Статьиcегодня статей - 280

О том, как переделать термометр в весы

Дата публикации: 03.11.2010

Мы иногда гордимся некоторыми из своих самоделок и бережно храним их на протяжении многих лет. Одна из моих – весы, которые я построил 18 лет назад. Опустим историю «перестройки» и трудности финансирования университетских лабораторий конца 80-х и начала 90-х. Вспомним лишь о надеждах и энтузиазме молодых ученых и изобретателей того времени и улыбнемся. Тогда казалось, что любая разумная идея должна иметь немедленный коммерческий успех, достаточно лишь немного усилий и работоспособный образец. Одна из дольно успешных разработок того времени – термометр ТМК (образец с красной этикеткой виден на фотографии), который пользовался большим спросом, что позволяло несколько лет закрывать бреши в финансировании моей лаборатории в начале 90-х. Но вот с электронными весами как-то не сложилось, хотя моя жена до сих пор ими пользуется и вполне довольна. В самом деле, никаких рычагов и шарниров, только три датчика силы и цифровой индикатор от термометра:

Даже если платформа нагружена неравномерно, сумма сил будет в точности равна контролируемому весу:

как переделать термометр в весы

Тогда, на рубеже 80-х-90-х это было весьма необычным и новым решением, а сегодня это можно купить повсеместно и недорого, долларов за 100:

как переделать термометр в весы

Похоже на прототип?

Думаю, в этом факте нет ничего особенно удивительного. Принцип взвешивания на основе суммирования сил предельно прост и известен давно, а дизайн с использованием прозрачной платформы также легко объяснить. Если весь механизм весов оказался под платформой, значит, для считывания показаний платформа должна быть прозрачной! Запрос на новую функцию (прозрачность платформы) мог поступить и из стремления дизайнера подчеркнуть изящную простоту конструкции и из естественного желания минимизировать себестоимость (стекло дешевле металла) и одновременно повысить надежность, спрятав хрупкий индикатор под платформу. Свертывание весов в тонкую платформу – наиболее естественная и очевидная тенденция. Поэтому автомобильные весы имеют шанс стать частью дорожного покрытия:

как переделать термометр в весы

Кроме того, они могут перекочевать внутрь автомобиля. Кузов может быть снабжен датчиками силы и превращен в передвижные весы. При этом можно контролировать не только сумму сил, но равномерность загрузки грузового отсека и положение центра массы, что чрезвычайно важно для грузовых самолетов и вертолетов.

 

Итак, мы отчетливо видим следующие основные тенденции развития:

  • Идеализация (минимизация материального носителя функции);
  • Согласование весов с объектов взвешивания, упрощение и минимизация самой процедуры;
  • Перенос функции весов на иной элемент системы (в надсистему или подсистему);
  • Совмещение функции весов с иными функциями;
  • Расширение функциональных возможностей, возложение на весы новых функций, например контроль положения центра масс.

Здесь в перечислении я намеренно не использовал термин «свертка», поскольку его употребляют для обозначения одновременного переноса и совмещения функций и сопутствующих им тримминга и минимизации. Разумеется, свертка - удобный многозначительный термин, особенно в тех случаях, когда нет желания точно указать, что конкретно имеется в виду.

Но вернемся к транспортным средствам, их грузам и принципам взвешивания через измерение сил. Сама функция измерения силы может быть выполнена разными элементами системы: дорогой, колесом автомобиля, опорой кузова или упаковкой груза. И сделать это можно разными способами, прямыми и косвенными. Сама процедура поиска и перечисления таких способов (и подходящих элементов) – исследовательский процесс, направленный на расширение поля знания, выявление ресурсов и направлений решения. Занятие интересное и весьма плодотворное, но для чего оно? Для написания монографии? Справочника весовщика? Для выявления «единственно верного решения», которое мы намерены превратить в бренд?
Подобные вопросы возвращают нас к реалиям жизни и заставляют думать о системных принципах и приоритетах.
Открытие новых реальных потребностей А.И Половинкин [1] относил к высшим уровням творчества.
Умение прогнозировать и удовлетворять изменяющиеся потребности людей – не цитата из партийной программы, это провозглашено как миссия или основная цель современного маркетинга как науки.
Для современной ТРИЗ также весьма актуально обнаружение потребности и создание продукта изначально похожего на идеал, хотя в ТРИЗ традиционно основное внимание уделялось не синтезу, а преодолению противоречий и исправлению недостатков в старых систем, построенных кем-то и без ТРИЗ. И это весьма печально, что АРИЗ-85В выглядит как инструкция для рационализатора, не для творца новых систем.
Сегодня требуется не просто изобретать, но открывать потребности, заботиться об идеальности, согласованности и проводимости в широком смысле, включая этап утилизации. Кроме того, изобретательское искусство переносится из чисто технической сферы в области маркетинга и рекламы. При этом одно из парадоксальных свойств рекламы состоит в том, что она способна подсказывать идеи для создания новых продуктов [2, гл.5].

Основания:

1. Основы инженерного творчества, М., 1988.
2. Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день, М., 2004.

Добавить в блокнот

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии: