Авторы

Мурашковский Юлий

Мурашковский Юлий Самойлович Родился в 1952 году в Луганске (Украина). С полугода до 30 лет прожил в Харькове, остальную часть жизни – в Елгаве (Латвия).

В школе в силу вредного характера постоянно бывал изгнан с уроков русского языка и литературы. Это вызвало усиленный интерес к данной теме, чтобы можно было как можно острее полемизировать с учительницей. До сих пор испытываю глубокую благодарность к учительнице младших классов и учителю украинского языка и литературы, – они эти склонности поощряли.

Затем почти шесть лет учился в Харьковском политехническом институте. В результате приобрел опыт КВН и игры в любительской рок-группе, знание и искреннюю любовь к языку Эсперанто, а также специальность химика-технолога в области коксохимии. И отдал этой специальности три с половиной года.

Но главное – в 1974 году товарищ затащил меня на курсы изобретательства. Где я и познакомился с ТРИЗ. Это и стало моей истинной судьбой. Работа была разъездной, командировки по 6-10 месяцев. Грузия, Бурятия, Латвия, Эстония... Уникальный спектр языков и культур.

В 1979 году начал собирать картотеку интересных решений в области искусств. Постепенно это вылилось в теорию развития художественных систем. На эту тему провел около пятидесяти семинаров во всех концах СССР.

Сейчас интересы переместились в область групповых культур и развития научных представлений. Есть интересные результаты, которые грозят превратиться в еще две теории. Надеюсь, что жизни на это хватит.

Жена тоже активно занимается ТРИЗ в области педагогики, а двое сыновей думают, что они этим заниматься не будут.

Член разных организаций, из которых реально стараюсь что-то делать только в одной – в Президиуме МАТРИЗ.

E-mail: julijsmur@inbox.ru

Задачи автора

Жук-бомбардир, воистину бомбардир!

Жук-бомбардир (Brachynus explodens) в случае опасности с громким хлопком выстреливает кипящую жидкость в обидчика. При этом жук не наносит себе ожогов. Как это ему удается?

День сурка

Наблюдение за животными в зоопарках интересно и детям, и взрослым. Но как наблюдать за американскими сурками, если они очень пугливы и при малейшем подозрении тут же скрываются в своих глубоких разветвленных норах.

Как показать сурков посетителям зоопарка?

Народная" опера

В русской культуре XIX века была сильна идея "народности". В поэзии зазвучал "народный" язык, в живописи - "народная" гамма цветов. В музыке это чаще всего выражалось введением народных песен. Некоторые композиторы: Балакирев, Чайковский и др. - просто вводили в свои произведения народные мелодии.

Кавказ предо мною…

В двадцатых годах Х1Х века тема Кавказа, горских народов была однозначной: горцы - дикари, звери, убийцы. У Жуковского: "Бросают смерть из-за угла...", "Рассыпавшись, добычи ждут...", "И об убийства говорят...", "Иль сабли на кремнях острят, готовясь на убийства новы." Или у Пушкина: "Плывет оружие злодея...", "Но скучен мир однообразный сердцам, рожденным для войны..."

Европа плюс… Кувейт

Известный финский архитектор Рэйм Пиэтиле был приглашен в Кувейт, чтобы спроектировать и построить новое здание правительства. До сих пор архитектор строил в Финляндии и привык работать в европейском архитектурном стиле, для которого характерны ровные линии, прямые углы. Этот стиль он хотел сохранить и в новом заказе.

Спартак vs Красс. Fight!

В балете "Спартак" центральными персонажами являются вождь восстания рабов Спартак и победивший его военачальник Красс. Спартак олицетворяет собой силы свободы, Красс - силы тьмы, подавляющей эту свободу. Красс, как писал Марис Лиепа, "был однозначно злым". Какую тему образа Красса в балете Вы предложили бы современному постановщику этого спектакля.

Люблю отчизну я, но странною любовью…

"Патриотизм - наша тема". Эти слова написал для себя режиссер С. Эйзенштейн, приступая к работе над фильмом "Александр Невский". И это не единственный пример. Тема патриотизма, любви к своей стране, поддержка ее репутации среди других стран - одна из самых распространенных в мировом искусстве. Как эта тема будет развиваться дальше?

Покинутая: развитие темы

Для литературы Х1Х века характерен образ соблазненной и покинутой девушки. Положение ее было безвыходным, и она всегда кончала жизнь самоубийством (или автор насылал какой-то другой вид смерти, причем всегда очень вовремя). Какой, по-вашему, вид приобретет эта тема в дальнейшем?

Мюнхаузен - он какой?

Барон Мюнхгаузен изначально был символом враля. При этом подразумевалось, что все окружающие люди честны. Что ждёт Мюнхгаузена в будущем?

История "Короля Лира

"Короля Лира" у нас традиционно ставили как историю отца, несправедливо пострадавшего от коварных и корыстолюбивых дочерей. Это отчасти соответствует исходному замыслу Шекспира - история короля, представителя старой доброй феодальной морали, пострадавшего от этой подлой и безнравственной новомодной буржуазии. Как должна измениться со временем тема всего спектакля и тема самого Лира?

Роман XVI века

В Х11-Х1Y веках в Испании был популярен жанр "рыцарского романа". Тема главного героя этого жанра: он преодолевает все невзгоды и препятствия благодаря своим высоким моральным качествам: честности, благородству, набожности. С самого детства рыцарь воспитывается в этом духе. И вся его жизнь - возвышенный гимн этико-сентиментальному совершенству.

Как изваять ангела?

Джайнизм - одна из самых интересных религий Индии. Одно из понятий джайнизма - духи-охранители, так называемые БАЙРОБИ - бесплотные, бестелесные, бесформенные существа. В храме джайнов должны быть скульптурные изображения байроби. Причем такие, чтобы сразу можно было сказать, что это духи. Обычно в таких случаях фигура духа делается человекообразной. Это дает высокую узнаваемость (сравните с христианскими изображениями ангелов, по идее, таких же бесплотных).

Читай не так, как пономарь…

Рифма - один из самых сильных видов ритма в поэзии. Особенно она желательна в драматургической поэзии. Однако, далеко не во всяких ситуациях поэтическая речь персонажа звучит естественно. В таких случаях рифма мешает. Рифма придает четкость речам персонажей, но речь "в рифму" совершенно неестественна. Что делать в этом случае?

Мысль изречённая есть ложь

Допустим, в пьесе есть только отрицательные персонажи. Но кроме действий персонажей, автор хотел бы высказать некоторые свои - положительные - мысли. Произнести их может только один из персонажей. Но отрицательный персонаж не может говорить положительные вещи - это будет неестественным. Как высказать положительные мысли, не рискуя естественностью персонажа?

От общего - к частному

Фильм "Кабирия" в начале века заслуженно считался самым грандиозным по своей постановке. Для его съемок изготовили неслыханно большие по тем временам декорации. Но в процессе съемок режиссер Джованни Пастроне и оператор Хомон обнаружили, что декорации, изображающие огромный храм, не помещаются в кадр. Они попробовали установить камеру подальше. Декорации вошли в кадр, но теперь оказались не видны тщательно выписанные детали декораций. Как же показать на экране и декорации в целом, и все детали?

Роковой генерал

В повести некий генерал сыграл роковую роль в жизни мелкого чиновника. Чиновник и без того был в тяжелейшем моральном и финансовом состоянии. Но когда генерал совершенно несправедливо и незаслуженно сделал ему выговор, чиновник заболел и умер.

Приятная безобразность

В античном искусстве категорически запрещалось изображать или описывать безобразное (в Фивах за это полагалась даже смертная казнь). В поэме Гомера "Илиада" есть персонаж - Терсит. По замыслу автора, Терсит не только глупый, трусливый и наглый, но и крайне безобразный. Как же описать внешность Терсита, не нарушая тогдашних канонов искусства?

Битва на словах

Пушкин и его единомышленники-писатели зло и далеко не всегда заслуженно высмеивали своего современника-писателя Н.Полевого. Как раз в тот период в моде были эпиграммы. И они посыпались на Полевого. Сам Полевой был неплохим писателем, удавались ему и пародийные стихи. А вот эпиграммы не получались столь же острыми и злыми, как у Пушкина.

Взрыв во сне или наяву?

В кинофильме режиссера Антониони "Забриски пойнт" главная героиня Дария - секретарша крупного босса - бросает ненавистный ей мир делячества и уезжает в уединенную долину. Через время она возвращается на виллу босса посмотреть, что там происходит. Дария идет по вилле, видит серию творящихся там безобразий и вдруг бежит прочь.

Прекрасное безобразие

Микеланджело был одним из руководителей флорентийского восстания. Когда войска Медичи подавили восстание, Папа Римский предложил Микеланджело построить капеллу Медичи. Внутри должны были стоять скульптурные портреты семейства Медичи. Микеланджело едва ли испытывал любовь к людям, отнявшим свободу Флоренции. И согласился на эту работу потому, что хотел создать карикатуру на Медичи.

Не дай мне Бог сойти с ума

Перед съемками фильма "Гамлет" режиссер Г.М.Козинцев тщательно изучил историю постановок этой пьесы. Он обратил внимание на тенденцию: режиссеры все больше и больше форсируют несчастный, страшный внешний вид сумасшедшей Офелии. Питер Брук просто делает ее "грязной оборванкой". Козинцев не хотел идти таким путем. (Отрывок из режиссерского дневника: "Сумасшествие Офелии. Величайшая трудность: уровень поэтического выражения.

Кричать уже не мог...

В 1927 г. во МХАТе ставился спектакль "Бронепоезд 14-69". Одна из ключевых сцен спектакля - "Колокольня". Партизан пытается объяснить американскому солдату, что такое советская власть. Он произносит монолог, кульминацией которого было имя Ленина.

Артист Марк Прудкин, игравший роль партизана, на репетиции уже хрипел, а режиссер все еще был недоволен - слово "Ленин" произносится недостаточно эмоционально. Однако, громче Прудкин кричать уже не мог. Что предпринять в этой ситуации?

"Битлз": "She's leaving home"

В песне "Битлз" "She's leaving home" ("Она ушла из дома") речь идет о девушке, ушедшей от обеспеченных родителей, от скуки размеренного существования, от вечной погони за деньгами и вещами. Те части песни, где речь идет о действиях и мыслях девушки, написаны в несколько романтическом духе.

Одновременно (вторыми голосами) звучит и "речь родителей", жалующихся на свою дочь. Они сделали для нее все, обеспечили ее всем, что можно купить за деньги - почему же она ушла от них и так и огорчила?

Слова родителей (по тексту) звучат контрастом к рассказу о героине песни. Но мелодия "родительской" части звучит одновременно с мелодией героини. Обе они должны быть с одинаковым настроением. Да и голоса, исполняющие обе партии, почти одинаковые - и с ними уже ничего не поделаешь. Как же все-таки показать противоположность тематики обеих партий?

Покинутый дом

Грузинский фильм "Меквеле" повествует о покинутых деревнях. Камера показывает дома, пустые комнаты, пыль на посуде, нетронутый снег на улицах. Вообще, фильм довольно грустный. И видеоряд, и звукоряд в нем (то, что вместе и называется фильмом) работают на то, чтобы зритель задумался об этих деревнях.

Если бы режиссёром были Вы?

Ричард III из одноименной пьесы Шекспира - злодей, издевающийся над своим окружением. Его бывшие друзья, союзники, придворные - все испытывают на себе коварство и злобу Ричарда. Представьте себе, что вы режиссер, хотите поставить эту пьесу, но в совершенно другой трактовке.

Почему люди не летают, как птицы?

На конверте альбома "Ансамбль Мэнфреда Мэнна" ("Мелодия", С60-14417-18) изображен человек, бегущий, раскинув руки, по взлетной полосе. Несмотря на его позу, на хорошую перспективу фотографии аэродрома, эффект взлета недостаточен. Как усилить ощущение взлёта?

Устал я любить тебя, Джульетта

"Ромео и Джульетта" В. Шекспира. Финал. Оба героя погибают. Трактуют их смерть по-разному. В одних постановках причиной является неразумная вражда, в других - "издержки" феодализма, в третьих - козни врагов. Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли нашел еще один аспект. Внешние причины для него - естественное явление, они были и будут.

Мера ревности

На этот раз вы - режиссер-постановщик спектакля "Отелло". Сцена, в которой Яго рассказывает Отелло об отношениях Дездемоны и Кассио. Сперва намеки. Потом наводящие вопросы. Потом уже почти прямое "разоблачение". Яго и Отелло в этом эпизоде прохаживаются по террасе. И на протяжении этой "прогулки" отношение Отелло к речам Яго меняется. От досады на человека, который прервал отдых и размышления, к спокойным и убежденным ответам, и, наконец, к разбуженной ревности.

Финал

В грузинском театре им. Марджанишвили ставили "Анну Каренину". Постановка осуществлялась в символическом стиле. Важную роль в символике спектакля играл цвет одежды. У Левина - спокойный белый костюм и плащ. У Анны - тревожный красный плащ.

У каждого мгновенья свой резон

В повести американского писателя-фантаста Айзека Азимова "Стальные пещеры" есть эпизод, когда человек по имени Бейли и робот Дэниел идут вместе для расследования преступления. В описанном обществе господствует ненависть людей к роботам. Бейли на пути преодоления этой ненависти. В какой-то момент Бейли спрашивает у Дэниела, который час, и тот мгновенно отвечает: "Двадцать десять". Бейли начинает анализировать причины, по которым он задал этот вопрос - ведь у него самого есть часы.

Настроение света

Свет в кинематографе - одно из сильных выразительных средств. В зависимости от освещения героя можно передать нужное его состояние. Освещают актеров во время съемок специальные лампы, прожекторы. Их устанавливают светорежиссеры по специальному плану, заранее продуманному режиссером фильма. Что бы Вы предложили сделать, если бы нужно было показать смены настроений героя? Или смены его восприятия зрителем?

Павловский дворец

Император Павел I ненавидел своего предка - Петра I. Чтобы подчеркнуть отсутствие всякой связи между ними, Павел не захотел жить в Зимнем дворце, а приказал выстроить себе новую резиденцию. Воспитанный на классической античной культуре, Павел мечтал о славе полководцев и правителей Древнего Рима. Преемственность своей военной славы от древнеримских триумфаторов и хотел показать Павел в новом здании. Это должно было чувствоваться издалека, уже при подходе ко дворцу. Как это показать?

С верёвкой на... крокодила!

Берег Амазонки. Лодка. В лодке ловцы крокодилов. Интересно, что у них нет оружия, только веревка. И этой веревкой нужно лишить крокодила его главного оружия - зубов. Обвязать ему пасть? Если обвязать крокодилу пасть, то зубы нейтрализованы, но у человека не хватает сил затянуть так крепко веревку. Как это сделать?

Картошку жалко…

Картофельное поле. Из соседнего леса кабаны вольным стилем направляются на поле. Дикие свиньи ну очень любят картошку. Да и кто ж халяву не любит.

Можно огородить поле. Но какова будет себестоимость картошки? Отстрелять кабанов? А как же охрана окружающей среды?

Как же бороться с кабанами?

Косой… как рыба…

Рыба, обитающая в южноафриканских водах, охотится за насекомыми над поверхностью воды. Однако, в момент собственной охоты она сама может стать лёгкой добычей для хищников. Как быть?

Сдать оружие?

В помещения ООН запрещено входить с оружием — его следует отдавать охране. Но Арафату, как палестинцу и лидеру Организации освобождения Палестины нельзя расставаться с оружием. Что делать?

Проблема королевства Тонга

Королевство Тонга – маленькое островное государство в Океании недалеко от ста восьмидесятого меридиана. От более известного государства Западное Самоа его отделяет только сравнительно небольшой пролив. Тонга – достаточно современная страна. У нее есть даже своя конституция. Один из разделов конституции гласит, что государственной религией Тонга является методизм (одно из направлений баптизма).

Проблема бедуинов. Где взять мужчину?

Рождение сына для бедуинов – настоящий праздник. В честь этого события положено зарезать овцу и устроить пир. Однако если отец ребенка в этот момент находится в отъезде, то зарезать овцу некому – это сугубо мужское дело, женщина не имеет права этим заниматься. Обращаться за помощью к другим мужчинам тоже неприлично. Как же зарезать овцу?

Каждому – свое

В спектакле «Выбор» главный герой – талантливый художник, на картинах которого каждый видит что-то свое. Картины эти должны быть на сцене. Но как ни рисуй картины, а на них будет конкретное изображение. Как сделать, чтобы зрители спектакля тоже видели на картинах каждый свое?

Кому кусочек ночи?

Древнегреческие спектакли проходили только днем и только в открытом театре. Декораций не было. Если действие спектакля происходило тоже днем, то проблем не было. А как показать, что действие происходит ночью?

Говорите молча

В пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» все действие построено на том, что профессор лингвистики Хиггинс учит простолюдинку Элизу говорить, как аристократка. С этим связаны и сюжетные, и образные элементы пьесы. Представьте себе, что вы хотите поставить балет по пьесе «Пигмалион». Но в балете нельзя говорить! На чем построить сюжет?

Громче некуда

Руслан подъезжает к Голове, будит ее. Разъяренная Голова раскрывает рот и... У Пушкина дальше идут такие слова: «Но вот раздался голос шумный». В опере «Руслан и Людмила» «голос шумный» означает, что партия Головы должна звучать гораздо громче партии Руслана. Но в дуэте Руслан тоже не может петь тихо – он злится на неожиданное препятствие, и его партия должна звучать максимально громко. Как же показать «голос шумный» партии Головы?

Голые стены

В средневековых китайских храмах не разрешалось расписывать стены, устанавливать скульптуры, вообще вводить какие бы то ни было украшения. Стены, пол, потолок храма должны были быть чистыми и голыми. Но люди приходят в храм отрешиться от забот, обрести душевный покой. По восточным понятиям это можно сделать созерцанием красоты. Голые стены, лишенные любых украшений, едва ли способствуют этому.

Безумный Аякс

У древних греков была легенда об Аяксе. Герой, равный по доблести своему другу Ахиллу, после его гибели хотел получить доспехи Ахилла. Однако доспехи были присуждены ахейцами Одиссею. Оскорбленный Аякс решает ночью перебить вождей ахейцев. Спасая ахейцев, Афина насылает на Аякса безумие. И вместо противников, тот убивает стадо скота.

Жалкое величество

Режиссер Ф. Дейч (рижский ТЮЗ) ставил пьесу Д. Соломона «Пес Диоген». В финале нужно было показать противника Диогена – Аристодема – значительным политиком, крупным государственным деятелем. Поэтому на сцене Аристодем сидит в троноподобном кресле. Но вместе с этим необходимо показать, что перед зрителем старый, совсем больной человек. Как это сделать, не теряя значительности Аристодема?

Всех заездил Ситроен…

Французский автомобильный король Анри Ситроен уже в начале века пользовался рекламой с огромным размахом. Газеты, рекламные щиты, агенты, светящаяся надпись на Эйфелевой башне... Но вот наступил момент, когда газеты практически перестали писать о Ситроене. Во Францию приезжало много знаменитостей, журналистам было не до Ситроена. Скупать журналистов – очень дорого, а рекламная кампания не должна останавливаться… Что делать?

Мысли – скакуны

В повести Айзека Азимова «Стальные пещеры» есть эпизод, когда человек по имени Бейли и робот Дэниел идут вместе для расследования преступления. В описанном обществе господствует ненависть людей к роботам. Бейли на пути преодоления этой ненависти. В какой-то момент Бейли спрашивает у Дэниела, который час, и тот мгновенно отвечает: «Двадцать десять». Бейли начинает анализировать причины, по которым он задал этот вопрос – ведь у него самого есть часы. И приходит к печальному выводу, что это был способ подсознательно подчеркнуть, что Дэниел – всего лишь робот. На самом деле, описанные мысли Бейли промелькнули в одно мгновение, а читать их в повести – долго. Как же показать (без авторского комментария), что прошло всего мгновение?

Божественная роща

Боги вавилонских царей обитали в священных рощах. Самому царю, как живому божеству, тоже надлежало иметь такую рощу, в которой он мог бы бродить, как и положено небожителям. Посадить такую рощу нетрудно – земля вокруг Вавилона удивительно плодородна. Да вот беда – царю положено жить в высоком дворце – его божественная нога не должна касаться грешной земли, он не имел права спускаться для прогулок на землю.

Наша песня хороша…

Группа «Битлз» по контракту со студией звукозаписи должна была выпустить маленькую пластинку – сингл – с двумя песнями. Обычно такие пластинки содержали одну хорошую песню и одну – какая получится. Первой стороной пластинки считалась та, на которой была записана хорошая песня. Там и стояла цифра 1. А песня послабей располагалась на стороне 2. Но «Битлз» для этой пластинки написали две великолепные песни. Как показать, что обе песни хороши?

Занавес!

Эстрадные клоуны З. Малков и А. Тряпицын задумали новую сценку. Они хотят сатирически показать события, происходящие за кулисами перед выходом актеров на сцену: волнение артистов, недоделки в декорациях и реквизите, конфликты между актерами, рабочими сцены, режиссером. Чтобы было предельно ясно, что действие происходит ДО начала представления, занавес должен быть закрыт. Но тогда зрители не увидят сценку.

Чернильное озеро

В центре Алжира есть «чернильное» озеро: вода в нем имеет чернильный цвет. И вот что интересно: в озеро впадает несколько рек, и во всех – кристально чистая вода. На дне озера тоже нет никаких веществ, которые могли бы придать воде чернильный цвет.
Откуда же берутся «чернила»?

Чтоб колесо не убежало…

Колеса башенных подъемных кранов делают со специальными выступами – ребордами, которые не дают колесу соскочить с рельсов. Но эти реборды быстро стираются. Приходится менять колесо. А ведь сменить колесо на башенном кране – это не то, что на автомобиле. Стройку останавливают, подвозят мощные домкраты, приподнимают кран на несколько миллиметров, чтобы он не опрокинулся... Долго и очень дорого.

Китайские храмы

В средневековых китайских храмах не разрешалось расписывать стены, устанавливать скульптуры, вообще вводить какие бы то ни было украшения. Стены, пол, потолок храма должны были быть чистыми и голыми. Но люди приходят в храм отрешиться от забот, обрести душевный покой. По восточным понятиям это можно сделать созерцанием красоты.

Горький-буревестник

Жанр бюста в скульптуре позволяет изваять только голову и плечи портретируемого. В этих рамках и нужно создавать необходимый образ. Скульптор Шадр работал над бюстом молодого Горького. Чтобы показать пафос борьбы писателя, его бесстрашие, непреклонность, окрыленность, Шадр выбирает образ Буревестника из горьковской «Песни о буревестнике».

Костюмы для эльфов

Герои пьесы Шекспира "Сон в летнюю ночь" – эльфы и феи. Чтобы показать, что действие происходит в старину, актеры обычно играли их в пышных средневековых костюмах. Но один режиссер решил, что это неправильно. Феи и эльфы – персонажи народных сказок, они не должны быть роскошно одеты. Как режиссеру выйти из этой ситуации?

Публикации автора

Биография искусства

Книга посвящена новому подходу к истории искусств — теории развития художественных систем. Автор — Юлий Мурашковский - специалист по ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Книга отвечает на вопросы: зачем нужно искусство, как оно развивается, что в нем вечно, а что временно, как решать художественные проблемы.

В лабиринтах культур

— В детстве, — а это был конец пятидесятых, — мне подарили книгу о правилах поведения. Эта была не первая книга на модную тогда тему. Но впервые я прочитал не просто назидательные рекомендации, а историю тех или иных норм. Так я узнал, что обычай снимать перчатку перед рукопожатием возник у рыцарей. Они тем самым показывали, что в руке нет оружия. А, скажем, идти слева от дамы мужчина должен был потому, что на левом боку у него висела шпага. Идя справа, он неизбежно бил бы свою даму шпагой по ногам. Правда, дальше в книге было написано, что современным военнослужащим рекомендуется идти именно справа, чтобы не ударить даму локтем, отдавая честь идущему навстречу офицеру. Вот это-то меня и удивило.

Свою точку зрения на развитие культур высказывает Юлий Мурашковский.

Закономерности развития искусств

Книга посвящена новому подходу к истории искусств — теории развития художественных систем. Автор — специалист по ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Книга отвечает на вопросы: зачем нужно искусство, как оно развивается, что в нем вечно, а что временно, как решать художественные проблемы. На примерах и задачах, взятых из практики мастеров искусств, показаны механизмы решения художественных проблем, закономерности развития искусств.

Запчасти для таланта

Архимед открыл закон плавания тел. Ньютон открыл закон всемирного тяготения. Эйнштейн открыл принцип относительности. Все трое были великими учеными.
Архимед жил в Древней Греции в 3 веке до нашей эры. Ньютон жил в Англии в 17-18 веках. Эйнштейн жил в Европе и Америке в 19-20 веках.
Автор: Юлий Мурашковский

Информация для синтеза учебных задач

Песня "She Loves You" заслуживает особого внимания не только из-за ее грандиозного успеха. В ней наиболее ярко отразились типичные черты раннего периода творчества "Битлз", когда гармонии и принципы построения композиций основывались на традициях американской,  вокальной музыки.

Исследования и исследователи

Как исследователи отыскивают нужную информацию? Что такое «протогипотеза» и как она указывает путь исследований по выбранной теме? Какие мыслительные операции необходимы на разных этапах развития научных представлений и какими качествами мышления должны обладать Исследователи на этих разных этапах? Автор дает ответы на эти вопросы на основе анализа большого количества примеров из истории изучения электромагнетизма, света, биологии, химии, астрономии, космогонии, первобытной истории.

Кирпичики науки

С чего начинается научная модель? Это не такой праздный вопрос, как кажется. Науки проходят разные этапы своей жизни. Об этом читайте в статье "Кирпичики науки". Авторы: Ю. Мурашковский

О чем напишут завтра?

Как рождению ребенка предшествует эмбрион, вовсе не похожий на человека, так и рождению новой темы предшествует нечто не очень понятное и не очень симпатичное. Причина этого лежит в истории группы. Группа начинает формироваться. Кто может ее хорошо описать в виде Художественной Системы? Лучше всего с этим бы справились представители самой группы. Но они, чаще всего, не имеют для этого ни навыков, ни времени, ни желания заниматься чужим для них делом…

О зарождении, развитии и изменении тем в искусстве читайте в главе «О чем напишут завтра?» из рукописи «Об искусстве» Юлия Мурашковского.

Ошибка Киплинга

«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись…» – писал когда-то великий английский поэт Редьярд Киплинг. А почему, собственно говоря, не сойтись? Оказывается, этот вопрос имеет давнюю историю. Конфликтные ситуации, возникающие между разными культурами, можно рассматривать как изобретательские задачи, к которым применимы инструменты ТРИЗ. Автор: Юлий Мурашковский

Ошибка Киплинга

«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись...» – писал когда-то великий английский поэт Редьярд Киплинг. А почему, собственно говоря, не сойтись? Оказывается, этот вопрос имеет давнюю историю. О решении противоречивых ситуаций между различными культурами читайте в статье Юлия Мурашковского.

Приподнимем занавес за краешек...

Юлий Мурашковский рассматривает, как закономерности ТРИЗ применяются для решения проблем в искусстве.

Путь в океан

О развитии исследовательского мышления сейчас говорят много – это стало модной темой. Но действительно глубоких исследований на тему «Как развивать исследовательское мышление» исключительно мало.

Расти, изменяясь

Еще в восьмидесятых годах я прочел, кажется, в «Литературной газете», статью под названием «Тоска по искусствометрии». Автор жаловался на то, что нет надежного критерия – как определить, что в искусстве действительно хорошо и вечно, а что слабо и преходяще. Действительно, сколько восторгов часто изливается по поводу тех или иных произведений, а проходит десяток лет – и никто уже не может вспомнить, что же там было. Зато неожиданно всплывают и остаются в истории произведения, удостоенные в лучшем случае ругани, а в худшем просто не замеченные критикой. Вот если бы была такая линеечка: приложил ее к произведению – и видно, хорошее оно или плохое...
Автор: Юлий Мурашковский

Стадии развития научных представлений

Этот доклад сделан два года назад. Дальнейшие исследования выявили новые факты. Отчасти они дополняют предлагаемую модель. Отчасти — вступают с ней в противоречия. Сегодня модель имеет несколько иной вид.

Однако я сознательно не предлагаю вам новые версии. Я не считаю правильным, когда кто-то один вещает с трибуны, а остальные ему внимают. Предложенная вашему вниманию статья — материал для дальнейшей совместной работы.

Я жду ваших замечаний, предложений. Единственная просьба — любой ваш тезис снабжайте, пожалуйста, двумя примерами. Один пример можно трактовать как угодно, два — гораздо труднее. Когда соберется некоторое количество замечаний, я предложу вашему вниманию последнюю версию модели и сравнение ее с вашими материалами.

Если ваши замечания совпадут с результатами моих исследований, это будет приятно. Если обоснованно не совпадут — это будет полезно.

Схема синтеза творческих задач. Теория

Кто из нас не решал задачи? Помните — большинство из них откровенно скучные и занудливые? И, главное, непонятно — зачем их уметь решать и как это пригодится в повседневной жизни. Но иногда! Вот он, миг встречи с удивительно красивой и интригующей задачей. Когда возникает страстное желание осилить её.

Третья задача

Эта статья не предназначена для чтения. Она предназначена для работы. Поэтому каждый раздел статьи кончается вопросом. Прежде, чем читать следующий раздел, стоит остановиться и попытаться ответить на выделенный вопрос. А затем сравнить ответ с дальнейшим текстом. Если вы это сделаете, то статья может дать ряд новых пониманий. Если нет, то вся цена ей – десяток новых примеров для застольных бесед говорит Юлий Мурашковский

Ударим ТРИЗ-ом по богохульству и безбожью!

Статья Юлия Мурашковского посвящена религиозным задачам. В статье 19-ть задач, часть из них сегодня не имеет решений… Также проводится анализ решений этих задач, полученных в ходе обсуждения данной темы в форуме на сайте.

Место в рейтинге авторов

27

Опубликовано материалов

72