Тризба-читальня

Меньше проблем, больше жизни

Дата публикации: 25.01.2013

Кому сейчас легко... пусть первый бросит в себя камень.

Иногда проблемы так достают, что думаешь: лучше бы я умер вчера. И самое страшное: на многие из них нет готовых решений. Или же старые способы конкретно не подходят. Что делаем тогда?

Меньше проблем

Бросаемся перебирать варианты: 1-й, 2-й, 3-й... 100-й... 1000-й... Попытки — ясное дело — не пытки, но в них проходят дни и годы. Чем круче проблема и неочевидней решение, тем больше "научных тыков" требуется от нас. А кому напрягаться в кайф?

А может, систематизировать поиск? Идея супер! Но как?

Этим же вопросом задался Генрих Альтшуллер. Анализируя патентные фонды, он выявил общие закономерности в основе многих изобретений. На этих законах была позднее построена Теория Решения Изобретательских Задач — ТРИЗ. Что она дает реально?

Во-первых, позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям. Во-вторых, порешить эти задачи с помощью приемов и принципов. В-третьих, получить сразу несколько идей, из которых осознанно выбрать наилучшие. В-четвертых, спрогнозировать и предупредить проблемы и аварии (астрологи отдыхают!).

Инженер, владеющий ТРИЗ, эффективно совершенствует технические системы. У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление. Сценаристам и писателям технологии Развития Творческого Воображения (РТВ — раздел ТРИЗ) помогут развить сюжеты произведений, придумать неординарные фантастические объекты. Тризовцы-бизнесмены обходят конкурентов и повышают свои доходы за счет более эффективного использования ресурсов...

Неважно, какую задачу Ты решаешь сегодня: техническую, рекламную или любовную. Владея ТРИЗ, Ты владеешь универсальным инструментом.

Зачем искать слабые -- компромиссные -- решения, когда можно завалить противоречие на корню? Ведь только чисто решенная проблема перестает ею быть.

Историческая справка

 

Историческая справка

В 1946 году в Баку началась работа над созданием научной технологии творчества, которая со временем получила название Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Автор ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер.

В 1989 году была образована международная Ассоциация ТРИЗ. Тогда же на рынке впервые появился программный продукт "Изобретающая Машина", который базируется на некоторых ТРИЗ-технологиях и помогает инженерам решать технические проблемы. За два года в СССР было продано более 1000 копий "Изобретающих Машин".

В 1995-1997 годах этот программный продукт, переведенный на английский язык, приобрели такие известные фирмы, как "Форд", "Катерпиллер", "Проктор энд Гэмбэл", IBM, а "Моторола" заключила контракт на поставку 1000 копий системы. Подписан контракт о переводе "Изобретающей машины" на японский язык.

Сегодня услугами специалистов по ТРИЗ начали пользоваться разработчики государственных программ, политические деятели, бизнесмены, менеджеры. Известная южнокорейская фирма LG приглашает специалистов по ТРИЗ из бывшего СССР.

Более десяти лет накапливается интересный опыт использования ТРИЗ в образовании для развития мышления у детей разного возраста.

В сети Internet стремительно разрастается количество рекламно-информационных материалов о ТРИЗ и американских специалистах, которые вырастают, как грибы, изучая ТРИЗ-технологии по тем материалам, которые переводятся на английский язык.

ТРИЗ-технологии превращаются в универсальную технологию анализа и решения проблем, не зависящую от предметных областей, в которых возникают эти проблемы, но опирающуюся на специальные знания этих областей.

ТРИЗ — технология творчества

 

ТРИЗ — технология творчества

Долгое время единственным инструментом решения творческих задач — задач, не имеющих четких механизмов решения, — был "метод проб и ошибок" ("метод научного тыка").

В 20 веке резко возросла потребность в решении творческих задач. Это привело к появлению различных модификаций "метода проб и ошибок". Наиболее известны из них "мозговой штурм", "синектика", "морфологический анализ", "метод контрольных вопросов".

Суть этих методов — повысить интенсивность генерации идей и перебора вариантов. Главная проблема при их использовании — можно сэкономить время на генерации идей, но это приводит к большим затратам времени на их анализ и выбор наилучшего варианта.

Г. С. Альтшуллер поставил задачу иначе: "Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?"

Решить эту задачу помогут принципы, лежащие в основе ТРИЗ:

  • Принцип объективности законов развития систем — строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам.

    Cильные решения — это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам.

  • Принцип противоречия — под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует система противоречий скрытых или явных. Системы эволюционируют, преодолевая противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов.

    Сильные решения — это решения, преодолевающие противоречия.

  • Принцип конкретности — каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют конкретные особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними — теми, на которых строится система, и внешними — той средой и ситуацией, в которой находится система.

    Сильные решения — это решения, учитывающие конкретные особенности конкретных систем, а так же индивидуальные особенности, связанные с личностью конкретного человека, решающего проблему.

Итак: методология решения проблем строится на основе изучаемых ТРИЗ общих законов эволюции, общих принципов разрешения противоречий и механизмов решения конкретных практических проблем.

ТРИЗ включает в себя:

  • механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения;
  • механизмы подавления психологической инерции, препятствующей поиску решений (неординарные решения трудно находить без преодоления наших устойчивых представлений и стереотипов);
  • обширный информационный фонд — концентрированный опыт решения проблем.
  • Развитие и распространение ТРИЗ
  • Развитие и распространение ТРИЗ

ТРИЗ получила распространение не только у нас в стране, но и за рубежом. Книги по ТРИЗ изданы в США, Великобритании, Японии, Швеции, Финляндии, Германии, Болгарии и других странах. В России, Финляндии, США, Голландии, Швеции, Англии, Чехии существуют фирмы, занимающиеся ТРИЗ-консалтингом.

О том, как стремительно ТРИЗ-технологии завоевывают мир, можно судить по сети Интернет. Все больше возникает сайтов, содержащих информацию о теории Г.С. Альтшуллера.

Известные корпорации мира ищут на территории бывшего СССР специалистов по ТРИЗ для своих изобретательских и исследовательских служб.

Как и сама теория, так и методология преподавания ТРИЗ непрерывно развиваются. Идеи и методы ТРИЗ переносятся в гуманитарные области: искусство, менеджмент, рекламу, public relations, педагогику.

Система обучения ТРИЗ охватывает все возрасты, начиная с детского сада. Ребенок, владеющий элементами ТРИЗ, старается решать свои проблемы без применения силы. Вот, например, случай из тризовской семьи. Мальчик лет восьми оказался перед проблемой: как войти в дверь, закрытую сестрой с другой стороны? Применить силу или угрозы, поднять крик? Он сформулировал идеальное решение: сестра САМА открывает дверь. Мальчик придвинул к двери стул со своей стороны и сказал сестре: "Я тебя запер". Через несколько секунд она уже САМА распахнула дверь, освобождая себя от "плена".

Укротив дикую лошадь, человек стремительно освоил новые пространства на суше. Укротив ветер с помощью парусов — он освоил новые континенты. ТРИЗ-технологии позволяют человеку оседлать собственное мышление. Это открывает новые возможности в освоении столь загадочного пространства, в котором происходит синтез новых идей, решение творческих задач, освоение различных континентов знаний.

***

К сожалению, придется огорчить тех, кто уже начал воспринимать теорию Г.С. Альтшуллера, как мгновенную панацею от всех бед. ТРИЗ — научная технология творчества, направленная на сознательное управление подсознательными процессами. И как всякая наука, живущая на границе познания, она сочетает в себе строго научные подходы и определенное искусство. И то, и другое требует усилий и времени на их освоение. Поэтому эффективное использование ТРИЗ-технологий возможно только после серьезной и длительной подготовки.

Перефразируя известные слова Аристотеля, обращенные к Александру Македонскому, можно сказать:

 

"Нет царского пути в ТРИЗ".

Добавить в блокнот Скачать Банк идей
Ближайшие мероприятия

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии:
    Креативная неделя
    Интернет магазин

    Учебно-методическая литература по развитию творческого воображения

    Учебные кейсы для самостоятельного дистанционного обучения

    Записи вебинарских учебных курсов



     



    Подписка на рассылку