Подкастыcегодня подкастов - 79

Подкаст 53. "Задача: «Утереть» нос заказчику или Давиду?"
Дата проведения: 11.12.2012
Читает: Сергей Краснобород

Преподаватель: 

Скачать ( 8.38 MB / 4:22 мин.)

 

В 1504 году во Флоренции Микеланджело Буаноротти заканчивал работу над пятиметровой статуей Давида. Пьер Содерини, тогдашний глава города, пришел посмотреть, как идет работа. Статуя ему понравилась. Однако, подойдя к ней поближе и взглянув наверх, где работал в это время мастер, он сказал, что нос у Давида, по его мнению, слишком велик. Микеланджело был в растерянности: если вносить исправления, нарушится гармония скульптуры, если же не вносить, можно поссориться с заказчиком и не получить денег. Как же поступить Микеланджело?

 

Что ж, похоже, это вариация привычного сюжета между «непонятым» художником и «непонятливым» заказчиком. Выхода здесь, кажется, может быть два. Первый – это попытаться переубедить «городского главу» и оставить все как есть. Второй – все-таки исправить, потом довести до гармоничного состояния остальные детали и получить свои деньги. Однако не стоит забывать, что дело происходит в 16 веке. Знатный флорентийский богач вряд ли захочет слушать доводы какого-то там камнетеса: кто платит, тот и заказывает музыку. Значит, исправлять Давиду нос? Но статуя почти готова: измени одну деталь и разрушится вся композиция, плод многолетней работы. Как же быть?

 

Давайте не будем гадать, а попробуем отстраниться и выстроить систему. Объектами в нашей системе будут, во-первых, заказчик, то есть «мэр» Флоренции Пьер Содерини, во-вторых, статуя Давида. Даже не сама статуя, а её нос, поскольку именно нос не понравился заказчику. Проблема, то есть конфликт между объектами системы, заключается в том, что надо исправить нос у скульптуры по желанию заказчика, и нос исправлять нельзя – по замыслу скульптора. Идеальным разрешением этого противоречия между объектами была бы такая ситуация, когда заказчик сам снимает свои требования, а нос у скульптуры при этом остается без изменений. Но как этого достичь?

 

Что ж, давайте рассуждать. При этом обратимся к объектам нашей системы и посмотрим на ресурсы, которые мы можем использовать. Заказчик - знатный богатый вельможа, который упивается властью. Просто убедить его словами скульптор, как мы выяснили, вряд ли сможет – тот даже не станет слушать. Значит, убеждать надо действием. Причем действием видимым. Ведь нет гарантии, что, придя взглянуть на скульптуру на следующий день, ему опять что-нибудь не понравится. А еще лучше обмануть заказчика. Но как ты его обманешь? Или нос у статуи большой, или он маленький - это видно сразу.

 

Однако давайте вспомним, что Содерини подошел к пятиметровой статуе вплотную и смотрел на неё снизу вверх. Значит, и пропорции при такой позиции наблюдателя меняются.  Содерини уже сам обманывался из-за неправильно выбранного ракурса. Скорее всего, Микеланджело это понимал. Какое же сиюминутное видимое действие нужно совершить скульптору с учетом того, что заказчик видит его работу искажено и вблизи? Начать исправлять «нос» Давиду? Но Содерини со своего ракурса всё равно не заметит исправлений. А делать что-то надо. Надо показать, что все его пожелания удовлетворяются. Ведь вельможа хочет удостовериться, что это благодаря его замечаниям статуя обрела свой конечный вид. То есть он сам хочет обмануться еще раз. Так почему бы не сымитировать «работу над ошибками», то есть скопировать реальное действие?

 

Микеланджело так и поступил. На глазах у Содерини, который так же стоял у подножия мраморного гиганта, он взобрался к голове пятиметровой статуи и стал активно постукивать молотком, сбрасывая вниз кучу мраморной пыли с площадки подмостьев. При этом к носу Давида он так и не притронулся. Затем, нагнувшись к заказчику, который следил за ним, скульптор сказал: «А ну-ка, посмотрите на него теперь». - «Теперь мне нравится больше, - сказал Содерини, - вы его оживили». Микеланджело получил за свою работу четыреста флорентийских эскудо, а статуя Давида сделала его имя всемирно известным.


(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить коментарий:

Коментарии:

    Форма заявки на участие.


    :*
    :*
    :*
    :*
    :*
    :*
    :