Методикиcегодня в Базе - 29 креативных методик

Креативная методика: "Метод переноса как одна из базовых изобретательских техник" все методики

Код для вставки в блог


Код вставки в блог | Результат

Скопируйте готовый код используя комбинацию клавиш Ctrl+C.

Метод переноса как одна из базовых изобретательских техник
При обучении эвристическим методам, в частности ТРИЗ, всегда стоит вопрос, с чего начинать, какие техники закладывать как базу, на основе которой будут потом отрабатываться более сложные методические навыки.
Читать полностью

16.11.2017

Автор текста:  Бубенцов Владимир

 

© Бубенцов В.Ю. , специалист по ТРИЗ 4 уровня, к.т.н. Центр креативных технологий «Идеальные решения».
И без выделения жирным шрифтом

© Бубенцов В.Ю. , специалист по ТРИЗ 4 уровня, к.т.н.

Центр креативных технологий «Идеальные решения».

Москва, сентябрь 2017г.


При обучении эвристическим методам, в частности ТРИЗ, всегда стоит вопрос, с чего начинать, какие техники закладывать как базу, на основе которой будут потом отрабатываться более сложные методические навыки.

Кто-то начинает с ударного курса развития творческого воображения (РТВ). И это неплохо, если есть время. Хороший курс РТВ, если его особенно можно преподнести в виде интенсива, хотя бы, например, трехдневного семинара, позволяет затем легко переходить к работе с противоречиями, идеальностью и т.д. И даже скучные рутинные аналитические процедуры воспринимаются с меньшими психологическими травмами.

Кто-то предпочитает начинать с аналитики, и учащиеся подходят к классическим техникам, продравшись через компонентный, структурный, функциональный, параметрический, генетический и прочие виды анализа. В этом тоже есть свои резоны, хотя при таком подходе, как говорится, «редкая птица долетит до середины Днепра» («Страшная месть», Н.В. Гоголь). Во всяком случае, использование аналитических техник в качестве основы формирования фундамента существенно обедняет арсенал решателя, подавляя его творческую составляющую и частенько – если это подход использовать на студентах – отвращает обучающихся от изучения и использования ТРИЗ.

Но одна из самых больших сложностей – это суровые ограничения по времени, которое выделяется на обучение. Если говорить об обучении в вузах, то в них на эвристические методы в целом или конкретно под ТРИЗ выделяется от 24 до 56 учебных часов. При обучении на корпоративных семинарах – 16, реже 24 учебных часа. Это крайне мало. И понятно, что давать нужно техники, которые будут основой для дальнейшего самостоятельного изучения других методов и практической работы. Техники, на которых можно отработать ключевые навыки.

И один из таких краеугольных камней, базовых техник  – это перенос. Перенос с одного объекта на другой каких-либо свойств, качеств, частей или функций объектов.

Чаще всего первый метод с использованием переноса, с которым сталкиваются при обучении или чтении литературы о креативности – это Метод фокальных объектов (МФО). В МФО, как он представлен в большинстве источников, мы переносим с одного объекта на другой его свойства [точнее, переносим на образ совершенствуемого объекта образ свойства случайного объекта]. Использование случайного выбора объектов позволяет получить неожиданные решения, сбить мышление с привычной тропинки рассуждений. Возникшие необычные сочетания стараются развить, например, методом свободных ассоциаций, или иными способами. Другими словами, метод базируется на установлении ассоциативным путем связи между объектом-фокусом и случайным словом [между образом объекта-фокуса и образом свойства случайного объекта].

Общий алгоритм МФО в разных источниках варьируют, но в общем он представляет из себя следующую последовательность:

  1. Анализ исходной ситуации, определение цели.
  2. Выбор фокального объекта.
  3. Составление списка выбранных наугад объектов (от 3 до 7).
  4. Составление списка свойств каждого из выбранных наугад объектов.
  5. Перенос свойств случайных объектов на объект-фокус.
  6. Генерация новых идей.
  7. Анализ и отбор новых идей.

 

Далее обычно приводят один-два примера. На этом представление метода заканчивается. И область его применения, как правило, представляется весьма заужено.

Но где ещё используется перенос? Какие методы на нём основываются? Может быть, здесь скрывается целый куст методов, и тогда, дав один базовый навык, мы сразу вручим пользователю ключ к целой линейке разных методов с разным назначением?

Как уже было выше сказано, в МФО, как он представлен в большинстве источников, мы переносим с одного объекта на другой его свойства [образы его свойств].

В методе «Золотая рыбка» мы убираем – выносим – из системы реальные свойства, затем ищем ресурсы в системе или надсистеме, с помощью которых остаток – фантастическое свойство – будет реальным, затем переносим эти обстоятельства в рамки задачи, ища ресурсы для реализации этого решения. Одной из вариаций этого подхода является техника ИКР.

В Функционально-ориентированном поиске мы переносим нечто, что выполняет обобщенную функцию, в нашу систему для адаптации этого решения.

В «Снежном коме» мы добавляем – переносим – из области фантастики какое-либо свойство на реальный объект и т.д.

В этот же ряд методов с переносом можно поставить рефрейминг (техника, используемая в НЛП и в некоторых своих частях очень похожая на метод Золотой рыбки), некоторые приёмы разрешения технического противоречия (ТП) и так далее…

То есть можно сказать, что в широком ряде случаев имеют место разные типы переноса. Свойство переносится на объект или вычитается (переносится с обратным знаком, или, можно сказать, переносится отсутствие свойства).

Попробуем обобщить варианты переноса.

 Обозначим:

Р – реальное свойство,

Ф – фантастическое свойство.

Отдельные названия вставляются в таблицу там, где для такой вариации в рамках более общего метода существует своё наименование.

Получим следующие варианты:

 

Р

 

Ф

Р

Ф

Р

+

МФО, ФОП

+

Снежный ком

Примитивизация

Сужение

Ф

+

Заземление

+

МФО

Золотая рыбка

Ограничение

 

Расшифруем некоторые приёмы, которые обозначены в клеточках таблицы, но широко не описаны в тризовской литературе.

«Сужение» – прием, при котором мы из реального предмета вычитаем фантастическое свойство, которым он мог бы обладать в фантастической ситуации, или которые ему чаще всего придают в сказках, литературе и т.д. Например, выносим из карандаша потенциальное свойство – быть волшебной палочкой.

«Заземление» – прием, который добавляет к фантастическому, выдуманному свойство какое-либо реальное свойство. Пример: Навоз единорога.

«Примитивизация» – прием, который убирает у реального объекта какое-либо существующее свойство. Например, у лопаты отнимаем свойство – жёсткость черенка.

«Ограничение» – приём, в котором у фантастического объекта убирается какое-либо фантастическое свойство. Например, у пегаса исчезают крылья. Теперь он может вдохновлять только земных на земное.

Примеры:

Р+Р = Вилка-ложка;

Ф+Ф = Красная шапочка, метающая молнии;

Р+Ф = Почтальон-пылесос;

Ф+Р = Волшебная палочка-штык;

Р-Р = Карандаш без силового корпуса;

Р-Ф = Автомобиль, не способный к переселению душ;

Ф-Р = Красная шапочка без пирожков;

Ф-Ф = Страшила без мозгов.

Рассмотрим более подробно пример, взяв один реальный и один фантастический объект.

Р – карандаш

Ф – Красная шапочка

Р+Р Карандаш-вилка

Ф+Ф Красная шапочка, метающая молнии

Р+Ф Карандаш-увеличиватель

Ф+Р Красная шапочка, платящая штраф

Р-Р Карандаш без силового корпуса

Ф-Р Красная шапочка без пирожков в корзинке

Р-Ф Карандаш не умеет телепортировать

Ф-Ф Красная шапочка, не умеющая говорить с волком

 

Если мы хотим продолжить и использовать к каждому выбранному объекту все 8 изменений, то тогда нужно реальному придать статус фантастического, и наоборот. Хотя, если пользоваться техникой остранения по отношению к реальному объекту, то это не обязательно.

Например, карандаш превращаем в оживляющий карандаш – то есть такой, все рисунки которым становятся реальными предметами. А Красную шапочку лишаем сказочного ореола – превращаем в ученицу младших классов.

Объект РФ – Оживляющий карандаш

Объект ФР – Ученица младших классов

РФ+Ф Оживляющий карандаш с переносом в прошлое

ФР+Ф Ученица младших классов, читающая мысли

РФ+Р Оживляющий карандаш – на дизельном топливе

ФР+Р Ученица младших классов, получившая двойку

РФ-Р Оживляющий карандаш без грифеля

ФР-Р Ученица младших классов без тетрадок

РФ-Ф Оживляющий карандаш не умеет менять хозяев

ФР-Ф Ученица младших классов, не видящая призраков

 

Как мы выше выяснили, принцип переноса используется во многих техниках. Если распределить их относительно друг друга, то в качестве базового следует определить метод фокальных объектов, остальные методы будут частными случаями этого метода, или частично с ним пересекающимися.

 

 

Собственно, это означает, что МФО во всех вариациях подлежит тщательной отработке, а уже затем на его основе отрабатываются другие техники.

Но здесь нужно, конечно, МФО подавать для обучения не так, как это делается в большинстве книг по ТРИЗ или в книгах, посвященных другим методам. Все эти источники обычно дают общие рекомендации, не выявляя всего потенциала данного метода. Хотя есть много нюансов, знание которых позволит существенно повысить эффективность применения МФО.

  1. Стадия выбора объекта.

Здесь полезно для анализа задачи и правильного выбора объекта провести компонентный, структурный, функциональный анализ системы, использовать системный оператор.

При выборе объекта также полезно определиться с формой его представления – это может быть графическое изображение, словесное описание, запаховое, вкусовое, звуковое и т.п. представление.

На этой же стадии полезно понять, в каких терминах будем описывать объект и те объекты, у которых будем искать свойства для переноса образа. В принципе мы можем использовать описания частей объектов, свойств, действий, взаимосвязей, отношений. Если вы решаете задачу по созданию новой модификации объекта, то целесообразнее использовать описание объектов в терминах частей или свойств. Если же речь идет о совершенствовании процесса, то тогда используем описания действий, отношений, взаимосвязей.

  1. Описание объекта.

Это нужно для того, чтобы понять, на какие части объекта мы будем переносить образы со свойств других объектов, что будем подвергать изменению. При описании объекта полезно указать область существования, область действия, форму, его признаки (качества, свойства), связи, под- и надсистемы, функции (внутренние и внешние), процессы внутри объекта и те процессы, в которых он участвует, время существования, место нахождения, этап жизненного цикла, стейкхолдеров.

  1. Выбор того, что будем менять в объекте (часть или объект в целом).

Здесь важно, чтобы этот шаг было сознателен, и решатель чётко себе представлял, почему он решил перенести что-то именно на эту часть объекта, а не на другую. Хаотичный перенос «просто чтобы было» или «а вдруг что-то получится» приводит к потерям времени.

  1. Выбираем область переноса.

Способ выбора: «из головы» (воспоминания, ощущения), из литературы и иных информационных источников, из окружающего мира.

  1. Выбор объекта для переноса с него свойств на фокальный объект.

Объекты могут быть случайные или связанные (например, ассоциативными цепочками). Взятые из близких областей (что не рекомендуется в общем случае) и из далёких областей (например, для техники – из нетехнических областей).

  1. Описание выбранных объектов.
  2. Выбор параметра переноса.
    1. Перенос. Здесь возможны варианты переноса:
  • с целого на целое;
    • с целого на часть;
    • с части на целое;
    • с части на часть;
    • с целого на среду;
    • с части на среду;
    • со среды на целое;
    • со среды на часть.

При переносе также возможны добавление, вычитание, перенос нуля; простая замена части или целого; количественные или качественные изменения переносимого или того, на что переносят. Свойства также можно переносить с их усилением или ослаблением. Частично это было отражено в приведённых выше таблицах.

  1. После переноса идёт проработка идеи (адаптация, интерпретация, компоновка и т.д.).

Отработка переноса в рамках расширенного МФО, наряду с изучением метода остранения, а также работы с ассоциациями, аналогиями и метафорами, навыками постановки вопросов, позволяет за короткое время заложить хороший фундамент, на который потом можно быстро наложить как классику ТРИЗ – работу с идеальностью и противоречиями, так и аналитические методы, используемые при постановке задачи.

Выводы:

  1. Перенос в разных вариантах является одной из основ ряда изобретательских, эвристических методов.
  2. Обучение навыку осознанного переноса в разных модификациях осуществляется достаточно легко, по сравнению с рядом других методов ТРИЗ.
  3. Обучение этому навыку позволяет затем легко накладывать на него ряд более трудоёмких техник ТРИЗ, причём обучающийся может сделать это уже самостоятельно.

Литература:

  1. Бубенцов В.Ю. Остранение как базовая техника эвристических методов. URL: https://www.trizland.ru/trizba/2970 (дата обращения: 17.09.2017).
  2. Бубенцов В.Ю.  Изобретательский инструмент «Аналогия». – М.: TRIZBOOK.RU, 2014. – 91 с.: ил https://trizbox.ru/catalog/ebook/analogiya
  3. Александрова О. Ю., Токарев А.С., Бубенцов В.Ю.  – Крыша, которой нет. Метод. пособие. – М.: TRIZBOOK.RU, 2015. https://trizbox.ru/catalog/ebook/metodicheskoe-posobie-krysha-kotoroy-net
  4. Бубенцов В.Ю. Тимохов В.И. ТРИЗ в энергетике. Задачник. – М. «Аспект-Пресс», 2016.- 400 с

Уровень сложности методики: 

Этап процесса решения задач: 

Эффективность методики: 1

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)



Добавить комментарий:

Комментарии: