Статьиcегодня статей - 280

Как сделать аварию?

Дата публикации: 03.11.2010

Аварии, снижение качества продукции, падение производительности… Всему есть причины. Как сделать их явными? А когда все благополучно, как определить, откуда ждать удар? А когда случилась авария, как найти ее причины? Чтобы выявить и предупредить «диверсии», приходится самим строить версии и играть в шпионов… Об этом мы беседуем с Алексеем Васильевичем Подкатилиным, специалистом по ТРИЗ, который имеет уникальный опыт предсказания и выявления причин аварий. – Алексей Васильевич, какие «аварийные» задачи Вам приходилось решать?
– Мне приходилось выявлять причины многих аварий. Часто специалисты с ними не могут разобраться и зовут консультанта. Ему достается самая сложная работа – ответить на вопросы, которые специалистам оказались не «по зубам». Вроде бы, все проверили, а почему станок ломается или продукция идет бракованная, непонятно. И здесь нужно проявить изобретательность, смекалку, иногда поиграть в диверсантов. Странно звучит? Но вжившись в роль диверсанта, мы можем посмотреть на проблему другими глазами.

А как это – войти в роль диверсанта?
Для этого нужно всего лишь перевернуть задачу наоборот, обратить ее. Вопрос: «Почему случилась авария?» заменить на вопрос: «Как сделать так, чтобы она случилась?» Но произойти она должна как бы сама собой. Так мы можем найти самое слабое место в системе и обнаружить причину реальной или будущей аварии. Расскажу на примере. Фирма производила и продавала градирни. Они используются для охлаждения большого количества воды. Это большие железные ящики высотой несколько метров, где сверху льются струи горячей воды. Струи разбиваются решеткой на капли и обдуваются холодным воздухом. Покупатели из России и Китая на качество продукции не жаловались. Но стоило продать градирни в Заполярье, как на фирму посыпались жалобы: градирни взрывались. Представьте себе вентилятор диаметром 2 метра, который на скорости тысяча оборотов в минуту срывается с места и крушит все на своем пути! Почему? Оказалось, что в северных условиях на крыльчатке вентилятора намерзает вода. Все начинается с маленьких замерзших капель, которые со временем превращаются в массивную глыбу льда. В какой-то момент вентилятор не выдерживает и срывается с оси. От градирни остаются жалкие обломки! Что делать? Инженеры решили, что капли воды отскакивают от дна градирни и попадают на вентилятор. Предложили градирни углубить. Но это не помогло, градирни продолжали взрываться. Фирма вошла в крутой финансовый штопор…

– И что, больше не было идей, почему это происходило?
– Нет, инженеры не могли понять, что происходит в зоне аварии, почему капли воды попадают на вентилятор против потока воздуха. И они приняли это, как неизбежность. Стали предлагать подогрев вентилятора, «встряхиватель льда»… Но эти варианты были сложными, дорогими и проблемы не решали.

– А какой выход нашли Вы?
– Я решил докопаться до истины и найти причины аварий. Перевернул задачу наоборот и стал искать ответ на вопрос: «Как сделать так, чтобы градирни взрывались сами собой?» Так я выявил несколько причин. Оказалось, что капли воды, отскочившие от дна, здесь не виноваты. Основная причина – это завихрение воздуха на крыльчатке вентилятора. Стало понятно, какую главную задачу нужно решать. Проблема устранялась просто, нужно было всего лишь развернуть вентилятор, чтобы крыльчатка находилась с противоположной стороны. А для этого потребовалось отвернуть и завернуть шесть гаек. Вот так можно устранить проблему, если точно известны ее причины.

– Неужели причины всех аварий выявляются так просто?
– Не всегда это просто… Но перевернув задачу наоборот (как мы еще называем, «обратив задачу»), мы смотрим на нее другими глазами, снимаем инерционность мышления. Вот другой пример. Я консультировал подшипниковый завод. Директор мне говорит: «У нас ролики на станках ломаются. Абсолютно все. Мы не можем понять, в чем дело». Давайте будем разбираться… Стальной ролик обкатывает кольца для подшипников и давит на них с силой 100 тонн. Он плотно вставлен в паз и прочно закреплен. Проблема в том, что ролик ломается в точке крепления. В чем же дело? Я опять поставил обращенную задачу: как оторвать ролик от крепления? Вот если бы он чуть выдвигался вперед, тогда бы он начал «болтаться» в пазе и сломался бы в нужном месте. Но где взять такую силу? Начинаю думать… На ролик действуют огромные силы давления. В таких условиях металл ведет себя, подобно пластилину. При вращении ролик вытягивается вперед и происходит «нужная» поломка. Вот и объяснение.

– То есть, перевернув задачу наоборот, можно отыскать «потайную» силу, которая приводит к поломке?
– Да, часто именно скрытая сила и есть причина, которую очень сложно выявить. Расскажу еще случай. Аквалангисты под водой чинят опору моста. При работе спиной вниз акваланг вдруг отказывает заклинивает клапан подачи кислорода. Дышать становится сложно. Нужно всплывать, приводить клапан «в чувство» и погружаться вновь. Явных причин заклинивания нет. И здесь опять помог «антиаварийный» подход. Как сделать так, чтобы клапан перестал работать? Подействовать на него силой, которая появляется при перевороте аквалангиста на спину. Такую силу я нашел и, чуть изменив пружину в клапане, решил эту проблему.

– А если виновата не техника, а люди, как анализировать ситуацию?
– Вы имеете в виду, когда неясно, кто виноват? И в этом случае «антиаварийный» подход помогает. Бывает, что-то происходит, а никто не признается в халатности. Тогда справедливости ради исключаем технические причины аварий, и лишь потом устраиваем «допрос с пристрастием». Был случай, когда в артезианской скважине на глубине 60 метров вышел из строя насос. Его нужно было вытащить наверх. Стали тащить автокраном, и на 50 метрах насос застрял. Думаем, что могло его заклинить… Может, инструмент, брошенный в скважину? Спрашиваем у рабочих никто не признается… Но расчет был верным, так и оказалось – гаечный ключ уронили…

– Вам, наверное, часто приходилось сталкиваться с такими случаями. А может ли Ваша методика их предупреждать?
– Конечно может! Главное здесь – сама методика. Но важнее – люди, которые обучены ее применению. Вот тогда-то они смогут выявлять и устранять заранее многие проблемы. А это, как вы понимаете, гораздо дешевле и менее рискованно.
Этой методике мы обучаем на наших семинарах. Кроме того о задачах и антиаварийном подходе можно прочитать в инновационных кейсах компании «ТРИЗ-профи» (www.triz-profi.com). Что же касается техники, антиаварийный подход помогает разобраться не только с проблемой. Он помогает выявить слабое звено в системе и устранить его еще на этапе проектирования. Конечно, это не означает, что механизм будет работать сам собой и никогда не сломается. Но сделать его простым и максимально надежным реально. Часто простота – это гарантия надежности. Чем меньше деталей, тем меньше вероятность поломки. Мой опыт показывает, что для технических задач можно находить простые, дешевые и, главное, надежные решения. Это доступно каждому. И учиться этому никогда не поздно.

Интервью взяла Ольга Семенова.

Добавить в блокнот

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии: