Статьиcегодня статей - 280

Креативу научит «Кейс 2.0»

Дата публикации: 17.05.2012

 

Кейс (англ. case – случай) – 1. Ситуация, взятая из практики для обучения в процессе изучения той или иной дисциплины с целью отработки методики анализа, разработки и принятия решений, например маркетинговых. 2. Метод эдукологии, призванный ускорить процесс обучения путем привлечения обучаемых (студентов) к анализу, открытому, свободному обсуждению и принятию окончательного решения относительно рассматриваемой деловой ситуации (кейсовый метод) (Словарь маркетинга).

 

 

Умный учится на чужих ошибках, а дурак – на своих. Это, пожалуй, самая простая и доходчивая формулировка содержания метода «кейс-стади», который вот уже больше ста лет применяется при обучении в западных бизнес-школах. Из практики берут определенную ситуацию, анализируют ее со всех сторон и выводят «формулу поведения»: как поступить, если ситуация повторится. Чем больше кейсов проштудировал студент вместе с преподавателем, тем больше у него опыт, тем надежнее, казалось бы, у него инструмент для решения самых разных бизнес-задач. Однако все течет, все изменяется – технологии, информационные потоки, политические и экономические ситуации, т.д. и т.п. Бизнес, как живой развивающийся организм, подбрасывает все новые и новые «вводные». И все чаще даже выпускники самых престижных учебных заведений сталкиваются на практике с тем, что старые алгоритмы поиска решений «не работают». Встает вопрос о «тотальном» инновационном подходе. Оказалось, что креативность – это не только «модное» слово, а жизненная необходимость для современных бизнесменов и менеджеров. Но как учитывать этот факт при обучении? Можно ли научить быть креативным?   

 

- Можно! – отвечает консультант-эксперт по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), «Мастер ТРИЗ», преподаватель с многолетним стажем Виктор Тимохов.

   

В.Т.: - Базовой предпосылкой в обучении в бизнес-школах и на различных курсах предпринимателей является то, что товар или услуга уже есть. Давайте с ним что-нибудь сделаем – продвинем её, продадим, получим больший эффект, завоюем больший сегмент рынка. А вот как это создали, каким образом люди пришли к этой идее, как завтра этим же людям, предпринимателям, создавать новые идеи, об этом не говорится. Мы решили посмотреть, какие недостатки есть у метода кейс-стади и предложить систему, которая устраняла бы недостатки. Первый недостаток кейсов и метода «кейс-стади» в том, что человек должен учиться «с отрывом от производства». То есть, обучаясь в бизнес-школе MBA, года на два он будет вычеркнут из реального бизнеса. А бизнес это время может его не ждать! Второе – это стоимость. Учеба в бизнес-школе в Гарварде, например, обходится в 90-100 тысяч долларов. Такие затраты, которые могут окупиться, а могут не окупиться. Поэтому мы решили сделать такой метод, который позволял бы все-таки меньше ездить и учиться дистанционно. Далее мы проанализировали саму форму существующего обучения. При решении кейсов студенты использует, как правило, мозговой штурм или какое-то совместное обсуждение. Как такового метода, который бы позволял решать все типы – или большее количество задач - не было. И мы подумали, что было бы неплохо встроить в эти кейсы теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ). Это методика, которая возникла в Советском Союзе в 60-х годах и которая сейчас успешно развивается. При этом основной упор мы сделали на решение инновационных задач, то есть на создание чего-то нового – товаров, услуг, технологий и т.п.

 

- Вы назвали метод «Кейс 2.0». Откуда такое обозначение?

 

В.Т.: - Мы использовали аналогию из софтверной индустрии. Там принято использовать цифровые обозначения. А в последние несколько лет по отношению в Интернету используется понятии веб 2.0, когда сайты переходят от статических, где размещена просто информация к сайтам динамичным, где пользователи втянуты в создание контента, в решение задач на этом сайте. На наш взгляд эта аббревиатура вполне соответствует интерактивной сути предлагаемого метода.

 

- И в чем же принципиальное отличие метода «Кейс 2.0» от распространенного метода «Кейс-стади»?

 

В.Т.: - В сравнении с традиционными кейсами в «Кейсе 2.0» так же предлагается реальная ситуация из практики в той или иной сфере деятельности, её анализ и методология принятия решения. Но мы добавляем ко всему еще и анализ самого метода поиска решения. Мы не только объясняем, как было принято решение, но мы пытаемся докопаться, почему именно это решение было принято. То есть в любом из кейсов 2.0 приводится аглоритм, по которому можно решать задачи и в других областях. При этом на страницах кейса мы делаем это вместе с читателем, то есть с обучающимся, кропотливо проходя все стадии поиска – от правильной формулировки задачи до «тестирования» найденного решения. Здесь упор делается на самостоятельное обучение, поскольку в кейсе дается и практический, и методический материал одновременно.

 

-  На каком материале создаются ваши кейсы 2.0?

 

В.Т.: -  Я уже сказал, что в кейсах 2.0 мы решили использовать методологию ТРИЗ. За многие годы совершенствования и применения этой методологии на практике в области инноваций и изобретательства наработал большой практический материал. Вот этот опыт мы и решили использовать. В работе на той или иной стадии находится сейчас порядка сорока кейсов. При этом мы надеемся привлечь специалистов по ТРИЗ, которые сейчас работают в различных крупных компаниях и корпорациях в России, Корее, Германии, Австралии, США. А на бумаге и в электронном варианте изданы два кейса – кейс «Карьер: как повысить эффективность проекта» и кейс «Гидростеклоизол». Эти кейсы уже используются в преподавании креативных технологий, инновационных методов, изобретательства.          

 

кейс-стади

 

 

- Значит ли это, что метод «Кейс 2.0» может со временем заменить в обучении принятый метод «кейс-стади»? 

 

В.Т.: - Скорее всего, при коллективном обучении они могут использоваться одновременно, потому что метод «Кейс 2.0» не ставит перед собой задачу обучения работы в коллективе. А вот при подведении итогов и закрепления пройденного материала, как следует из моей преподавательской деятельности и деятельности моих коллег, он весьма эффективен. Тем более, что уже выпущено несколько кейсов с полным объемом методологического материала – специально для преподавателей. Кроме самого кейса в печатном варианте, туда входит методика его преподавания в электронном виде и слайд-шоу. А для тех, кто захочет обучаться самостоятельно, чтобы находить эффективные решения практически в любых сложных ситуациях, кейсы 2.0 будут хорошим подспорьем.

 

Беседовал Сергей Краснобород

Добавить в блокнот

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии: