Блог Владимира Бубенцова

Креативные джунгли воскресной Москвы, или Путь розового слоника

Блог Владимира Бубенцова

Дата: 19.1. 2013

Вступление

В молодости всегда удивлялся на людей, которые в воскресенье, в выходной, ехали на какое-нибудь учебное мероприятие, вместо того чтобы заниматься домашними делами или общением с родными. Но пришло время, когда и я встал в ряды тех, кто использует воскресенье «не по назначению». Потому что 13 января, после длительного новогоднего отдыха, начался очередной этап охоты.

На кого можно охотиться в Москве? О, знаете, Москва очень богата на различные интересные объекты для охоты. Кто-то охотится за мужем-олигархом с Рублёвки. Кто-то – за карьерой. Кто-то – за деньгами.

Ну а поскольку мы не ищем лёгких путей, то охотимся на слоников. Правильнее будет так: на «розовых слоников».

История московской «слоновьей» охоты в области креативных методик насчитывает уже почти год. Те, кто не в курсе, что это такое, может посмотреть, например вот эти материалы:

Танцы розовых слоников, или не пускайте энтузиастов в посудную лавку!

Охота на слоников. Приквел

Психология креативности как искусство пересказа

Вместо вступления, или пара слов про охоту

Про деньги и креативность, или освоение новых площадок

Для тех же, кто более тороплив и спешит перейти к основной сути нашего повествования, скажем, что под «розовым слоником» понимается «гуру по креативу», преподающий некую смесь из разных простеньких креативных методик, надерганных из популярных книжек. Зачастую опыта работы и выполнения реальных проектов эти «гуру» не имеют. Кроме того, самые отчаянные из них частенько размахивают при этом аббревиатурой «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач), пугая слушателей словами «ИКР» и «противоречие», чаще невпопад. Как показывает опыт, почти все эти «гуру» с ТРИЗ и другими креативными методиками знакомы исключительно по старым или слишком новым книжкам и популярным статьям.

 

Начало охоты

 

Киношкола «Лестница»

 

Итак, в воскресенье 13 января пополудни, а точнее в 12.30 я поднимался от театра Оперетты по Большой Дмитровке к дому № 9, где в помещении Киношколы «Лестница» должен был проходить семинар «Как создавать выдающиеся продукты?». Помещение располагалось на 5 этаже старого дореволюционного дома с большими лестничными пролетами, и как водится, лифт не работал (да собственно и зачем лифт в воскресенье в доме, где одни офисы?). Добравшись наконец до места назначения, я оказался в небольшой почти пустой комнате около 30 кв. метров, давно не ремонтированной, где были экран, три ряда стульев, проектор, подтёки на потолке...

Постепенно народ подтягивался, и к 13 часам – началу семинара  -  в аудитории было 6 мужчин и 14 женщин. По возрасту (интересно же, кто по воскресеньям ходит по подобным мероприятиям!) это были по большей части люди от 23 до 30 лет, человека три были от 35 до 45 лет.

 

семинар Как создавать выдающиеся продукты?

 

Что обещали дать на семинаре

В ходе семинара было обещано разобрать инструменты создания инноваций и основные методики контролируемой креативности. Кроме того, обещалось в группах применять полученные знания, создавая принципиально новые товары/услуги и проекты в различных областях жизнедеятельности человека.

Цели семинара: их организаторами было объявлено три:

  1. Используя практический подход, познакомить участников с методиками контролируемой креативности и инструментами создания инноваций.
  2. Заставить участников думать, используя нестандартное, дивергентное мышление.
  3. Построить взаимодействие в группе для последующего формирования реальных бизнес-проектов.

Планируемый результат:

  1. Практические знания в области «техники создания инноваций» и «контролируемой креативности".
  2. Новые знакомства с интересными людьми.
  3. 2 часа безудержного креатива и работы в группе.
  4. Минимум 2 реальных бизнес-проекта.
  5. +10 к интеллекту.

 

К сожалению, что такое «+10 к интеллекту»,  выяснить ни до, ни во время семинара не удалось. Так же как не случилось и реальных бизнес-проектов.

Расписание семинара говорит само за себя:

  1. 12.45 — 13.00 — знакомство участников и формирование проектных групп
  2. 13.00 — 13.30 — тренер расскажет об основных методах создания инноваций и техниках креативности
  3. 13.45 — 14.30 — применяя полученные знания, в группах по 5 человек участники будут усовершенствовать существующий продукт
  4. 14.30 — 14.45 — презентация проектов
  5. 15.00 — 15.45 — участники попытаются создать принципиально новые инновации в различных областях жизнедеятельности человека
  6. 15.45 — 16.00 — презентация проектов
  7.  

То есть научить делать выдающиеся товары нас собирались, вместе со всеми необходимыми креативными техниками и  презентациями, за 3 часа.

 

Семинар проводил некто Ярослав Тихомиров, делающий вместе с товарищами проект yamarketing.ru. К сожалению, деталей про личность этого тренера весьма молодой наружности (явно до 30 лет, а скорее около 25) выяснить особо не удалось, так как сайт этого проекта отличается завидным минимализмом, а информации в сети про него очень мало. Сам он лишь сказал, что занимается в основном маркетингом.

 

Ярослав Тихомиров

 

Первый этап. Техники креативности

Семинар начался с того, что нас познакомили с самой полезной привычкой руководителя. Что бы это было? Оказывается, это привычка задавать вопросы. А чтобы человек не забывал задавать вопросы, было предложено несколько «креативных» техник. Первая – это вешать на руку резиночку канцелярскую и, оттягивая её, больно щёлкать себя, как только выяснится, что Вы забыли задать себе вопрос. Вторая – поощрять себя. Третья представлять себе, как Вас хвалят Ваши родители.

Далее была рассказана великая и ужасная техника, названная «Мозговой штурм 1-3-5», или в интерпретации ведущего, 1 минута – 3 идеи – 5 циклов. Причём про суть мозгового штурма и его особенности – как методики вообще, так и конкретно этой модификации, не было сказано ни слова. Но было подчеркнуто, что тут главное – стресс, тогда, мол, идеи польются широким потоком, как источники общественного богатства при коммунизме.

 

Семинар в Москве

 

Рассказ про бисоциации и бионику был не менее краток. Надо смотреть, что есть интересного в природе и по аналогии переносить в решения – было сказано ведущим. Очень содержательно, в книгах 60-х годов этой методике посвящались сотни страниц. А теперь пара фраз. Прогресс, однако… Правда, в качестве примера было рассказано об изобретении застёжки-липучки. Но в этом рассказе было очень много неточностей, мягко говоря – ведущий явно читал какой-то пересказ из десятых уст.

 

Москва семинар по Триз

 

Следующей креативной методикой был метод фокальных объектов. Представлен он был также своеобразно. Для создания идей предлагалось

записать название фокального объекта, затем взять обязательно художественную книгу, из неё наугад выбрать три существительных, к каждому записать по три придуманных прилагательных, а затем вместо существительных подставить фокальный объект и генерировать идеи. Почему для представления этого метода была выбрана такая разновидность метода фокальных объектов, тем более что художественных книг никто с собой не приносил, и в аудитории была разве что пара книг в айфонах у слушателей…

 

Метод фокальных объектов

 

И наконец был представлен список контрольных вопросов Осборна, но почему-то названный Контрольной таблицей Осборна, который был также сопровожден лишь парой фраз.

 

Контрольная таблица Осборна

 

Рассказ о всех методах креативности занял 15 минут времени. После чего было дано несколько объектов для работы, слушатели разбиты на группы по 5 человек, и было предложено начать придумывать продукты на тему выбранного объекта с использованием всех этих методов.

Кроме того, каждому была выдана игральная карта, чтобы в группе один играл роль модератора, второй – поощрителя всех и вся, третий – доброжелательного критика, четвертый – лидер, пятый – ещё кто-то. Зачем в групповую работу по методу мозгового штурма была введена дифференциация группы по одной из вариаций Де Боно, непонятно, так как эти роли никто не отработал, и фактически такая вводная лишь дополнительно запутала группы.

Ну и напоследок были представлены «Условия успешного креатива»:

- Нет критике!

- Безрассудство поощряется.

- Комбинируйте.

- Отбросьте прежний опыт.

- Проявите интерес.

Условия столь же банальные, сколь и общие, и не привязанные конкретно ни к одной из представленных методик.

Работа групп над такими объектами как термос и будильник в течение примерно 35 минут и последующая презентация придумок представителями групп показала очень ярко, что:

1)      Никто почти не понял, как правильно применять методики.

2)      Выделенное время (порядка 35-40 минут) и предложение применить все методики по очереди совершенно очевидно никак не коррелировали между собой.

3)      Народ ничего не понял про бионику и бисоциации (кстати, это слово пишется правильно с двумя «с», то есть «биссоциация» – ведущий даже в этом сумел ошибиться).

4)      Эффективность работы была крайне низка.

 

2 этап. Создание «принципиально новых инновации в различных областях жизнедеятельности человека» 

После 10-минутного перерыва начался обещанный 2 этап работы.

Начался этот этап с туманного заявления ведущего, что поскольку он вообще то ли занимается, то ли изучает маркетинг, то сейчас он нам немного на эту тему расскажет. После чего жаждущим истины слушателям были сообщены «Главное убеждение и главный вопрос для создания выдающихся товаров». А именно – какую ещё ценность я могу дать потребителю? Причём в преподнесенной интерпретации это выглядело исключительно как повышение полезных функций продукта.

Далее было-таки расшифровано, что понимать под «выдающимся» товаром. Это товар, о котором хочется рассказывать; он вызывает эйфорию; он имеет ценность, не имеющую цены. Ну и, разумеется, заходить для получения такого чуда надо от потребностей потребителя.

После этого нам была презентована декартова система координат, где на оси Х было написано «Любовь к товару», на оси Y – Уважение товара. Правда, каких-либо конкретных инструкций, что дальше с этим делать в процессе создания «выдающегося товара», дано не было. Более того, данная схема вызвала некоторую критику со стороны слушателей, так же как и последующее высказывание ведущего, что самое важное для компании, особенно на стадии стартапа, да и на любой другой стадии развития, независимо от состава персонала – это способность к собственному масштабированию, саморазмножению и саморегулированию. В общем, весь это небольшой рассказ напоминал плохой пересказ какой-то западной книжки.

После попытавшейся было завязаться дискуссии ведущий быстренько свернул на следующий этап работы. Слушателям в качестве тем было предложено выдвинуть главные проблемы российского общества. С целью их решения и предложения некоего продукта для этого через 40 минут. В общем, гулять так гулять, как говорится.

Слушатели выдвинули в качестве вариантов такие проблемы: демографический упадок, миграция, коррупция, отсутствие производства, экология, утечка мозгов и отсутствие стабильности.

Далее в течение опять же нескольких минут ведущий предложил для решения этих проблем такие техники, как NIE и технику абстрагирования. Что такое абстрагирование, всем понятно. Технику же NIE ведущий объяснил как перечисление состава проблемы, высказывание обратных к записанным утверждений и затем предложения, как эти обратные утверждения получить.

Для тех, кто не знаком с техникой NIE:  эта пятиступенчатая техника NIE Бамбека Йорна и Антье Волтерс была разработана на основе ментальных провокаций Де Боно. NIE здесь означает «изобретение новых идей» (neue Ideen erfinden). Техника NIE предполагает поэтапное продвижение:

1. Сформулировать свою проблему.

2. Пересчитать все моменты, включенные в Вашу проблему как нечто само собой разумеющееся.

3. Образовать NIE-формулировки, то есть отрицающие те утверждения, которые Вы сделали на втором этапе.

4 Поиск новых идей, исходя из NIE-формулировок.

5 Выбор лучших идеи и их реализация.

Специалисты же по ТРИЗ помнят другой инструмент, весьма похожий, опубликованный в Журнале ТРИЗ №1 от 1995 года под названием «Выбор задач с помощью оператора отрицания нежелательного действия» (автор Пономаренко А.И.). Кстати, не исключено, что эта публикация по времени предшествовала западному варианту – к сожалению, дату первой публикации техники NIE мне найти не удалось.

После введения этих двух новых техник и призыва также использовать и другие методы, то есть те четыре, которые были упомянуты вначале, ведущий предоставил слушателям дальше возможность в течение почти 40 минут самостоятельно бултыхаться в проблеме.

Читающий эти строки! Чтобы было проще представить сложности, с которыми столкнулись участники семинара, представьте, что Вам дали ножницы для вырезания новогодних снежинок из бумаги. Но вместо бумаги вручили бревно, предоставив Вам самостоятельно без инструкций сделать из него бумагу, и уже потом вырезать звездочки!

Другими словами, слушателям дали проблему глобального формата, не снабдили их никакими инструментами для постановки задач, и при этом весь инструментарий, с которым они были ознакомлены на семинаре, относился к работе с задачами, уже вычлененными из проблемы и до некоторой степени обработанными.

На примере нашей группы я наблюдал, что 90% отпущенного времени ушло на то, чтобы просто из проблемы вычленить какую-то более-менее внятную задачу рангом пониже и что-то по ней сгенерировать почти без всяких методик. У других групп дела шли не лучше. Результат был предсказуем – в презентациях участников были озвучены банальности.

 

Окончание семинара

Окончание семинара было кратким. Ведущий рассказал, что через несколько дней будет новый семинар. Затем посоветовал всем использовать очень передовую и эффективную технику – «Запрос перед сном». То есть перед сном думать интенсивно над интересующей проблемой и так заснуть (интересно, уважаемый читатель, если Вы будете думать перед сном о своих проблемах, легко ли Вы заснёте?). И вот наутро в 50% случаев Вы проснётесь с ответом.

Что до срабатываемости этого метода – тут вопрос большой. Касательно же новизны и прогрессивности – я встречал этот метод под названием «Моноидеизм» в книге А.А. Лиханова «Скрижали мага» 1913 года издания. Книга эта, выпущенная под редакцией А.В. Трояновского известного переводчика, члена петербургского кружка «Орден Иллюминатов», издателя и главного редактора журнала оккультных наук «Изида» в 1909-1916 годах, сыгравшего большую роль в распространении астрологических и оккультных знаний в предреволюционной России – представляет собой эклектический сборник эзотерических западных и восточных техник по развитию различных оккультных способностей. Так что новизну в этой технике, упоминавшейся и в более ранних источниках, вплоть до античных (вспомним о вопрошании олимпийских богов, когда человек, ищущий решений своих проблем, засыпал в храме, надеясь на посещение его кем-то из Олимпийцев во сне и получение ответа), усмотреть можно лишь с большой натяжкой…

Наконец, после пожелания новых встреч народ быстренько стал растекаться по уже сумеречной Москве. Главную задачу семинар выполнил для обоих сторон – народ, эмоционально поработав в группах, слегка завелся, люди стали думать о продолжении банкета, тем более что от вопроса о рекомендуемой литературе ведущий благоразумно уклонился. А ведущий получил хорошую прибавку к своей зарплате.

 

Итоги

Честно говоря, последовательность техник, которые пытался давать на этом семинара господин Ярослав Тихомиров, и их подборка показались мне подозрительно знакомыми. После небольшого поиска в домашней библиотеке я нашел источник. Собственно говоря, это даже не источник, а источничек – книга Матиаса Нёльке «Техники креативности» карманного формата, изданная в 2006 году (фотография обложки приводится) и, вообще говоря, представляющая собой популярную брошюрку. И последовательность техник на семинаре ведущий давал по книжке, и сделал ту же ошибку в слове «биссоциации», что и в книге (то есть запись через одно «с»). И даже сумел перепутать название мозгового штурма – написал 1-3-5, в то время как в оригинале было 6-3-5 – то есть шесть участников пишет по 3 идеи в течение 5 минут, затем передаёт лист с идеями соседу, а сам развивает идеи, написанные соседом… И, собственно, весь семинар был построен на пересказе этой брошюрки.

книга Матиаса Нёльке «Техники креативности»

Что же я вынес в результате этого воскресного приключения?

  1. Чтобы стать «гуру креативности» в весьма молодом возрасте, достаточно прочитать и плохо пересказать содержание всего одной брошюры на эту тему. Все другие «слоники», с которыми я сталкивался раньше (ссылки были в начале статьи) использовали гораздо больше литературных источников.
  2. Ведущий семинара очень плохо представлял, как используются на практике предлагаемые им методы, и совершенно не представлял, как эти методы работают в групповом варианте, не владел навыками организации креативной работы в группе. Потому что об организации какой-то групповой работы – а в объявлении семинара говорилось о построении взаимодействие в группе для последующего формирования реальных бизнес-проектов – на практике речь даже и не шла.
  3. Спрос на технологичную креативность есть. Достаточный, чтобы пара десятков людей не пожалела денег и половины воскресенья. Вот с предложением похуже.

 

Главный же вывод и урок следующий:

Уважаемые коллеги, занимающиеся креативностью, и особенно ТРИЗ-специалисты! Всё просто! Не надо изучать годами креативные методики, делать проекты для компаний, получать практический опыт и совершенствовать свои навыки «в бою». Не надо разрабатывать изощренные методики формулирования задач, оттачивать приёмы и процедуры! Есть более простой путь успеха, и не в последнюю очередь финансового, на этой полянке – как раз почти тот случай, когда кухарка может управлять государством. Итак, алгоритм технологии успеха для «гуру креатива» (особенно для тех, кому не больше 25 и кто еще не имеет никакой специальности и иного ценного для жизни багажа):

  1. Читаете какую-либо брошюру по креативности, не толще 100 страниц.
  2. Выбираете из неё не более 4 техник. Каждая из них должна описываться не более чем 5 шагами.
  3. Тренируетесь в пересказе близко к тексту этих техник.
  4. Делаете слайды (главное – не ошибиться в написании названий). Снабжаете слайды максимально необычными и невразумительными картинками.
  5. Распечатываете на листочках описание креативных техник для работы групп.
  6. Договариваетесь с какой-либо организацией в центре Москвы о помещении до 40 кв. метром (проекторы и экраны там обычно есть) о том, чтобы они предоставили Вам это помещение на 3 часа, скорее всего в дни, когда у них нет мероприятий. Чаще это выходные. И поскольку всяких учебных, психологических и прочих центров и организаций также много, в том числе кафе, антикафе и иных заведений, найти такую площадку за скромные деньги не проблема. Возможно, Вам дадут помещение даже без денег, если Вы пообещаете дать ссылки в интернете и прочие рекламные действия.
  7. Через сайты TimePad, Теории и практики и иные подобные распространяете рекламное объявление о семинаре. Здесь главное – хорошее название и щедрые, но расплывчатые обещания. Посмотрите примеры подобных объявлений прежде, чем писать своё.
  8. В указанное время к Вам приходят люди. Вы проводите семинар. Главное – хорошо самому психологически «завестись» и не забыть текст. Среди пары десятков слушателей всегда найдутся легко возбудимые оптимисты-генераторы идей, которые в свою очередь «заведутся» от Вас. Если Вы разобьёте слушателей на группы, то в каждую группу нужно поместить по одному такому – и дело в шляпе. Уж что-то, даже при полном непонимании техник, каждая из групп нагенерирует.
  9. Надо сделать правильное окончание семинара – обязательно разрекламировать свои последующие семинары на эту тему, где Вы пообещаете раскрыть более глубоко эти и другие креативные техники (степень глубины будет зависеть от того, как быстро Вы сумеете прочитать и пересказать следующую брошюрку по этой теме). И ещё – очень важно не отвечать прямо на вопросы о Вашей биографии, опыте работы и т.д. Некоторый налет таинственности всегда в плюс.

Да, и главное – не забыть перед семинаром собрать со слушателей средства. Причём организовать это грамотно, чтобы не вызывать нареканий со стороны соответствующих органов.

Самое главное, что такой семинар легко можно тиражировать – воскресений в году много.

Уважаемые решатели и преподаватели креативности и ТРИЗ, особенно вузовские – при существенно более высоком уровне Ваших знаний в этой области получаете ли Вы вашу зарплату столь легко?

Бубенцов В.Ю.

Добавить в блокнот
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)




Добавить комментарий:

Комментарии: