Блог Владимира Бубенцова

Опыт индивидуального обучения ТРИЗ

Блог Владимира Бубенцова

Дата: 20.12. 2016

Бубенцов В.Ю., специалист по ТРИЗ 4 уровня, к.т.н.

Центр креативных технологий «Идеальные решения», Москва, 2016 г.

Несколько последних лет в Центре креативных технологий «Идеальные решения» ведётся достаточно активная практика индивидуального обучения ТРИЗ, в том числе для людей неинженерных специальностей. Хотя количество людей, прошедших такое очное обучение, сравнительно невелико, и, с точки зрения правил статистики, какие-либо серьезные выводы на малочисленных выборках делать не очень корректно, надо заметить, что и ёмкость рынка индивидуального очного обучения ТРИЗ даже в Москве, не говоря уже о регионах, невелика, и не попытаться поделиться уже имеющимися наблюдениями и выводами, пусть имеющими возможно значительную погрешность, было бы неправильно.

 

Какие проблемы обычно встают на пути желающего обучиться ТРИЗ

Чаще всего это:

  • Проведение обучения без учета индивидуальных психологических особенностей обучающегося, например, в высоком для конкретного обучающегося темпе.
  • Большая длительность обучения.
  • Сложность запоминания материала.
  • Сложность освоения навыков использования методов ТРИЗ.
  • Непонимание места изучаемого материала в процессе решения задачи.
  • Непонимание места изученного в своей жизни.
  • Неумение использовать освоенный метод в других областях.
  • Неудобное место и время занятий.
  • Отсутствие гарантии качества обучения.
  • Скучное изложение материала.
  • Нет ощущения прогресса.
  • Сложные задачи.
  • Учебные задачи и примеры из непонятных областей деятельности, особенно если обучающиеся - гуманитарии (например, экономисты, психологи-коучи, бухгалтеры и т.д.)

Что касается длительности обучения, то известно, что большинство стремится к волшебной таблетке, которая позволила бы, просто пролистав книжку, освоить любую науку. Эти мечты понятны, как и то, что человек для получения навыков игры на музыкальном инструменте занимается 5 лет в музыкальной школе. Изучая высшую математику в вузе, только на лекции и семинары по данному предмету тратит около 400 часов, не говоря о самостоятельных занятиях.

Но ведь хочется научиться многому, и в первую очередь тому, что может быть полезным помощником в других видах деятельности. Поэтому мы предлагаем компактный учебный курс, постаравшись с учетом индивидуального запроса (методы решения проблем каждому нужны для чего-то своего) свести потери времени к минимуму и дать максимально эффективные методики в минимальное время. Общая длительность курса индивидуального обучения определяется индивидуально, в зависимости от целей слушателя. Кроме того, время позволяют экономить очные занятия в центре города, рассылки по электронной почте дополнительных текстовых, аудио- и видеоматериалов, ссылок на сетевые материалы. Хорошо продуманная рабочая тетрадь обеспечивает помощь в запоминании материала; простоту навигации; наличие ответов на все возникающие при обучении вопросы; возможность делать в ней записи в необходимом количестве; наличие необходимого справочного материала; возможность через произвольный промежуток времени с её помощью полностью восстановить полученные на занятиях знания.

По запросу осуществляется работа с задачами слушателя. Мы стараемся не решать эти проблемы за слушателя, а помочь ему самостоятельно справиться с использованием новых навыков при рассмотрении его задач.

Чтобы снять проблемы со сложностью запоминания материала и освоения соответствующих навыков, мы постарались обеспечить максимальное удобство запоминания материала, продуманную систему упражнений «от простого к сложному», четкую структурированность материала. Упражнения и задания организованы по схеме, предусматривающей поддержание любопытства, высокие физический и эмоциональный тонус.

Много примеров и задач из разных областей деятельности помогают понять, где и как на работе, в быту, в семье могут быть применены полученные знания в области ТРИЗ.

Что касается гарантий качества, то помимо многолетнего опыта нашей работы, в частности, отражённого на наших сайтах в многочисленных отзывах, занятие ведут только сертифицированные Международной ассоциацией ТРИЗ специалисты 4 и 5 уровня.

 

Кто обучается

Обучающиеся – мужчины в возрасте от 28 и до 50 лет. Женщины ни разу не обращались за индивидуальным обучением, и, несмотря на проявленный интерес к креативным методам, всегда предпочитали обучение в группах. Это интересная аномалия, так как, например, среди индивидуально обучающихся иностранным языкам в Москве женщины составляют если не подавляющее большинство, то весьма значительную часть.

Базовое образование обучающихся – в 45% случаев инженерное. Достаточно часты случаи людей со вторым высшим.

Что касается служебного положения обучающихся, то это, как правило,

  1. Руководители предприятий
  2. Владельцы бизнеса
  3. Топ-менеджеры
  4. Бизнес-консультанты

 

Почему решили обучаться

Мотивы для обучения, как правило, следующие: повышение личной эффективности; саморазвитие; поиск новых способов решать задачи, стоящие перед ними на работе; набор знаний перед тем, как заняться самостоятельным делом, предпринимательством; желание сделать резкое изменение в своей жизни.

 

Чему обучаются

ТРИЗ как методика создания изобретений, и вообще разговор об изобретениях никого из обучающихся не интересует. Приходится констатировать, что тема изобретательства и изобретений в своём старом, «классическом» понимании умерла и вызывает скорее непонимание. Клиентов интересует ТРИЗ как инструмент для решения проблемных ситуаций, повышения эффективности работы с проектами, в частности инновационными, и как система для саморазвития, повышения качества мышления.

В процентном отношении материал, востребованный обучающимися, соотносится в среднем в следующей пропорции:

- РТВ – 30-35%,

- постановка задачи – 30-35%,

- решательные инструменты – 30-40%.

Наполнение курса задачами и примерами – востребованы нетехнические тематики, даже в случае инженерного образования обучающихся и их работы в технически ориентированных организациях. Это, как правило, обусловлено тем, что им, как работникам преимущественно управляющего звена, приходится решать задачи организационные, мотивационные, стратегического и тактического планирования, а не разрабатывать непосредственно какие-либо технические устройства.

Для той же категории учащихся, которые заинтересованы в саморазвитии, примеры и задачи приходится подбирать на уровне бытовом, социальном, на уровне взаимодействий между людьми, или задачи из области философского осмысления жизненных ценностей, то есть из той категории, в которой проблемные ситуации имеют множество размытых параметров со сложностями анализа и постановки задачи. Важное место в таких проблемах при их исследовании и выделении задач имеют мировоззренческие позиции, мотивы клиентов и случайные ситуативные факторы. Людьми эта тематика востребована, но надо отметить, что литература по ТРИЗ весьма бедна примерами подобных задач, не говоря уже о хороших разборах.

 

Длительность и места обучения

Места проведения занятий: обычно выбирают либо так называемое «третье место» (чаще это кафе в центре Москвы), либо выезд к обучающемуся. Что интересно, в городе находится много так называемых антикафе, которые и предназначены для подобного рода встреч и дают хорошую возможность индивидуальных занятий. Но эти места очень редко применяются в качестве возможных мест занятий, поскольку по своему уровню сервиса, комфорта не удовлетворяют, а по среднему чеку далеко превышают уровень обычных кафе. В то же время, обычные кафе таких сетей, как Coffee Bean и Costa Coffee, уже превратились в Москве в места постоянной работы многочисленной армии репетиторов.

Комфортный режим обучения для слушателей – 2 астрономических часа 1-2 раза в неделю. Время - более предпочтительны для обучающихся утро или день. На вечерние часы чаще попадают занятия, связанные с выездом к заказчику.

Редко встречается вариант занятий по 3 часа, так как уже ближе к концу 2-го часа, как правило, замечается нарастание усталости. Проводить занятие 3 часа и более не рекомендуется - эффективность работы падает достаточно заметно.

Также в случае занятий в вечернее время рекомендуется давать облегчённый хотя бы на треть материал, - внимание и прочие характеристики умственной деятельности обучающихся к концу рабочего дня падают, что начинает ярко проявляться уже к концу первого часа вечерних занятий. Некоторые обучающиеся сами об этом заявляют, стоит лишь попытаться немного увеличить нагрузку.

Средний объем востребованного обучения – 40-50 учебных часов, минимальный – 20 уч. часов, максимальный на текущий момент – 70 уч. часов. Часто уже после 40‑часового курса слушатели начинают приносить свои задачи и далее стараются вести обучение на них, переводя чисто обучающие мероприятия в совместное решение и попытки выстроить изученное в личную, подстроенную под себя работоспособную систему.

 

Откуда берутся слушатели

Специально поиск кандидатов на индивидуальное обучение не осуществлялся, они приходят сами. Способы «выхода на цель» разнообразны – от личных рекомендаций до интернет-поиска. Последний способ выхода на наш обучающий курс наиболее часто встречается – наш основной сайт, Trizland.ru уже не первый год занимает вторую позицию в выдаче Яндекса по запросу слова «ТРИЗ», 1 место по запросам «семинары ТРИЗ» и «индивидуальное обучение ТРИЗ» , 2 место по запросу «тренинги ТРИЗ».

Всегда начало занятий предваряется встречей-консультацией, иногда переходящей в пробный урок. Это нужно как для обучающегося, чтобы он мог понять, нужно ли ему именно это, и будет ли ему комфортно с преподавателем, так и для преподавателя, чтобы правильно понять запросы и возможности обучающегося, и выстроить предварительную программу обучения.

 

Когда индивидуальное обучение для слушателя – благо:

1. Индивидуально заниматься удобно, если занятость не позволяет заниматься в группе по жесткому расписанию. Кроме того, групповые занятия по ТРИЗ проходят даже в Москве достаточно редко, и сложно подгадать свой график работы к этому событию. Второй минус занятий в группах по ТРИЗ – как правило, эти семинары проходят полный день и длятся несколько дней. Очень немногие могут вырваться с работы и от семьи на неделю-другую.

2. Если клиент просто привык ко всему хорошему, и считает, что внимание преподавателя должно быть целиком сосредоточено на нём. Что ж, в этом есть большая доля правды.

3. Если нужен гибкий график обучения – время очередного занятия обговаривается отдельно, и слушатель легко может вносить изменения, – и интенсивный формат проведения занятий. То, на что при групповых занятиях приходится тратить иногда часы, подтягивая наиболее непонятливых до общего уровня, в индивидуальном порядке можно решить за минуты.

4. Такое обучение позволяет учитывать индивидуальный стиль мышления, психологические особенности, уровень подготовки. Это важный фактор – люди с аналитическим мышлением нуждаются в одном стиле и материале для обучения, фонтанирующие идеями «креативщики» - в другом. Если вы по образованию «технарь», инженер, то вам нужна другая программа, чем экономисту, юристу или психологу. Если вы топ-менеджер, то необходимые вам методики отличаются от тех, что нужны собственникам бизнеса. И т.д.

5. Учет индивидуального темпа усвоения материала позволяет вам максимально качественно проработать материал, что невозможно сделать в случае группового обучения, ориентирующегося на некие средние показатели.

6. Индивидуальные занятия позволяют оперативно решать возникающие рабочие задачи, связанные с тематикой обучения, непосредственно в ходе занятия.

7. Постоянный диалог с опытным в области ТРИЗ специалистом позволяет сразу получить обратную связь, исправить ошибки и в конечном счете «поставить хорошую школу» своего мышления.

8. В ходе индивидуальных занятий можно рассматривать свои личные задачи или задачи организации, при этом обеспечивается полная конфиденциальность, что иногда требуется подкреплять оформлением соответствующих бумаг (соглашение о конфиденциальности).

