Статьиcегодня статей - 280

Кратко о мозговом штурме (brainstorm)

Дата публикации: 03.11.2010

Мозговой штурм (brainstorm) создал 30-е г.г. 20 века Алекс Осборн. В настоящее время существует более 50 модификаций Мозгового штурма (brainstorm)
Суть: Разделение этапов выдвижения и анализа идей при решении проблем.
Цель: выдвижение как можно большего числа разнообразных идей.

Во время сеанса мозгового штурма (brainstorm) происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву. Новые идеи возникают подобно электрической искре при контакте с мыслями и идеямидругих людей.

Зона оптимальности использования Мозгового штурма (brainstorm)
  1. Задачи, когда мы ещё не обладаем большими знаниями об объекте исследования, и нужно выявить направления решения проблемы. На этом этапе мы пока не можем применить логику. Допустим, проблема возникла недавно.
  2. Задачи на проектирование новых товаров, идей рекламы.
  3. "Обратные" задачи - как ухудшить товар, процесс, услугу. Решаются эти задачи для того, чтобы после обратного мозгового штурма (brainstorm) найти "лишние звенья" и исключить из бизнес-процессов ненужные и вредные процедуры.

Рекомендации по проведению мозгового штурма (brainstorm)

В мозговом штурме (brainstorm) участвуют ведущий и 2 группы людей: генераторы идей и критики-аналитики.
Всего - не более 6-10 чел. разных специальностей.

Требования к участнику: генератор идей

Задача генератора идей: непрерывно выдвигать идеи по поставленной проблеме или задаче.
Требования к генераторам: выдвижение по широкому спектру тем большого количества идей, основанных на новых принципах, перенос идей из различных областей, использование ярких неожиданных аналогий. Использование ранее выдвинутых идей другим генератором. Должна быть присуща вера в то, что лучшие идеи ещё впереди, оптимизм. Недопустимо включать в группу генераторов прирождённых скептиков и критиканов.

Отбор генераторов идей и формирование группы
  1. По психологическим признакам творческой личности, личные наблюдения, тесты. Типичный генератор активно выдвигает идеи по любой предложенной теме, задаче, в присутствии третьих лиц и при наличии критики ("фонтан идей"). Теневой генератор - активно выдвигает идеи индивидуально. Инертный генератор - положительная установка на творчество, но нет опыта, низкий уровень притязаний.
  2. В ходе учебного мозгового штурма (brainstorm).
  3. Группе людей рассказывается о задачах генераторов идей и аналитиков. Затем каждый пишет, в какой группе он хотел бы видеть себя и других присутствующих.
  4. Разнообразие опыта (желательно наличие людей с разным образованием - экономистов, снабженцев, конструкторов и т.д. и людей из совсем других отраслей - повар, проводник, парикмахер и т.д.)
  5. Желательно иметь в группе генераторов женщин и мужчин.
  6. Недопустимо наличие в группе генераторов идей отношений служебной подчинённости.

Требования к участнику: критик-аналитик

Задача критика-аналитика: выявление рационального зерна в каждой предложенной к анализу идее на основе глубокого знания теории и практики, понимания специфики проблемы (задачи), способности к обобщению. Ему должна быть присуща вера в то, что лучшая идея - это та, которая анализируется в данный момент, оптимизм.
Хорошие аналитики могут выявить новые принципы решения задачи после классификации принципов, выдвинутых генераторами. Очень часто самое ценное в мозговом штурме (brainstorm) - новое направление поиска, а не конкретное решение.

Требования к участнику: ведущий

Ведущий обеспечивает качество регулированием хода мозгового штурма (brainstorm).
1. Отвечает за процедуру и регламент работы (соблюдение правил). Прерывает неконструктивное поведение участников - "перетягивание каната", "павлиний хвост" и др.
2. Обеспечивает психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности (должен уметь мгновенно положительно оценить любую идею).
3. Управляет процессом поиска идей(необходимо постоянно уточнять формулировки задачи, расширять поле поиска, выделять новые направления и аспекты решений, задавать новые области поиска решений для участников).

Правила для участников мозгового штурма (brainstorm)

  • Стремитесь высказывать максимальное число идей. Отдавайте предпочтение количеству, а не качеству идей. Высказывайте свои идеи короткими предложениями - не более 30 сек.
  • Абсолютно запрещена критика предложенных идей, неодобрительные замечания, иронические реплики, ядовитые шутки (например: А что скажет директор? Для практики это не годится! Это же чепуха и бред сивой кобыл! Так ещё никогда не делали!…)
  • Оказывайте предпочтение не логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разны направлениях. Возможно всё!
  • Очень способствует продуктивному мышлению шутки, каламбуры, юмор и смех. Поддерживайте и создавайте такую обстановку.
  • Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи.
  • Обеспечивайте между участниками мозгового штурма (brainstorm) свободные, дружеские и демократические отношения. Не допускается после сеанса зло шутить над идеями других участников.


Организация проведения мозгового штурма (brainstorm)

Приглашать на участие в мозговом штурме (brainstorm) надо за 2-3 дня. Нежелательно сообщать формулировку задачи.
Помещение: закрытое на ключ, без посторонних шумов и без телефонов. Тёплая, уютная обстановка. Возможна негромкая фоновая музыка. В помещении не должно быть никаких посторонних людей!
Стол: круглый. Можно чай или кофе, напитки, но без съестного.

Средства повышения эффективности мозгового штурма (brainstorm)

  1. Показ перед мозговым штурмом (brainstorm) короткометражного фильма, заставляющего забыть заботы дня, или фильма по теме задачи.
  2. Показ натурального образца, макета или эскиза объекта, который надо улучшить.
  3. Показ на экране случайных предметов слов (существительных, глаголов).
  4. Объявление перед сеансом о гонораре, вручаемом сразу после окончания совещания (это могут быть интересные сувениры, билеты в сауну, лотерейные билеты или деньги и т.д).

Оформление результатов мозгового штурма (brainstorm)

  • Запись всех идей стенографистом или каждый участник записывает свои идеи.
  • Диктофон, магнитофон.

Этапы мозгового штурма (brainstorm)

1. Этап генерации идей

Продолжительность сеанса мозгового штурма (brainstorm) - 1,5-2 часа

А) представление участников друг другу (новичков - с лестными характеристиками) и ознакомление их с правилами проведения мозгового штурма (brainstorm) (5-10 мин.)
Б) постановка проблем ведущим с ответами на вопросы (10-15 мин.)

Как формулировать задачи

Представить проблему надо в таком виде, чтобы она не вызывала психологических барьеров (без специальных терминов), снять уровень ответственности за свои предложения. При представлении проблемы должны быть чётко сформулированы 2 момента:

  • Что в итоге желательно получить или иметь.
  • Что мешает получению желаемого.
Виды формулировки проблемы

1. В виде формулировки проблемы-аналога.
2. Формулирование проблемы в обобщённом виде.
3. Проблема как она дана (самый слабый вид формулировки).

В) проведение мозгового штурма (brainstorm) (20-30 мин.). Обычно фиксируются следующие фазы мозгового штурма (brainstorm):
Включение
Наполнение
Прорыв (новое оригинальное направление)
Индукция (идеи после окончания штурма. Иногда они идеи "выскакивают" в течение нескольких дней)

Г) перерыв 10 мин.
Д) Составление отредактированного списка идей (предварительный анализ и индукция: наиболее приемлемые и легко реализуемые идеи для решаемой задачи; наиболее эффективные идеи; перспективные и т.д.) (30-45 мин.)

2. Этап анализа идей

Продолжительность - до недели.
Процедуры этапа анализа для каждой идеи:

  • Уяснение идеи в виде, сформулированном на этапе генерации.
  • Обобщение идеи. Выявление принципа. (Ведение классификации принципов, дополнение классификации).
  • Оценка перспективы принципа (обязателен специалист).
  • Наполнение принципа конкретным содержанием (желателен специалист).
  • Развитие полученной идеи (не для всех идей).

Желательно вывести идеи на одинаковый уровень общности, например:

  1. Формулировка целей и целей альтернатив.
  2. Обобщённые (функциональные) принципы достижения цели.
  3. Структурные принципы реализации функции.
  4. Физические принципы реализации структуры.
  5. Технические устройства, осуществляющие каждый принцип.

* * *

Также читайте статьи Н. Козыревой по другим творческим методам.
Кратко о методе фокальных объектов (МФО)
Кратко о морфологическом анализе (МА)

Добавить в блокнот

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии:
  • StephensnRH|2016-02-03|Фильмы онлайн все новинки

    Смотрите фильмы онлайн юез регистрации в HD качестве, самые свежие новинки http://films1tv.ru/match.html - Матч http://films1tv.ru/lyudi-v-chernom-3.html - Люди в черном 3 http://films1tv.ru/elizium-ray-ne-na-zemle.html - Элизиум: Рай не на Земле http://films1tv.ru/intervyu-s-vampirom.html - Интервью с вампиром http://films1tv.ru/boevoy-kon.html - Боевой конь

  • WilliamFusRU|2017-11-21|Пишем и размещаем реалистичные отзывы

    Пишем и размещаем реалистичные отзывы, о Вашем сайте, Вашем бизнесе, вашей компании!!!!! на Otzovik, Irecommend, Yell, Flamp и 99+ площадках Здравствуйте! Как вы считаете, положительные упоминания о вашей компании в интернете увеличивают ваши продажи? Мы знаем, что ваши клиенты интересуются тем, что пишут о вас в интернете. У нас есть отличное решение для вас - написание и размещение положительных комментариев о вас в интернете. По ссылке вы можете заказать отзывы с хорошей скидкой Заманчиво? http://clck.ru/C4mKx