебные программы по курсам: «Развитие творческого воображения», «Диалектика технических систем», «ТРИЗ», «Теория развития искусственных систем», «Диалектика компьютерных систем», «Использование естественно-научных эффектов в технике»; «Формирование системного мышления»; «Развитие творческого мышления»; «Методы изобретательства в инженерной деятельности»; «Технология компьютерного творчества» «Методология научного творчества», «Методы инженерного творчества». (Содержание программ обсуждалось с «Мастером ТРИЗ» Гасановым Александром Искан-деровичем, программы были им одобрены)

Изданы учебные пособия:
• Теория развития искусственных систем, Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2003, 85 с.
• Теория и практика решения изобретательских задач, Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2004, 240 с. (совместно с Долотовым Б.И.)
• Технология инженерного творчества Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГ-ТУ», 2006, 136 с. (совместно со Случаниновым Н.Н.) Разработаны методические указания для проведения практических занятий по всем вышеперечисленным дисциплинам.

Основные разработки:

Концепция внедрения ТРИЗ в ВУЗе.
Краткая суть концепции. Преподавание ТРИЗ в ВУЗе существенно отличается от преподавания на семинарах и преподавания в школах и детских садах. Последние два ви-да преподавания исторически были реализованы до начала преподавания ТРИЗ в ВУЗах.

Для успешного продвижения ТРИЗ в ВУЗы необходимо учитывать специфику ВУ-Зовского преподавания (посеместровое обучение, студенты обучаются сразу большому количеству предметов и др.) и психологические особенности обучаемых (возраст выра-ботки путём «проб и ошибок» жизненных установок, большой разброс интереса к обуче-нию, и так далее). Кроме того, необходимо выявить и использовать дидактические воз-можности ТРИЗ:
• к обучению методике решения творческих задач (традиционная сфера приме-нения ТРИЗ);
• к развитию творческого мышления (известная, но не всегда востребованная об-ласть использования ТРИЗ);
• к систематизации знаний (ранее неизвестная, но очень важная в сфере образо-вания, область использования ТРИЗ).
Итак, суть концепции. ТРИЗ должен занять такое же положение в учебном процес-се как математика, физика, химия, информатика. То есть стать общеобразовательной дисциплиной, на которую опираются и используют другие дисциплины. Используют как ин-струмент для решения технических проблем, как инструмент для формирования и развития творческого, сильного мышления; и, наконец, как инструмент для передачи систематизированных, скомпонованных знаний.

Процесс обучения в высшей школе после внедрения ТРИЗ, предположительно должен выглядеть следующим образом.

Студентам на первых курсах читается дисциплина "Развитие творческого воображения". Прослушав и освоив эту дисциплину, у студентов должен выработаться стереотип диалектического мышления (раздел ТРИЗ - РТВ), кроме того, студенты знакомятся с зако-нами развития технических систем (раздел ТРИЗ - ЗРТС). Дисциплину следует препода-вать в течение одного-двух семестров, в виде лекций-семинаров и практических занятий. В качестве предметных областей для примеров необходимо использовать наиболее близ-кие и понятные для студентов соответствующей специальности области технических зна-ний (физика, электротехника, механика и так далее). То есть сначала используются дидак-тические возможности ТРИЗ в развитии творческого мышления (воображения).

Затем, через один-два семестра после первой, студентам читается дисциплина "Диалектика систем (по предметным областям)". Прослушав и освоив эту дисциплину, у студентов должен закрепиться стереотип диалектического мышления, кроме того, студен-ты должны усвоить законы развития систем (раздел ТРИЗ - ЗРТС). Эта дисциплина чита-ется в течении одного семестра. После её освоения читаются специальные технические дисциплины, рабочие программы которых переработаны под систему ЗРТС. На практиче-ских занятиях этих курсов студенты самостоятельно должны выводить новые, для себя знания, на основе предыдущих знаний и ЗРТС, а преподаватели направлять и корректиро-вать этот процесс. При этом студенты одновременно учатся использовать ТРИЗ для реше-ния проблем, стоявших перед учёными, разработчиками соответствующих наук, то есть занимаются активным обучением. В этой части концепции используются дидактические возможности ТРИЗ в решении технических проблем, а также готовится база для система-тизации знаний прикладных наук.

На последних курсах для систематизации знаний, полученных за весь период обу-чения, студентам читается дисциплина "Технология творчества (по предметным облас-тям)". В этой дисциплине даётся по возможности полный инструментарий ТРИЗ и закреп-ляются знания полученный по ТРИЗ ранее. То есть на последнем этапе используются ди-дактические возможности ТРИЗ в систематизации знаний прикладных наук

Концепция обсуждалась на:

• конференции «Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей ТРИЗ», Петрозаводск, 2003 г., доклад «Десятилетний опыт пре-подавания ТРИЗ в ВУЗе»;

• конференции “TRIZ Future 2005”, Austria, Graz, 2005, the paper “General issues of teaching TRIZ at university”;
• конференции “2nd TRIZ Symposium in Japan”, Japan, Osaka, 2006, the paper “Сonception of Application of TRIZ to the University Education”. К настоящему времени концепция внедрена на четырёх факультетах Комсосмоль-ского-на-Амуре государственного технического университета.

Метод систематизации знаний с помощью ТРИЗ

Краткая суть метода

Главное противоречие в любой системе образовании воз-никает между объёмом передаваемых знаний и времени, необходимым на его освоение. В любой предметной области можно выделить знания и данные. Принципиальных трудно-стей в освоении данных нет. Значительно сложнее освоить знания. Хороший специалист от плохого отличается тем, что у первого знания систематизированы, а у второго нет. Сис-темным знаниям, как правило, не учат. Последовательная системность ТРИЗ позволяет устранить этот недостаток, и разрешить противоречие между объёмом знаний и временем их освоения.

Развитие знаний можно сравнить с развитием биологического организма. Вся не-обходимая информация заложена в генах. Упрощённо можно сказать, что развитие реали-зуется самоповторением, самокопированием исходного образца – паттерна. Действитель-но, знания являются отражением картины мира, но если весь мир фрактален, то и знания тоже фрактальны. Во фрактальной геометрии Мандельбро (Mandelbrot, the Fractial Geometry) исходный геометрический объект («затравка»), в соответствии с итерационными правилами («правилами строительства»), заменяется пропорционально уменьшенной копией, тем самым реализуется «рост» фрактального объекта. Причём для увеличения разнообразия получаемых объектов встраиваемая копия может быть трансформирована, например, развёрнут на некоторый угол.

Проецируя понятия фрактальной геометрии на знания, выделим следующие аналоги. Исходный образ – это аксиомы соответствующей области знаний. Итерационные пра-вила – законы развития искусственных систем, вепольные преобразования, приёмы раз-решения противоречий. Действительно, каждое новое знание появляется после разреше-ния типового противоречия между старым знанием и новыми фактами, появившимися в результате наблюдения над миром. Когда ресурсы развития науки исчерпываются, проис-ходит объединение наук для получения нового объёма ресурсов в строгом соответствии с законом перехода в надсистему.

Итак, суть метода. До начала процесса систематизации, учащийся должен обяза-тельно освоить и усвоить следующие «инструменты» ТРИЗ: законы развития искусствен-ных систем, стандарты на вепольные преобразования, приёмы разрешения противоречий, методику выявления ресурсов. Затем усвоить основные положения соответствующей об-ласти знаний и выявить основные ресурсы этой области. После этого перейти непосредственно к систематизации. Для этого определить основное противоречие, возникшее на пер-вом шаге при развитии выбранной области знаний, какой инструмент ТРИЗ и какой ресурс были использованы для разрешения этого противоречия. То же самое необходимо повторить для второго шага и так далее до тех пор, пока не будет определён последний, на данный момент времени, шаг развития выбранной области знаний. После этого учащемуся, для хранения информации о выбранной области знаний, достаточно запомнить только ресурсы этой области и инструменты ТРИЗ, которые были использованы на каждом шаге развития.

Предложенный метод систематизации знаний опробировался при преподавании цикла ТРИЗовских дисциплин «Развитие творческого воображения», «Диалектика компь-ютерных систем» и «Технология компьютерного творчества» специальности «Вычисли-тельные машины» Комсомольского-на-Амуре государственного технического универси-тета.

Выступления на ТРИЗ-конференциях

1. «Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей ТРИЗ», Петрозаводск, 2003 г., доклад «Десятилетний опыт преподавания ТРИЗ в ВУЗе».

2. “TRIZ Future 2005”, Austria, Graz, 2005, the paper “General issues of teaching TRIZ at university”.

3. “2nd TRIZ Symposium in Japan”, Japan, Osaka, 2006, the paper “Сonception of Application of TRIZ to the University Education”.

4. “1st Iberian & Latin American Conference on Technological Innovation” Puablo, Mexico, 2006, the paper “TRIZ as the way to overcome the information crisis in training”

5. “TRIZ Future 2006” Belgium, (Kortrijk), the paper “Fractality of Knowledge and TRIZ”.

6. «Три поколения ТРИЗ», С-Петербург, 2006, доклад «Оценка эффективности мышления на базе изучения курса «Развитие творческого воображения»». 7. “TRIZ Future 2007” Germany, (Frankfurt on Main), the paper “TRIZ-fractality of Mathematic”

E-mail: ktriz@knastu.ru

Кейсы автора

Кейс: "Устройство для испытания моделей судов ледового плавания"

В постперестроечное время я познакомился с заведующим опытовым бассейном и его научным руководителем. Работали они на кафедре кораблестроения и занимались разработкой темы, касающейся разрушения льда ледоколами. Перед ними была поставлена задача – увеличить в несколько раз скорость разрушения льда. Необходимость увеличения скорости была вызвана повышением требований безопасности речных (и морских) государственных границ в зимнее время. Кроме того, скорость имеет существенное значение при разрушении ледяных заторов и ледяных полей во время весенних ледоходов.

Публикации автора

Развитие электропривода (проявление законов развития технических систем в электроприводе)

Асинхронный электропривод, то есть электропривод, в котором в качестве электромеханического преобразователя используется асинхронный электродвигатель, является самым массовым видом привода в промышленности, бытовых приборах, в сельском хозяйстве. Такое его положение определяется простотой его изготовления и эксплуатации, невысокой массой, габаритами и стоимостью. Развитие именно этого вида электропривода определяет эволюцию любого другого привода.
Автор: В.Д. Бердоносов

Устройство для испытания моделей судов ледового плавания

Устройство для испытания моделей судов ледового плавания Ледовый панцирь сковывает реки и моря нашей страны в течении долгого времени. Ледокольные суда на новых, более эффективных принципах, позволят успешнее решать задачи доставки грузов и продлевать сроки навигации. Для испытания ледоколов на воздушной подушке крайне необходимы опытовые бассейны с искусственным «льдом». Разбор задачи, представленной ниже, позволяет предложить ряд интересных решений.
Автор: В.Д. Бердоносов

Место в рейтинге авторов

109

Опубликовано материалов

3