Преподаватель:
10-12 ноября в г. Пенза (РФ) прошел межрегиональный семинар-стажировка «Школа плюс ЦМИТ – пространство для творчества» в рамках которого прошло обучение элементам ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
На семинаре присутствовало около сорока участников семинара-стажировки: учителя средних Школ и представители пензенских Центров молодежного инновационного творчества.
Организаторами данного мероприятия являлись: Минпром Пензенской области; Министерство Пензенской области; ГКУ «ПРОБИ»; АНПО «Школьная лига», ООО «Новая школа».
В программе трехдневного учебного мероприятия были представлены следующие темы:
- Пилотный проект «Малый инновационный лифт Пензенской области»: человек и школа в эпоху техно; роль и место центров молодежного инновационного творчества в работе по вовлечению детей и молодежи в инновационную деятельность.
- Проектная деятельность педагогов и школьников с использованием теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и 3-D технологий: от идеи до реализации проекта.
- Круглый стол о взаимодействии Школы и ЦМИТов для привлечения детей к техническому творчеству.
- Работа групп участников над разработкой модели взаимодействия и ЦМИТ.
- Развитие метапредметных компетенций старшеклассников средствами ТРИЗ-педагогики.
- Методика проектирования школьниками новых товаров с использованием элементов ТРИЗ и методов развития творческого воображения (РТВ).
- Посещения пензенских ЦМИТов: знакомство с оборудованием (3-D принтеры, лазерное оборудование, робоклассы и др.), проведение на территории ЦМИТов мастер-классов.
- Презентации результатов работы групп по разработке моделей взаимодействия Школы и ЦМИТ.
Занятия по ТРИЗ и развитию творческого воображения (12 уч. часов) проводили специалисты по ТРИЗ: Нелли Арнольдовна Козырева, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии МГУ им. А.А.Кулешова (г. Могилев) и Виктор Иванович Тимохов, мастер ТРИЗ, генеральный директор центра креативных технологий «Идеальные решения» (г. Москва). Были рассмотрены следующие темы:
- Уровни новизны, использование этого инструмента, как для оценки полученных решений, так и для получения новых идей.
- Метод фокальных объектов, морфологический анализ – для поиска новых объектов, моделей и проектов в учебной школьной деятельности; как техники работы с изобретательскими, инновационными проектами в школах и ЦМИТах.
- Изобретательские приемы для создания объектов для 3-D моделирования. Использование изобретательских приемов для поиска идей по созданию новых объектов, новых продуктов и проектов.
- ТРИЗ в ЦМИТах. Использование ТРИЗ-инструментов при поиске новых объектов для моделирования и печати на 3-D принтерах, в образовательной школьной деятельности, и в проектной учебной и изобретательской деятельности в ЦМИТах.
Кроме того, Тимохов В.И. провел 2-х часовой мастер-класс для группы студентов по теме «Введение в креативность», в ходе которого мы прорешали несколько изобретательских задач.
Отметим активное участие слушателей в тренинге, групповых обсуждениях творческих заданий и коллективной работы над созданием модели взаимоотношений между школой и ЦМИТ. Особо можно отметить заинтересованность участников в получении новых знаний и освоении новых творческих методик.
Мы хотим выразить огромную признательность и благодарность за отличную организацию и прекрасную атмосферу на прошедшем семинаре координатору проекта Симоновой Татьяне Михайловне и Ларисе Александровне Матюхиной, начальнику отдела ГКУ «Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов», а также всем членам команды организаторов семинара-стажировки.