 

Дополнительные бонусы индивидуального обучения для преподавателя

  1. Поскольку обучение поводится со взрослыми людьми, занимающими не последние места в своих организациях, и заинтересованными в применении инструментария в своей практике, то работа с ними представляет собой и курсы повышения квалификации для самого преподавателя.
  2. Индивидуальное обучение со сложившимися в своих областях специалистами, каковыми чаще всего являются наши слушатели, представляет собой также замечательное средство для отрезвления, и приведения в порядок личной самооценки преподавателя – когда не всё идёт так гладко, как хотелось бы. И когда неожиданно какая-то мелочь обнаруживает лакуны в знаниях и навыках самого преподавателя. Поэтому, в некотором смысле, такие занятия – хождение по минному полю.
  3. Индивидуальное обучение часто выливается в дальнейший консалтинг.

 

Недостатки, свойственные индивидуальному обучению:

1)             Неточный плавающий график. Поскольку обучающиеся часто существуют в режиме ненормированного рабочего дня, время и даты очередных занятий часто меняются, что вызывает необходимость каждый раз корректировать график встреч или даже их места. Так, с одним из обучающихся место занятий менялось за время обучения трижды, в разных районах Москвы. Сюда добавляется наличие пробок в городе, что делает необходимым оставлять запасные получасовые зазоры времени для начала занятия - при планировании встреч обучающийся просто может не успеть вовремя. Максимальный срок опоздания, зафиксированный в нашей практике – 45 минут. Средний срок опоздания – 15 минут.

2)             Количество обучающихся. Если параллельно в один период времени обучающихся более чем трое, то это создаёт сложности для преподавателя, в случае, если помимо индивидуально обучения преподаватель имеет какие-либо иные дела, занимающие основное время.

3)             Необходимость составления индивидуальных программ, а также презентаций и рабочих тетрадей под них. Это вызывает необходимость иметь постоянно обновляемый банк задач и презентаций, из которых в короткие сроки нужно собирать очередные занятия.

4)             Необходимость носить компактный компьютер или планшет для демонстрации презентаций с запасным аккумулятором-пауэрбанком достаточной мощности, чтобы устройство можно было зарядить за время работы как минимум 2 раза, поскольку далеко не всегда места проведения занятий имеют возможность комфортно подключиться к стационарному источнику питания.

5)             Учащиеся не имеют возможности выполнять домашние задания, что заставляет менять структуру занятий по сравнению с классической.

6)             Необходимость подстройки под психологическое состояние учащихся и тематику их текущих работ, что требует иногда менять тему занятия на ходу. Это приводит к необходимости иметь несколько вариантов презентаций и раздаточного материала к каждому занятию, чтобы оперативно на ходу иметь возможность вписаться в конкретную ситуацию.

7)             Необходимость до начала занятий получить какой-то «теоретический минимум» по области деятельности обучаемого, а также тематике его основных интересов, чтобы был ресурс для обеспечения более точной «подстройки» под учащегося.

8)             Преподаватель должен быть достаточно психически пластичен, уметь подстраиваться под разные типы слушателей, уметь незаметно перехватывать инициативу, хорошо чувствовать учащегося на эмоциональном уровне. Это вызывает дополнительные сложности при занятиях, так как слушатели - взрослые люди, занимающие, как правило, командные должности разных уровней в своих организациях, склонны к работе «первым номером», хорошо контролируют свой эмоциональный фон и умеют маскировать внешние проявления своего характера, мотивы и намерения.

9)             Индивидуальное очное обучение взрослых комплексу методик ТРИЗ имеет много специфических особенностей, отличаясь от работы с группами таких же взрослых (где можно, например, замкнуть учащихся друг на друга, скомпенсировать часть недостатков силой «коллективного разума» или эмоциональным подъемом), или с группой студентов или школьников старших классов.

10)          При индивидуальном обучении максимально усилен скепсис обучаемого, внимание к деталям, что предъявляет высокие требования как в материалу, так и к поведению преподавателя. Критичный подход обучаемых, их акцентированный практицизм, требование отвечать за каждое слово, необходимость преподавателю демонстрировать в режиме импровизации навыки использования преподаваемого материала в приложении к задачам слушателей делает данный род деятельности далеко не самым комфортным для тех, кто привык к иной форме работы – групповым тренингам, преподаванию в вузах и т.д.

Добавить в блокнот
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)




Добавить комментарий:

Комментарии: