Скопируйте готовый код используя комбинацию клавиш Ctrl+C.
17.06.2020
Автор текста: Николай Прокопьев
Создание нового товара — сложный процесс. Под ним часто подразумевает разработку полноценной продуктовой линейки или совершенствование уже существующего продукта. Например, был телефон, в него добавили экран, потом экран стал сенсорным — эти этапы модернизации привели к тому, что изменилась его концепция. Так появились смартфоны.
Можем ли мы поступить похожим образом, взять существующий товар и усовершенствовать его настолько, чтобы он стал совершенно другим? Знакомьтесь — метод изменения взаимодействий. Это эффективный инструмент ТРИЗ, с помощью которого можно создать новый товар на основе имеющихся ресурсов.
Метод изменения взаимодействий в ТРИЗ — именно так назывался мастер-класс, который провели специалисты ЦКТ «Идеальные Решения» в марте 2020 года. Слушатели узнали о том, как применять метод в совершенствовании товаров, услуг и в создании новых продуктов.
На практике разобрали конкретные примеры, чтобы закрепить знания и успешно использовать метод в дальнейшем. Местом проведения стала площадка «Точка кипения — Коммуна НИТУ «МИСиС» (г.Москва).
В этом материале мы показываем процесс применения метода к созданию нового товара, как использовать метод при разработке продукта и генерировать идеи по его совершенствованию.
Обычно процесс создания нового товара или услуги делят на несколько этапов, куда включают:
Метод изменения связей можно использовать на этапе генерации и отбора идей, при разработке ключевой концепции, разработке нового товара и при проработке стратегии маркетингового продвижения.
Суть метода в том, что мы анализируем связи между свойствами самого продукта и его потребительского окружения. Видоизменяем эти связи, наблюдаем, какие изменения произошли в продукте, и генерируем идеи. Такой подход позволяет отойти от протоптанной дорожки стереотипов мышления, чтобы выйти на новые, инновационные концепции в создании товара или услуги.
Для наглядности разберем пример создания нового товара. Возьмем большого плюшевого мишку, которого нашли на Яндекс.Маркете по запросу "купить плюшевого медведя". Переходим на официальный сайт магазина и внимательно изучаем представленную игрушку (см.фото)
Смотрим и анализируем, какие переменные свойства могут быть у игрушки «Большой плюшевый медведь «Семен»: вес, наполнитель, цвет, размер. Неочевидное: к параметрам можно привязать свойства «объятия», «пружинистость», «тактильность» (как он наощупь), части лица и тела (большой нос и рот, маленькие глаза), «речь» (говорит или нет). Заглянем поглубже в свойства наполнителя: оказывается, холлофайбер состоит из пружинистых волокон, которые склеены высокой «температурой» и не пропускают «влагу». В кавычки мы взяли свойства, чтобы их использовать дальше.
Мы определились с продуктом, теперь нужно взять объект из его потребительского окружения. Судя по фото товара, целевая группа объекта «плюшевый мишка» — девушки от 18 лет и старше. Анализируем, какие переменные свойства могут быть у элемента «девушка». Условно отнесем сюда «аллергию», «семейное положение», «настроение», «возраст», «сон», «безопасность/заботу», которой окружает партнер, защищая свой объект воздыханий. Если подумать о конкретных местах, где любит бывать «девушка», то добавим свойства «хобби», «учеба/работа». Сюда также можно отнести семью и домашнее окружение.
Составляем таблицу, в которой прописываем переменные свойства выбранных объектов взаимодействия. Свойства объекта «медведь» фиксируем в первый столбец, «девушки» — в первую строку таблицы.
У нас получилось следующее:
Поясним, что у нас получилось в таблице. Опишем, между какими свойствами нашей пары мы выявили взаимодействия у товара-прототипа.
Сейчас мы остановились только на восьми пунктах, в соответствующих ячейках проставили «единицы», то есть, зафиксировали взаимосвязь (а в скобках в каждой выделенной ячейке для удобства работы дополнительно указали пункт списка).
В идеале при работе по методу изменения взаимодействий поэтапно анализируются все связи: напомним, и тогда мы ставим в ячейках «1», если они есть, и указываем «0», если взаимосвязи между свойствами нет.
После того, как проанализировали взаимодействующую пару объектов, мы узнали, какие связи есть, а какие отсутствуют.
Далее, после того, как все ячейки таблицы заполнены «нулями» и «единицами», поступаем просто – меняем существующие взаимодействия. Например, «0» меняем на «1» (то есть, там, где не было взаимодействия, вводим новую связь) и смотрим, как изменяется наш продукт, ищем и записываем идеи по совершенствованию плюшевой игрушки.
Рассмотрим конкретные комбинации:
А) Но можно пойти глубже и встроить в «мишку» микрофон с функцией памяти. Любимый человек объекта «девушка» записывает поздравление самостоятельно: поет песню, словами говорит о любви — и дарит его. Так создается индивидуальность продукта для потребителя — не чужая записанная декламация известной песни, а дорогой сердцу голос с искренними поздравлениями.
Б) Помещаем электронные компоненты смартфона и создаем подобие органайзера, когда голос любимого каждое утро в течение недели будит обладательницу пожеланиями доброго утра и говорит, что предстоит. Актуально для женатых пар.
В) Еще можно настроить отправку голосовых сообщений с добрыми пожеланиями. Так как сейчас многие молодые люди знакомятся и общаются онлайн, находясь в других городах, то такой «мишка» станет действительно ценным и незабываемым подарком.
Г) Еще можно встроить в «Семёна» голосовой помощник Алису (или Сири, кому что нравится).
Вот как это выглядит в таблице:
Можно полностью задействовать изменение всех переменных свойств и продолжать генерировать идеи, работая с таблицей. Правда, это потребует определенного времени. Здесь же нами, чтобы показать принцип работы, приведено лишь несколько идей, связанных с изменением взаимодействий.
Итак, на примере большого плюшевого медведя «Семен» мы поменяли лишь некоторые связи, проанализировали, как может измениться продукт. И на основе этого создали новые концепции по разработке продукта и его совершенствование. Некоторые созданные связи помогли найти идеи для создания нового товара и обновления модельного ряда. Другие подсказали, что можно добавить в продукт для обновления его в глазах покупателя, так, чтобы товар обрел новую ценность.
В итоге, когда мы получили новые идеи, уже можно идти на рынок и тестировать гипотезы. Очевидно, нужно их тщательно проработать.
Метод позволяет по-новому взглянуть на уже привычный продукт и найти несколько выходов там, где кажется, что дверь только одна. Однако он требует времени на знакомство с ним и его освоение.
Уровень сложности методики:
Этап процесса решения задач:
Эффективность методики: 1
Подписка на рассылку