Статьиcегодня статей - 280

Развитие творческого воображения

Дата публикации: 03.11.2010

Творческое воображение является решающим фактором развития человеческого общества.
Александр Наумович Лук

Введение


Воображение лежит в основе любой формы мышления. Вот что говорил по этому поводу Альберт Эйнштейн:
"Слова, написанные или произнесенные, не играют видимо, ни малейшей роли в механизме моего мышления. Психическими элементами мышления являются некоторые более или менее ясные, образы, которые "по желанию" могут быть воспроизведены и скомбинированы… А ассоциативная игра наглядных образов не является случайной и хаотической, она направляется теми логическими связями, которые я ищу и устанавливаю в процессе исследования"
Автору известны рукописи по развитию творческого воображения (РТВ) Литвина С.С. (Ленинград 1981г.) и Лопатиной (Волгоград), но они предназначены для начинающих изобретателей, то есть детей не младше 12 лет, а развитое воображение необходимо человеку уже в самом раннем возрасте (3-4 года). Для таких детей не выполнима и рекомендация Г.С. Альтшуллера, автора теории решения изобретательских задач, читать побольше научной фантастики. К тому же восприятие чужих фантастических идей воображение не развивает, а всего лишь стимулирует.
Для развития творческого воображения необходима активная позиция ребенка - он сам должен создавать фантастические идеи и образы и свободно манипулировать ими.
Известны также работы Санкт-Петербургских авторов (Крячко В.Б. и другие), предлагающие развивать воображение детей в начальной школе, используя для этого материалы учебных дисциплин - математики, литературы, русского языка.
На мой взгляд, это не очень удачная идея. РТВ в этом случае играет вспомогательную, второстепенную роль, а основное внимание уделяется самой учебной дисциплине.
Курс развития творческого воображения должен быть выделен в особую дисциплину и преподаваться как основной и самый главный предмет, тщательно и систематически. Тогда и все остальные предметы будут усваиваться ребенком легко и непринужденно, поскольку воображение - это инструмент понимания, мышления и запоминания.
Оттачивание воображения, как инструмента требует особого подхода. Каждая операция, предлагаемая в пособии, должна быть повторена ребенком не менее 38 раз, только тогда она автоматизируется и становится частью инструментария мыслительного аппарата.
Однако повторять одно и то же всегда скучно, поэтому необходимо разнообразить формы заданий, которые требуют выполнения одной и той же операции.
Процедура развития воображения должна быть подчинена принципу "от простого к сложному". Самым простым представлением является точка, поэтому начинать надо с нее. Сначала ребенок должен овладеть мысленными манипуляциями точкой: определение координат точки в различных системах, перемещение точки вдоль линии, на плоскости, в объеме. От манипуляций точкой можно переходить к манипуляциям с отрезком и вектором. После этого ребенку не трудно будет манипулировать плоскими фигурами и замечательными кривыми. От плоских фигур и кривых можно переходить к объемным фигурам. Далее, необходимо овладеть трансформациями объемных фигур и только после этого переходить к зрительным противоречиям и иллюзиям.
Развитое подобным образом воображение, поможет ребенку без труда овладеть любой мнемотехнической системой он сможет построить модель любого объекта или процесса, модель математической, художественной или изобретательской задачи.

1. Развитие одномерных представлений

Точка - это безразмерное представление. Её можно представить, мысленно уменьшая пятно. Одномерное представление - это линия

Игра "Рыбка"

игра "Рыбка", РТВ, задания

 

 

 

В ручейке лежат одиннадцать пронумерованных камней на равном расстоянии друг от друга (рис. 1). Рыбка выполняет команды "налево" и "направо" и в исходной ситуации находится под пятым камнем.
Ведущий подает рыбке серию команд, ведомый должен определить номер камешка, под которым находится рыбка после последней команды.
Ребенок может не знать цифр. Это не беда. Во время игр в "Рыбку" и "Колибри" он освоит цифры и счет, если конечно, правильно помочь ему в этом.

Примеры:
1. Рыбка находится под пятым камешком. Плывет направо, направо, направо, налево. Под каким камешком прячется рыбка? (Под седьмым).
Если ведомый правильно определил положение рыбки и указывает на седьмой камешек, то рыбка, в следующей серии команд, стартует из-под седьмого камешка:
2. Рыбка находится под седьмым камешком. Плывет направо, направо, налево, налево, направо. Под каким камешком прячется рыбка? (под восьмым).
В случае потери ведомым рыбки, она возвращается под пятый камешек.
Начальный темп игры - 80-90 слов в минуту, начальное количество команд в серии - три. Постепенно наращивая темп и количество команд довести их до 120 слов в минуту и десяти соответственно.

Игра "колибри"

Цветки мальвы расположены друг над другом на равных расстояниях. Колибри перелетает с цветка на цветок, выполняя команды "вверх", "вниз" (рис. 2). Ведущий подает несколько команд, ведомый должен определить положение колибри после последней команды. Начинать следует с трех-четырех команд в темпе 80-90 слов в минуту и, постепенно наращивая количество команд и темп, довести их до 20 и 120 соответственно.
Например: 1. Колибри находится на пятом цветке и выполняет команды - вверх, вверх, вниз, вниз, вниз. Где теперь находится колибри? (На четвертом цветке). Колибри находится на четвертом цветке и выполняет команды - вниз, вниз, вверх, вверх, вверх, вверх, вниз. Где теперь находится колибри? (На пятом цветке).

Игра "колибри", РТВ, задания

Рис 2.

Ориентировочные задачи и игры

Трехпозиционные ориентировочные задачи

Решение ориентировочных задач наращивает объем оперативной памяти ребенка, помогает детализировать модель пространства, в котором предстоит действовать. Это может пригодиться в критической ситуации, например, во время пожара при сильном задымлении, когда нет возможности использовать зрительные анализаторы, при блуждании в пещере, в лесу, в подвале или лабиринте.

1. На скамейке сидят лицом к нам, считая слева на право: Маша, Катя и Зина.
1.1. Кто сидит между Машей и Зиной? (Катя)
1.2. Кто сидит слева от Кати? (Маша)
1.3. Кто сидит справа от Зины? (Никто)
1.4. Кто сидит между Катей и Зиной? (Никто)

2. На лесенке сидят (сверху вниз) воробей, сорока и синица.
2.3. Кто сидит над воробьем? (Никто)
2.4. Кто сидит под сорокой? (Синица)
2.5. Кто сидит между сорокой и синицей? (Никто)
2.6. Кто сидит между синицей и воробьем? (Сорока)
2.7. Кто сидит под синицей? (Никто)
3. В строю идут один за другим, начиная с первого, Саша, Сережа и Коля.
3.1. Кто идет перед Сашей? (Никто)
3.2. Кто идет перед Колей? (Сережа)
3.3. Кто идет за Сашей? (Сережа)
3.4. Кто идет между Сашей и Сережей? (Никто)
3.5. Кто идет между Сашей и Колей? (Сережа)
3.6. Кто идет за Сережей? (Коля)

Задание: Придумать три ориентировочные задачи.
После освоения ориентации на оси, состоящей из трех объектов, можно переходить к освоению более сложных осей, состоящих, например, из десяти единиц. Это игры на определение координат в декартовой и полярной системах.

Игра "Морской бой"

На игровом поле 10х10 клеток размещены "корабли" необходимо уничтожить корабли, назвав координаты каждой клеточки, из которых они состоят. Эти клеточки условно называются "палубами". Как правило, состав "эскадры" такой:

  • Один четырехпалубный корабль.
  • Два трехпалубный корабля.
  • Три двухпалубных корабля.
  • Четыре однопалубных корабля.

Эта игра помогает освоить декартову систему координат, которая пригодится при изучении математики в средней и высшей школе, при игре в шахматы.

Игра "Морской бой", РТВ, задания

Рис. 3.
Например, для уничтожения корабля, состоящего из четырех клеток (четырехпалубного корабля) необходимо назвать координаты Б9, В9, Г9, Д9. Один из вариантов игры заключается в том, что игровой поле предъявляют ребенку в течение 5 секунд и предлагают, отвернувшись от поля назвать по памяти координаты корабля, который надо уничтожить.

Игра "Воздушный бой"

воздушный бой

Рис. 4.
В игре "воздушный бой" координатная сетка состоит из концентрических окружностей, обозначенных латинскими буквами и радиальных линий, обозначенных цифрами. Для уничтожения треугольных летательных аппаратов достаточно назвать их координаты - С11 и А5. Играть можно так же, как и в игру "Морской бой". Эта игра помогает освоить радиальную систему координат, которая пригодится ребенку при изучении высшей математики.

Игра "лабиринт"

В игре "Лабиринт" игрового поля нет. Ведущий заводить ведомого в воображаемый лабиринт используя команды "вверх", "вниз", "налево", "направо", "вперед", "назад" и указывая количество шагов. Задача ведомого запомнить путь, развернуться на 180 градусов (кругом) после последней команды и найти выход из лабиринта совершая ходы в обратном порядке. Например, если ведущий подал следующую серию команд:
" Четыре шага вперед, 10 шагов направо, 11 ступенек вверх, 5 вперед, 2 налево", то ведомый должен сказать: "Кругом, 2 шага вперед, 5 шагов направо, 11 ступенек вниз, 10 шагов прямо, четыре шага налево".
Это может пригодиться в экстремальных условиях, например, когда в здании погас свет, или, хуже того, разгорелся пожар. В таких случаях возникает необходимость быстро покинуть помещение вслепую. Опытные пожарники, заходя в помещение, автоматически просчитывают шаги и отмечают ориентиры, которые можно узнать наощупь, если вдруг придется выбираться из задымленного помещения.

2. Развитие двумерных представлений

Второй этап развития воображения освоение двумерных представлений, подготавливает мышление к более сложному этапу работе с трехмерными, пространственными представлениями, расширяет объем оперативной памяти.

Игра "Муха"

Игровое поле представляет собой квадрат, разбитый на девять клеток. В исходной ситуации муха сидит в центральной (пятой) клетке (рис. 5).

Игра "Муха" , РТВ, задания
Рис. 5.

Ведущий подает команды мухе - "вверх", "вниз", "направо", "налево". Ведомый следит за мухой и указывает номер клетки, в которой муха остановилась после подачи последней команды серии.
Начинать следует с 3-4 команд, подаваемых в низком темпе. Постепенно наращивая количество команд и темп их подачи, довести количество команд до 20-25 за одну серию, темп до 120, 140 команд в минуту.
Например:
1. Муха находится в пятой клетке. Выполняет команды: вверх, направо, вниз, вниз. Где находится муха? (Ответ - в девятой клетке).
2. Муха вылетает из девятой клетки. Выполняет команды: вверх, налево, налево, вниз. Где находится муха? (Ответ - в седьмой).

Векторные задачи

Вектор - это направленный отрезок. Для построения фигуры из векторов, необходимо к концу каждого предыдущего вектора пристраивать начало каждого последующего.
Например, серия команд: "Вверх, направо, вниз, налево" выполняется следующим образом (рис. 6).

 

 

 

 

 

Векторные задачи, задачи, задания
Рис 6.

Задание: Придумать 7 векторных задач.
Контрольный ответ - квадрат.
Тренировочные задачи:
1. Вверх, вверх, направо. (Г)
2. Налево, вниз, вниз, направо, вверх, налево. (Б)
3. Налево, вверх, направо, налево, вверх, направо. (Е)
4. Вверх, вверх, вниз, направо, вверх, вниз, вниз. (Н)
5. Вверх, вверх, направо, вниз, вниз, налево. (О)
6. Вверх, вверх, направо, вниз, вниз. (П)
7. Вверх, вверх, направо, вниз, налево. (Р)

Игра "Кузнечик"

Игровое поле представляет собой цветочную клумбу в форме циферблата часов.
Кузнечик прыгает с цветка на цветок, выполняя команды: "по часовой" и "против часовой" стрелке. За ним наблюдает воробей, сидящий в центре клумбы (рис.7).
В начальный момент кузнечик сидит в двенадцатом цветке и может прыгнуть только на ближайший к нему кружок.
Ведущий подает команды, ведомый угадывает, на каком цветке сидит кузнечик и указывает на какой цветок смотрит воробей.
Например: Кузнечик сидит на двенадцатом цветке и выполняет команды: По часовой, по часовой, по часовой, против часовой. На каком цветке сидит кузнечик теперь? (Ответ - на втором).

 

 

 

 

 

 

 

Игра "Кузнечик" , РТВ, задания
Рис 7.

Кузнечик сидит на втором цветке и выполняет команды: против часовой, против часовой, по часовой, по часовой, по часовой. Куда смотрит воробей? (Ответ: на третий цветок)

Векторные задачи-2

Для построения векторных фигур второго типа, ведущий задает направление вектора, указывая направление часовой стрелки. Он подает, например, такие команды: "На час", "На 5 часов", "На 9 часов". Это означает, что ведомый должен провести сначала единичный вектор в направлении часовой стрелки на один час (рис. 8).

Векторные задачи, задачи, задания

Рис 8.

К его концу пристроить начало вектора, направленного на пять часов (рис.9).

 

 

 

 

 

 

Векторные задачи, задачи, задания

Рис. 9

К концу второго вектора пристроить начало третьего вектора, направленного на девять часов (рис. 10).

 

 

 

 

 

Векторные задачи, задачи, задания
Рис.10.

Угадать фигуру, которая получилась в результате построений. В данном случае равносторонний треугольник.

Тренировочные задачи:

1. На 12, на час, на 5 часов, на 6 часов, на 9 часов. (Домик)
2. На 12, на 5, на час, на 6. (Буква М)
3. На 6 часов, на час, на 6 часов. (Буква И)
4. На 12, на 12, на 6, на час, на 7 часов, на 5 часов. (Буква К)
5. На час, на час, на 9, на 5, на 5 на 9. (Песочные часы)

Задание:
Придумать три векторные задачи второго типа.
Существует еще один метод построения фигур с помощью циферблата. Ведущий называет номера обозначенных точек, а ведомый соединяет их отрезками прямых линий.
Но это уже не векторные, а скалярные фигуры - тема следующего раздела курса развития творческого воображения (РТВ).

Скалярные задачи

Скаляр - это величина, лишенная направления. К скалярным задачам относятся задачи со спичками, шашками, стаканчиками, геометрическими фигурами
1. Перекатить 3 диска так, чтобы из левой фигуры получилась правая (рис. 11).

скалярные задачи, задачи, задания

Рис 11.
2. Получить из первой фигуры вторую в 4 хода. Диски можно только перекатывать по другим дискам, останавливать диск можно только в месте касания двух дисков (рис. 12).

скалярные задачи, задачи, задания

(Рис. 12)
3. Перемещая шашки попарно, не меняя их порядка, из 1 -го сочетания получить 2-е в три хода (рис. 13).

скалярные задачи, задачи, задания

Рис. 13.

4. В первых пяти стаканах налит апельсиновый сок. Касаясь только двух стаканов, добиться того, чтобы пустые и полные стаканы чередовались (рис. 14).

скалярные задачи, задачи, задания

Рис. 14.


5. Переместить две палочки так, чтобы очистить совок от мусора (рис. 15).

скалярные задачи, задачи, задания

Рис. 15.

6. Сделать из трех палочек четыре (рис. 16).

скалярные задачи, задачи, задания

Рис. 16.

7. Переложить одну палочку и заставить теленка повернуться назад (рис. 17).

скалярные задачи, задачи, задания

Рис. 17.

8. Переложить 2 палочки, чтобы стало 4 треугольника (рис. 18).

скалярные задачи, задачи, задания

Рис. 18.

9. Построить 4 равносторонних треугольника из шести палочек (рис. 19).

скалярные задачи, задачи, задания

Рис. 19

Репплитки
Репплитки, или плитки-реплики - это такие, фигуры, которые могут быть построены из точно таких фигур, меньшего размера. Например, равносторонний треугольник может быть построен из четырех равносторонних треугольников (рис. 20):
скалярные задачи, задачи, задания
Рис. 20.
Таким же свойством обладают квадрат, ромб, трапеция (рис. 21):
скалярные задачи, задачи, задания
Рис. 21.
Задание: Найти разбиение репплиток "Утюг" и "Башмак" (рис. 22).

скалярные задачи, задачи, задания
Рис. 22.

Комбинаторные задачи

1. В автомате для продажи жевательной резинки находятся 5 красных шариков жевательной резинки и 6 синих шариков (рис. 23).
Комбинаторные задачи, задачи, задания

Рис. 23.
Сколько монет надо бросить в автомат, чтобы получить два шарика одного цвета ?
2. В темной комнате в ящике лежат 8 синих и 8 красных носков. Сколько носков необходимо взять из ящика наугад, чтобы из них можно было бы составить одну пару?
3. Как переправить на другой берег реки волка, козу и капусту, если нельзя оставлять без присмотра волка с козой, а козу с капустой, если в лодке умещается только дедушка с чем-нибудь одним- волком, козой или капустой?
4. На сковородке умещается только две котлеты. На поджаривание одной стороны котлеты уходит 10 минут. Как поджарить 3 котлеты за 30 минут.

Ответы на скалярные и комбинаторные задачи Вы можете найти в электронном приложении.

Замечательные кривые

Если предложенные ниже задачи не поддаются решению в уме, то необходимо их смоделировать: вырезать из картона нужную фигуру и заставить ее двигаться так, как указано в условиях задачи, одновременно кончиком карандаша контролируя перемещение указанной точки.
1. Воздушный змей отпущен на всю длину леера. Скорость ветра падает до нуля. По какой траектории будет снижаться воздушный змей? (Рис.24) (По дуге окружности)

 

 

 

Комбинаторные задачи, задачи, задания
Рис. 24.

2. Колесо катится по ровной дороге без скольжения. На ободе колеса сидит светлячок. Какую линию описывает светлячок в темноте? (рис.25) (Циклоиду)

Комбинаторные задачи, задачи, задания
Рис.25

3. Колесо катится по такому же колесу без скольжения. На ободе подвижного (верхнего) колеса сидит светлячок. Какую линию описывает светлячок в темноте? (рис.26) (Кардиоиду)

Комбинаторные задачи, задачи, задания

Рис. 26.

4. Какая фигура получится, если в условиях предыдущей задачи диаметр подвижного колеса уменьшить вдвое? (рис.27) (Двухлепестковая эпитрохоида)

Комбинаторные задачи, задачи, задания

Рис. 27

5. Какая фигура получится, если в условиях третьей задачи диаметр подвижного колеса уменьшить втрое? (рис.28) (Трехлепестковая эпитрохоида)

Комбинаторные задачи, задачи, задания
Рис.28.

6. Светлячок сидит на конце "шагающего пальца", перемещающегося внутри трубы, диаметр которой вдвое больше длины пальца. Какую линию опишет светлячок?

7. Светлячок сидит на углу равностороннего треугольника, перемещающегося внутри трубы, диаметр которой вдвое больше стороны треугольника. Какую линию опишет светлячок?

8. Светлячок сидит на углу квадрата перемещающегося внутри трубы, диаметр которой вдвое больше стороны квадрата. Какую линию опишет светлячок?

9. Колесо катится внутри трубы, втрое большего диаметра. На ободе колеса сидит светлячок. Какую линию описывает светлячок в темноте?
(Рис. 29) (Гипоциклоида)

 

 

 

 

 

Комбинаторные задачи, задачи, задания
Рис.29.

10. Какую фигуру опишет светлячок, из предыдущей задачи, если диаметр колеса вчетверо меньше диаметра трубы? (рис.30) (Четырехконечная астроида)

Комбинаторные задачи, задачи, задания

 

 

 

 

Рис.30.

11. Какую фигуру опишет светлячок, из задачи № 6, если диаметр колеса вдвое меньше диаметра трубы? (рис.31) (Отрезок прямой линии)

Комбинаторные задачи, задачи, задания

 

 

 

 

Рис.31

12. Светлячок ползет от центра к краю вращающегося диска. Какую линию описывает светлячок? (рис.32) (Спираль Архимеда)

 

 

 

 

 

Комбинаторные задачи, задачи, задания

Рис.32.

13. Вокруг консервной банки один раз против часовой стрелки обернута нить. К концу нити привязан светлячок. Светлячок пытается улететь, двигаясь по часовой стрелке, удерживая нить в натянутом состоянии. Какую линию опишет светлячок в темноте? (рис 33) (Эвольвента)

Комбинаторные задачи, задачи, задания

 

 

 

 

Рис.33.

14. Капельница раскачивается на ниточке. Из нее тонкой струйкой вытекают чернила. Перпендикулярно колебаниям капельницы равномерно движется бумажная лента. (рис. 34).Какая линия получится на бумажной ленте? (Синусоида)

Комбинаторные задачи, задачи, задания

 

 

Рис. 34.

15. Капельница раскачивается на ниточке. Из нее тонкой струйкой вытекают чернила. Бумажный лист, находящийся под капельницей совершает колебания той же частоты и амплитуды, что у капельницы, но в перпендикулярном направлении. (рис. 35) Какая фигура получится на листе? (Окружность)

Комбинаторные задачи, задачи, задания

 

 

 

 

 

Рис.35.

16. Какая фигура получится, если в предыдущей задаче удвоить частоту колебаний листа? (Восьмерка)

17. Во дворе натянута проволока АВ (рис. 36). Ошейник собаки прицеплен карабином к этой проволоке. Собака держит в зубах длинную прямую палочку СD, которая продета сквозь неподвижное кольцо E. Собака бегает вдоль проволоки, не выпуская палочки из зубов. Какую линию опишет в темноте светлячок F, сидящий на верхнем конце палочки?
Какую линию опишет в темноте светлячок G, сидящий на нижнем конце палочки?

Комбинаторные задачи, задачи, задания

 

Рис.36.

18. По дорожке AB проложенной через пляж идет мальчик C и тянет за собой ниточку, на конце которой привязана банка D (рис 37). Какой след оставит банка на песке? (Трактриса)

Комбинаторные задачи, задачи, задания

Рис.37.

19. Из горизонтально установленного ствола пушки, стоящей на высоком берегу вылетает снаряд и падает в воду (рис. 38). Какую линию опишет снаряд? (Парабола)

 

 

 

Комбинаторные задачи, задачи, задания
Рис.38.

3. Развитие трехмерных представлений

Объемные (трехмерные) фигуры получаются из плоских путем применения операций вращения протяжки и вытяжки.
Предполагается, что вращение происходит настолько быстро, что элементы плоской фигуры переходя из одного положения в другое сливаются в одну поверхность. Эту поверхность и надо представить и определить ее форму.

Фигуры вращения

1. Какая фигура получится, если раскрутить равносторонний треугольник вокруг высоты? (Конус)

2. Какая фигура вращения получается, если раскрутить прямоугольник вокруг оси проходящей через его середину? (рис. 39) (Цилиндр)

Фигуры вращения

Рис. 39.

3. Какая фигура вращения получается, если раскрутить квадрат вокруг его диагонали?
(рис. 40). (Двойной конус)

 

 

 


Рис. 40

4. Какая фигура получится, если раскрутить окружность вокруг ее диаметра? (рис. 41).(Сфера)

 

 

 

 

Фигуры вращения

Рис. 41

5. Какая фигура получится, если раскрутить окружность вокруг оси, лежащей вне окружности? (рис. 42) (Тор)

 

 

 

Фигуры вращения

Рис.42.

6. Какая фигура получится, если вращать трактрису вокруг вертикальной оси? (рис. 43). (Псевдосфера)

Фигуры вращения

 

 


Рис.43.

7. Какая фигура получится, если вращать трактрису вокруг горизонтальной оси? (рис. 44). (Псевдосфера)

 

 

Фигуры вращения
Рис.44.

Фигуры протяжки

Протяжка - это построение объемной фигуры из плоской путем ее плоско-параллельного перемещения вдоль направляющей. Предполагается, что все точки, через которые проходит фигура, сливаются и превращаются в сплошную поверхность.
1. Какая фигура получится в результате протяжки окружности вдоль отрезка прямой, проходящего через ее центр, перпендикулярно плоскости окружности? (рис. 45). (Цилиндр)

 

 

 

Фигуры протяжки
Рис.45.

2. Какая фигура получится в результате протяжки треугольника вдоль отрезка прямой, проходящего через его центр, перпендикулярно плоскости треугольника? (рис. 46). (Треугольная призма)

Фигуры протяжки

 

 

 

 

 

Рис.46.

3. Какая фигура получится в результате протяжки квадрата вдоль отрезка прямой, проходящего через его центр перпендикулярно плоскости квадрата? (рис. 47).(четырехугольная призма)

 

 

Фигуры протяжки

Рис.47.

3. Какая фигура получится в результате протяжки пятиугольника вдоль отрезка прямой, проходящего через его центр перпендикулярно плоскости квадрата? (рис. 48) (Пятиугольная призма)

Фигуры протяжки

 

 

 

Рис.48.

Фигуры вытяжки

Вытяжка - это способ построения объемной фигуры из плоской путем вытягивания ее поверхности. При этом предполагается, что поверхность фигуры способна растягиваться как тонкая резиновая пленка и каждая точка перегиба плоской фигуры приводит к появлению ребра на объемной фигуре.
Предполагается, что все точки, которые проходит фигура, сливаются и превращаются в сплошную поверхность.

1. Какая фигура получится в результате вытяжки окружности вдоль отрезка прямой, проходящего через ее центр, перпендикулярно плоскости окружности? (рис. 49). (Конус)

Фигуры вытяжки

 

 

 

 

 

Рис.49.

2. Какая фигура получится в результате вытяжки треугольника вдоль отрезка прямой, проходящего через его центр, перпендикулярно плоскости треугольника? (рис. 50). (Треугольная пирамида)

 

 

 

 

Фигуры вытяжки
Рис.50.

3. Какая фигура получится в результате вытяжки квадрата вдоль отрезка прямой, проходящего через его центр перпендикулярно плоскости квадрата? (рис. 51). (Четырехугольная пирамида)

Фигуры вытяжки

Рис.51.

4. Какая фигура получится в результате вытяжки пятиугольника вдоль отрезка прямой, проходящего через его центр перпендикулярно плоскости квадрата? (рис. 52). (Пятиугольная пирамида)

Фигуры вытяжки

 

 

 

 

Рис.52

4. Трансформации

Трансформация - это изменение формы объекта. Трансформации можно использовать в дизайне для создания промышленных образцов и полезных моделей. Они, как нельзя лучше, подходят для реального метода проектов.

Пермутация

Пермутация - это размещение частей системы в несвойственных местах.
Алгоритм пермутации.
1. Выбрать объект рассмотрения.
2. Выбрать элемент пермутации.
3. Разместить элемент в другом месте и рассмотреть преимущества этого перемещения.
4. Повторить п.3 для верхнего расположения, нижнего, левого, правого, переднего и заднего расположения элемента.
5. Изобразить графически результат пермутации.

Пример.
1. Самолет.
2. Винт.
3. Разместим винт сзади. Получим толкающий винт и возможность разместить спереди оружие - например, пулемет.
4. Разместим винт сверху - получим вертолет и возможность вертикального взлета.
5. Разместим винт снизу - получим судно на воздушной подушке и возможность перемещаться по труднопроходимым местам и даже по воде.
6. Размещаем винты по бокам, получаем двухвинтовой самолет и выигрыш в скорости.
7. Если добавить боковые винты по бокам самолета, то появится возможность табанить (перемещаться перпендикулярно направлению движения), а значит, более эффективно маневрировать.

Задания: Изобразить семь пермутаций.

Гиперболизация

Гиперболизация - это увеличение размеров.
Эта разновидность трансформации очень часто встречается в фантастических рассказах, сказках. (репка в сказке "Репка", великаны в сказках "Кот в сапогах", "Мариука", "Волшебник Изумрудного города".
Алиса из сказки "Алиса в зазеркалье", Арахна из сказки "Желтый туман", огромная горилла Кинг-Конг, зефирное приведение из мультсериала "Охотники за приведениями", гигантский динозавр "Годзила", Чокнутый профессор, огромные дети в фильме "Дорогая, я увеличил наших детей", Великаны в фильме "Гулливер в стране великанов".

Задания:
1. Назвать как можно больше гиперболизированных героев сказок, мультфильмов, художественных и фантастических рассказов и фильмов.
2. Нарисовать 7 гиперболизированых объектов (объект изображается рядом с объектом нормальных размеров (объектами сравнения).

Миниатюризация

Миниатюризация - это уменьшение размеров объекта.
Этот прием тоже не редко встречается в сказках, фантастических рассказах Дюймовочка, мальчик-с-пальчик, малыши и малышки из "Приключений Незнайки и его друзей", Ярты-кулак, Карик и Валя, Нильс из сказки "Путешествие Нильса с дикими гусями", Лилипуты из сказки "Гулливер в стране лилипутов". Гномы из "Белоснежки", Принцесса из "Путешествия Синдбада-морехода", уменьшенное до клеточных размеров транспортное средство в фильме "Внутреннее пространство".
Кроме того, есть любители практической миниатюризации. Они изготавливают под микроскопом модели судов, действующие электродвигатели, часы, скульптурные произведения. Японцы выращивают миниатюрные деревья - Бансаи.
Задания:
1. Назвать как можно больше миниатюризированных героев сказок, фантастических рассказов, фильмов.
2. Изобразить семь миниатюризированных объектов.

Диспропорция

Диспропорция - это изменение привычного соотношения размеров.
Пропорции можно изменить, увеличив или уменьшив часть объекта, оставив все остальное неизменным, или увеличить одни части, одновременно уменьшив остальные.
Примеры диспропорций:
Чебурашка - зверек с большими ушами, Буратино, Карлик-нос - герои сказок с большими носами, Бумер - рекламный образ с удлиненными ногами или руками, Златовласка - девушка с очень длинными волосами, Карабас-Барабас - человек с чрезвычайно длинной бородой. В Японии выращивают декоративных петушков с длинными хвостами, некоторые женщины отращивают ногти для того, чтобы попасть в книгу рекордов.

Задания.
1. Привести примеры диспропорций из жизни, сказок, фантастических рассказов, мультфильмов.
2. Построить и изобразить семь диспропорций.

Комбинация

Комбинация или синектика или агглютинация (склеивание) это объединение разнородных элементов.
Прием очень часто встречается в легендах, сказках, фантастических рассказах.
Русалка - комбинация человека и рыбы, кентавр комбинация человека и коня, Шеду - тройная комбинация - быко-человеко-орел, пегас - крылатый конь, кетцалькоатль комбинация змея и орла, сфинкс - человек, лев и орел, сирены - комбинации птицы и человека, драконы - крылатые крокодилы, Минотавр - человек с головой быка, Ра - человек с головой сокола, Сет, Тот, черт человекокозел, Гаруда комбинация орла и человека, Ганеша - человек-слон (Индия).

Задания:
1. Назвать как можно больше комбинаций из сказок, легенд, фантастических рассказов.
2. Изобразить семь комбинаций.
Для того, чтобы комбинация получилась более необычной, лучше использовать для нее животных разных классов: людей комбинировать с насекомыми, пресмыкающимися, птицами. Рыб комбинировать с млекопитающими, насекомых с пресмыкающимися и т.п.

Объединение

Объединение - это построение системы одинаковых или однородных объектов.
В одном из фантастических рассказов - жители планеты - ракеты могли, объединяясь, образовывать межпланетный космический корабль, в сказке "доктор Айболит" обезьяны, сцепившись друг с другом, образуют мост. Пингвины, овцы, пчелы, в холодное время сбиваются в кучу и периодически меняются местами. Это позволяет им перенести морозы. Одноклеточные водоросли образуют пузырьковые колонии, в которых им легче выжить, за счет образования микросреды внутри пузырька. Животные объединяются в стаи, стада, прайды, табуны, люди - в семьи, коллективы, группы, классы, нации, племена, диаспоры. Технические системы тоже, объединяясь, образуют более жизнеспособные системы - катамаран, спаренный или счетверенный пулемет, поезд, трамвай, компьютерная сеть.
Объединенные песчинки абразивного материала образуют наждачную шкурку или круг, объединенные прутики - веник или метлу.

Задания:
1. Назвать как можно больше объединений из фантастических рассказов, легенд, сказок.
2. Изобразить семь объединений.

Отделение

Отделение - это оживление части объекта, присвоение ему способности самостоятельного существования.
Примерами применения приема отделения могут служить: голова великана из сказки "Руслан и Людмила", голова профессора Доуэля из одноименной фантастической повести Беляева, черная рука, зеленый глаз и т. д. из страшилок, вещь (кисть руки человека) из кинофильма "Семейка Адамсов", нос из повести Н.В.Гоголя "Нос".

Задания:
1. Назвать как можно больше отделений из сказок, фантастических рассказов.
2. Изобразить семь отделений.

Мультипликация

Мультипликация - это увеличение количества элементов объекта. Мультипликация тоже не редко встречается в легендах, сказках, фантастических рассказах. Это и Змей Горыныч и Тяни-толкай в сказке "Доктор Айболит", и Шестилапые из сказки "Семь подземных королей", и Шива шестирукий индийский бог , и Цербер - трехглавый пес, охраняющий царство теней из легенд древней Греции, и Бриарей сторукий бог, и Деви двенадцатирукая индийская богиня, и восьминогий конь предводителя Асов, скандинавских богов, и восьминогий заяц Барона Мюнхгаузена.
Задания:
1. Назвать как можно больше мультипликаций, встречающихся в сказках, фантастических рассказах, легендах.
2. Изобразить семь придуманных мультипликаций: Выбрать животное, выбрать орган животного, мультиплицировать орган, изобразить новое животное.

Минимизация

Минимизация - это уменьшение количества элементов объекта. Этот прием встречается в сказках и фантастических рассказах реже прочих. Одноглазый циклоп в путешествиях Синдбада-морехода, легендарный единорог - конь с одним рогом на голове, одноглазая сестра крошечки-Хаврошечки, Лошарик - трехногий конь из мультфильма.

Задания:
1. Привести примеры минимизации из фантастических рассказов, сказок, легенд.
2. Построить и изобразить минимизацию семь минимизаций.

Деформация

Деформация - это изменение формы.
Возможные виды деформации растяжение, сжатие, сплющивание, вздутие, сдвиг, скручивание, изгиб. Очень много деформаций встречается в мультфильмах Дисней.

Задания:
2. Привести примеры деформации из мультфильмов, сказок, фантастических рассказов.
3. Построить и изобразить семь деформаций.

Инверсия

Инверсия - это обращение, изменение порядка следования на противоположный. Например, можно распиливать бревно, подавая его на систему пил, как это делается на пилораме, а можно закрепив бревно, перемещать вдоль него систему ленточных пил. Бегуна можно тренировать, заставляя бегать его по дорожке стадиона, или заставлять бегать дорожку, оставляя бегуна неподвижным, как это делается на тренажере. Аналогично тренируют пловцов, создавая поток воды в небольшом бассейне.

Задания:
1. Привести примеры инверсий из сказок, фантастических рассказов, из природы и техники.
2. Инверсировать утюг, стиральную машину, холодильник. Изобразить.

Антропоморфизация

Антропоморфизация - это уподобление человеку.
Очень частый прием в литературе и искусстве. Человеку уподобляются природные явления (Дед Мороз, Снегурочка, Весна, Зима, Солнце, Ветер), отношения (Любовь, Разлука) животные (Золотая рыбка, Щука, Рыба-кит, Лев- царь зверей), растения (Дуб, Рябина, Ясень из песен Чиполино, Синьор - помидор и др. из сказок).
Задания:
1. Привести как можно больше примеров антропоморфизации из литературных произведений, песен, техники.
2. Изобразить семь антропоморфизаций.

Фитоморфизация

Фитоморфизация - это уподобление растению.
Этот прием часто используются в дизайне, в изобразительном искусстве. Настольные лампы и абажуры изготавливают - в виде цветов и листьев, фонтаны, торты, воздушные змеи, пепельницы, посуду - в виде растений и их частей - цветов, листьев, плодов.

Задания.
1. Назвать как можно больше фитоморфизаций.
2. Спроектировать 7 технических объектов с применением фитоморфизации. Нарисовать.

Зооморфизация

Зооморфизация - это уподобление животному.
Этот прием часто используются в дизайне, в изобразительном искусстве. Ножи с ножнами изготавливают в виде человека, дракона, рыбы. Фонтаны, торты, воздушные змеи, пепельницы, посуду, подставки для книг уподобляют животным и их элементам - рогам, копытам, головам, крыльям.

Задания.
1. Назвать как можно больше зооморфизаций.
2. Изобразить 7 зооморфизаций.
Контрадикции
Зрительные контрадикции - это противоречия изображений. К ним относятся:
1. Двойные изображения.
2. Перевернутые изображения.
3. Невозможные фигуры.
4. Двухпозиционные изображения (наложение изображений с двух разных ракурсов).
5. Противоречия рисунка и фона.
6. Противоречия теней.
7. Противоречие размеров.
8. Противоречие перспективы.

Такие изображения можно найти в Интернет в разделе "Illusions" и посмотреть вместе с ребенком. Кроме того, зрительными контрадикции богаты произведения Сальвадора Дали, Казимира Малевича, Чурлёниса.

Добавить в блокнот

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии:
  • generic cialisHJ|2015-12-15|Acquisition bargain cheap generics no medicament

    cialis professional india http://pharmshop-online.com - generic cialis where can i buy cialis safely vipps generic cialis - can you buy cialis in mexico? iwant to buy some cialis

  • GresginormMI|2016-11-14|Buy miserly generics no medicament

    cialis release news http://pharmshop-online.com - generic cialis generic cialis review generic cialis - free sample of cialis cialis 5mg cost register

  • CurtispabEP|2017-08-21|заказать продвижение интернет магазина

    Мы ценим ваше время и делим с вами общие цели. Ваши продажи для нас главный приоритет. оптимизация страниц сайта) логин скайпа SEO2000 оращайтесь договримся есть примеры работ логин скайпа SEO2000

  • CraigkeRLB|2018-02-05|Сироп Мангустина Реальные Отзывы

    Приобрести можно на веб-сайте http://m.1bestone.pw/ Рады предложить вам потрясающее средство для похудения Mangoosteen. С его помощью возможно сбросить около 10 kg за 14 дней. Дерево мангкут произрастает на Шри-Ланке. Плоды дерева имеют потрясающие особенности. В баночке имеется более 20 плодов данного удивительного растения. Плоды дерева мангостан помогают растопить лишнюю жировую ткань. А также замечательно влияют на человека в целом. Технология производства средства, а также уникальная упаковка помогают сберечь все полезные свойства плодов. Главным веществом сиропа Mangoosteen являются фрукты с дерева мангостин, в них имеется большое количество питательных веществ. Благодаря компоненту ксантону, которое в больших дозах имеется в плоде, значительно замедляются окислительные процессы в теле. Окись дифениленкетона является одним из наиболее сильных антиоксидантов. В плодах дерева мангустин к тому же имеются разнообразные группы витаминов и микроэлементы. Купить сироп Mangoosteen возможно на сайте http://tedsjkpb.bestseller-super.ru.

  • CraigkeRLB|2018-02-05|Купить Сироп Мангустина В Спб

    Приобрести можно на веб-сайте http://otp.bestsky.info Предлагаем вам потрясающее средство для похудения Mangoosteen. С его помощью реально избавиться от 10 килограмм за недели. Растение мангостан произрастает в Азии. Плоды дерева обладают удивительными особенностями, которые были положены в основу средства Мангустина. В банке имеется более 25 плодов этого удивительного дерева. Плоды дерева мангостан помогают сжечь чрезмерную жировую ткань. А также замечательно влияют на организм в комплексе. Специфика изготовления средства, и спе­ци­али­зиро­ван­ная упаковка помогают сберечь все удивительные свойства растения. Основным действующим компонентом сиропа Мангустина являются плоды с растения мангостан, в которых имеется большое число полезных веществ. Благодаря веществу ксантону, которое в громадных дозах имеется в плоде, значительно притормаживаются окислительные процессы в теле. Ксантон считается одним из наиболее мощных антиоксидантов. В плодах дерева гарциния к тому же имеются различные витамины и элементы. Приобрести сироп Mangoosteen возможно на интернет-сайте http://tinyurl.com/ydee2ljc

  • LuzaraslormSN|2018-09-02|Люди кто желает поработать нашла отличный способ заработка.

    Народ кто желает поработать знаю отличный метод заработка. На данном сервисе "ОПТИМАЛЬНЫЙ ДОХОД" Выплаты ежедневно. В день пару-тройку сотен за 10 мин. работы по моему Отлично!

  • cyncFloarly|2021-03-08|<a href="https://ikcc.jp/???????/????????????.php">????????????</a>

    ???????? ?????? anubis ??? ???? ???? ?? ??????? ????????????? 2ch ????????? ???? ??? ??? ??? ?? v ??? ??? bet365 ?? ?????? ???? ??? ????? ???? kajino ???? ?? ? ??????? ?? ??????? e???? ???????? ?????? ??j ??????? ??? ??? 2 ??? ??? ????? ???? ???? ?? ?? ??? ? divine fortune ???????? ?? ??????? ??? ?????? ??????? ??? ??? ??? ???? ???????? ???? ??? art ???? ??? ??? ??? ????big ???? ???? ??????? apt ???? ????????? ????? ??? ?? ?????? ?????? ??? ?? ???????? ???? ????? ??? ?? ??? ?? ????? ??? ??????? ??????? ?????? ??????? ?????? ???? ???? ?? ? ???? ??????? ??? ????

  • TimothyHewNF|2020-11-24|Лучшие аркадные слоты от всех мировых разработчиков — причём решительно безмездно: играйте и испытывайте потрясающие азартные впечатления!

    В https://melbetts1.ru отличный понимают, чем является энтузиазм, и наподобие страшно, бывает хочется наполнить жизнь свежими эмоциями. Именно ради этого доступна возможность зрелище в деморежиме. И, конечно, вы можете играть на для настоящие деньги.