Блог Олега Сарычева

Китай: фиаско роботов-официантов

Блог Олега Сарычева

Дата: 27.7. 2016

Ежедневная китайская газета WorkersDaily пишет, что два китайских ресторана в городе Гуанчжоу, Китай, которые получили некоторую известность из-за использования роботов-официантов, теперь вынуждены закрыться. Один сотрудник ресторана сказал: «роботы не могли нести суп или другую «неустойчивую» еду. Они довольно часто ломались. Шеф никогда не решится использовать их снова». Нельзя сказать, что этот факт вызвал сильное удивление…

 

Известно, что все роботы-официанты по существу могут выполнять одну полезную функцию: ехать вдоль столиков, держа еду. Они могут остановиться за нужным столом, чтобы посетитель ресторана взял заказанную еду. И только. Сотрудник ресторана комментирует: «Их навыки весьма ограничены. Они не могут взять у клиента заказ, или налить в бокал вина. Это – всего два из многих навыков, которыми обладают официанты (люди). И, чтобы стать хорошим официантом, роботу нужно приобрести ещё много-много навыков».

 

Скорее всего, владельцы ресторанов не питали иллюзий, что роботы-официанты смогут работать наравне с людьми. Они рассчитывали на основную функциональность обслуживания (доставить заказ к столу клиента), и на то, что их новинка даст компенсацию за полную беспомощность робота-официанта относительно официанта человека. И это некоторое время работало. Но новизна быстро приелась. И появилось недовольство клиентов плохим обслуживанием. По большом счёту, клиенту всё равно, кто его обслуживает: человек или робот. Главное, чтобы обслуживание было качественным.

Данная ситуация встречается всё чаще, потому, что робототехника входит в сферу обслуживания (не только в рестораны). Робот доставки товаров Реле (Relay) показывает хороший пример. Конечно, он работает не лучше, чем человек: движется медленней, несёт меньший груз и не так надёжно, как человек. Но он нравится людям. И для отеля, в котором работает этот робот, есть незначительный экономический эффект. Но это не значит, что робот Реле будет приносить прибыль при его массовом производстве.

Почему робот Реле работает лучше, чем робот-официант? Частично причина в том, что в отелях окружающая среда более структурирована, чем в ресторанах. И (что ещё, возможно, более важно), «двухточечная» (из одного пункта в другой) доставка – более простая задача. Кроме того, робот-официант должен уметь общаться с клиентом, чего не делают роботы-официанты в этих двух китайских ресторанах.

 

…С точки зрения ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) пока что техническая система «робот-официант» не способна вытеснить биологическую систему «человек-официант» потому, что его «идеальность» (отношение количества и качества выполняемых полезных функций к факторам расплаты (как минимум, стоимость робота или заработная плата официанта) намного ниже, чем у официанта-человека. Законы ТРИЗ объективны, и их нежелательно игнорировать.

Олег Сарычев

Добавить в блокнот
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)




Добавить комментарий:

Комментарии: