Статьиcегодня статей - 280

Информация для синтеза учебных задач

Дата публикации: 05.03.2013

 1  Песня "She Loves You" заслуживает особого внимания не только из-за ее грандиозного успеха. В ней наиболее ярко отразились типичные черты раннего периода творчества "Битлз", когда гармонии и принципы построения композиций основывались на традициях американской, прежде всего негритянской, вокальной музыки. Негритянские же группы, в свою очередь, следовали канонам спиричуэлз — духовных песнопений, для которых характерна перекличка между солистом и ансамблем (так называемый вопросно-ответный принцип), причем ответ ансамбля зачастую сводился к простому выражению согласия: "Yeah!" ("Да"). "Битлз" усилили этот ответ, доведя его до "Yeah, Yeah, Yeah!" и получив в результате не троекратное согласие, а новое качество: полное светлого оптимизма утверждение. (Негритянские спиричуэлз всегда имеют грустный характер — Ю.М.) 

("Студенческий меридиан". спецвыпуск, посвященный "Битлз". 1991. с.26.) 

 2  Обычно колокольню воздвигали по окончании строительства собора, Петр не посчитался и с этим обычаем. Башня со шпилем воплощала славу новой столицы, и поэтому в 1715 году было дано распоряжение: "колокольню, которая в городе, возможно скорее отделать, дабы в будущем, 1716 году возможно на оной часы поставить, а церковь сделать исподволь, от фундамента стены вести помалу". 

(Б.Бродский. Связь времен. М.; "Детская литература". 1974. с.203.) 

 3  (Когда в кино появился звук, его записывали непрерывно, одновременно с действием в кадре. Монтаж, который был главным художественным приемом немого кино, стал невозможен. — Ю.М.) Режиссеры начали искать компромисс: как усилить образную и зрительную выразительность кадра, как сочетать видимое и слышимое? Большой эпизод, который в немом кино состоял бы из множества монтажных фраз, снимался единым куском. Камера стояла на месте, зато актер активно передвигался внутри кадра. Он, например, шел на камеру, и создавалось впечатление перемены плана: от общего или среднего к крупному. Или режиссер расставлял актеров в разных точках кадра, и они двигались по заранее заданным траекториям, то по диагонали, то прямиком на камеру, то мимо нее... Разговоры, которые велись при этом, не прерывались. Благодаря "глубинной мизансцене" (так был назван прием передвижения внутри кадра) кадр немного ожил, потерял сходство с говорящей фотографией. 

(Л.Польская. Кто делает кино? М.; "Детская литература". 1988. с.182.) 

 4  К ансамблям такого рода принадлежит, например, дуэт Онегина и Ленского перед дуэлью в опере Чайковского "Евгений Онегин". Композитор не противопоставляет партии врагов — вчерашних друзей, а передает в музыке общее для обоих чувство: раздумья, нерешительность перед роковой встречей:
        Не засмеяться ль им пока
        Не обагрилась их рука,
        Не разойтись ли полюбовно?
(Это авторский текст, его никак не могут петь персонажи. Но терять его не хотелось, он важен для понимания психологических пружин действия. Вводить в оперу автора — тоже не выход. — Ю.М.) В соответствии с этим партии Онегина и Ленского мелодически сходны, каждый из участников дуэта повторяет за другим не только слова, но и мелодию. 

(В.Васина-Гроссман. Книга для любителей музыки. М.; "Советская Россия". 1964. с.85-86.) 

  5  (Фильм "Гараж" — реж. Э.Рязанов, комп. А.Петров — Ю.М.) Текст диалога жанрово выверен, любая реплика вызывает встречную, обыгрывается, дает краску каждому образу, уточняя его социальную характеристику и функцию в каждой конфликтной ситуации. В этой диалоговой композиции музыка, по существу, не нужна: звуковое поле и так слишком напряжено. Но ощущение необходимости "передышек" заставляет авторов ввести музыкальную тему, исполняемую одним из персонажей картины. Музыка здесь выступает в привычной роли хранительницы гармонии и духовности. 

(И.М. Шилова. Проблемы звуковой образности в советском кино. М.; Знание. 1984.) 

  Музыка к мультфильму "Желтая подводная лодка" (композитор Джордж Мартин), эпизод "Море монстров". На экране — удивительные монстры, неестественные, неземные. Это впечатление должна была подчеркнуть и музыка. Для создания "неестественности" звучания из естественных звуков партии некоторых инструментов были записаны на магнитофон и воспроизведены наоборот, от конца к началу. 


 7  В начале сороковых годов Сергей Эйзенштейн задумывает снять фильм об Иване Грозном. Кто будет работать с ним: друг, постоянный соавтор Эдуард Тиссэ, который снимает в возвышенном стиле, считается певцом массовых действий, полагая, что "нет ничего нефотогеничного"? Все эти качества необходимы для новой картины, но все же их явно недостаточно. Режиссеру нужен был оператор-живописец, мастер тонкого портрета, знаток светописи, который мог бы снять кремлевские палаты с удушающе низкими сводами, ползущие по стенам тени, блики свечей, таинственный и тревожный сумрак. Таким оператором был Андрей Москвин. ...именно он, по словам Виктора Шкловского, мог "снять воздух вокруг предмета". И режиссер решил пригласить на фильм двух операторов. Случай и до сих пор не очень распространенный в кинематографе. 

(Л.Польская. Кто делает кино? М.; "Детская литература". 1988. с.62.) 

  8  (Спектакль по пьесе Еврипида "Орест" в постановке Национального театра Греции, режиссер Георгос Севастикоглу. — Ю.М.) У Елены Прекрасной, внешне возвышенной и благородной, неожиданно оказывается охрипший, почти пошлый голос, за гармоничными жестами и осанкой раскрывая разврат, высокомерие и блестящую продажность. 

(E.Tishejzere. Divi monologi bez morales. "Literatura un Maksla". 4.12.84.) 

 9  ...сквозь речь солдата то и дело слышится голос поэта ("Бородино" М.Ю.Лермонтова — Ю.М.). "Леса синие верхушки". Солдат не сказал бы так: это — Лермонтов. Но строчки "Французы тут как тут" — это солдат. "Звучал булат", "Носились знамена, как тени" — это опять речь поэта. Но без этой возвышенной лексики Лермонтов не мог бы передать вполне величие этого дня. А "изведал враг" — опять "дядя". 

(И.Андронников. Дебют. "Литературная газета". 18.10.62.)

 10  "Нет в жизни совершенства..." — в свое время говаривал Лис. Это мудрое высказывание в полной мере относится и к жизни обрабатывающих инструментов. Мягкие быстро изнашиваются. Твердые же хрупки. Малейший перекос — и дорогостоящее, выполненное из легированной стали, сверло разламывается на две половинки. ...иголки-сверла и твердые, и одновременно упругие. Дело в том, что они покрыты практически неснашивающимся слоем нитрида титана. 

("Техника и наука" № 6, 1989.) 

 11  Защитная струя газа при сварке не должна допускать к расплавленному металлу окружающий воздух. Чтобы устранить завихрения струи, засасывающие воздух в сварочную ванну, газовый поток разбивают на множество струек. Чем больше их, тем устойчивее общий защитный поток. 

("Изобретатель и рационализатор" № 8, 1984.) 

 12  Фирма "Демэко" (США) — ведущий у себя в стране изготовитель машин для производства макарон, лапши, пирожков и т.п. На выставке была представлена, в частности, машина для выпечки блинчиков. Вроде бы ничего особенного — большой медленно вращающийся диск, из которого на стержнях торчат сковородки. Сначала они намазываются тестом, затем въезжают в зону газовой плиты, выезжая оттуда с поджаренным блинчиком. Но есть одна хитрость: чтобы блин был тонким, он печется... на тыльной стороне сковороды, лишнее тесто само стекает. 

("Изобретатель и рационализатор", № 3, 1984.)

 13  Сейчас идут работы по созданию криогенного компьютера, который будет работать при очень низких температурах. Это повышает быстродействие и уменьшает размеры. Одна из технологических проблем — сконструировать нового типа разъемы, посредством которых связываются между собой элементы схемы (ячейки, платы и т.п.). Ведь существующие разъемы (с контактами длиной несколько миллиметров) для криогенного компьютера не годятся. Они обладают слишком большой индуктивностью, отчего сверхбыстрая передача сигналов нарушается — появляются задержки сигналов в линии или их затухания. Микроразъемы размером в доли миллиметра (на порядок меньше обычных), практически не обладающих индуктивностью (она зависит от длины контакта), стали делать из... ртути. Ее капельки замерзают уже при температуре -40°С, образуя прочные, надежные спайки между узлами криогенного прибора.

(В.Климов. "Холоднокровные компьютеры не вымерли". "Техника — молодежи" № 6, 1989.)

 14  Для изменения общего шага несущего винта вертолета существует рычаг "шаг-газ". Называется он так потому, что одновременно меняет не только углы установки (шаг) лопастей, но и мощность двигателя. Например, пилот хочет подняться на большую высоту. Для этого необходимо, во-первых, увеличить углы установки всех лопастей (то есть, общий шаг). Во-вторых, нужно сделать так, чтобы лопасти вращались быстрее, а это требует увеличения мощности двигателя, что пилот и делает с помощью рычага "шаг-газ". 

(С.Н.Попова. Аэрофлот от А до Я. М., Транспорт. 1986. С.31) 

 15  Плавучие роторные станции (ПРС) могут стать "чистыми" источниками энергии. Каждая станция монтируется на кольцеобразном понтоне-поплавке, в центре которого расположен электрогенератор. Ротор генератора приводится во вращение ветроэнергетической установкой (ВЭУ) с вертикальным ротором. Чтобы увеличить скорость взаимного перемещения ротора и статора, каркас станции с закрепленным на нем статором также вращается ветровым потоком, но в сторону, противоположную вращению ротора. С этой целью на каркасе установлены плоскости-паруса, угол поворота которых обеспечивает вращение каркаса вместе с понтонами в нужном направлении.

(П.Райкин. Электростанция — огород. "Изобретатель и рационализатор" № 2, 1989. С. 15)

 16  Можно ли сэкономить несколько тысяч рублей на одном колесе? Специалисты научно-производственного объединения "НИИПТМАШ" на этот вопрос отвечают утвердительно. Но при условии, что будут использованы разработанные ими для кранов ходовые колеса со съемными ребордами (а.с. № 633789) — выступами, предупреждающими сход колеса с рельсовой колеи. Достаточно отвинтить быстро изнашиваемые боковины и поставить на их место новые. Впервые появилась возможность делать эту деталь из более прочного металла, чем весь обод. 

("Изобретатель и рационализатор" № 7. 1988)

 17  Франц Хаас и Йохан Хаас из австрийской фирмы "Франц Хаас Вафель машинен индустригезельшафт" запатентовали в СССР (патент № 1281155) способ заполнения начиночной массой, конкретно — мороженным, полых трубочек и устройство для его осуществления. В существующих машинах дозатор — стационарный, а трубочки движутся мимо него прерывисто, поэтому часто ломаются. Хаасы обратили движение: у них трубочки движутся по конвейеру равномерно, при этом быстрее, а головка с дозирующим устройством — возвратно-поступательно. "Бой" трубочек сократился, так как ускорения на них больше не действуют, а производительность линии выросла. 

("Изобретатель и рационализатор" № 7. 1987)

 18  Деревянные шпалы изнашиваются быстрее, чем бетонные; при бетонных, более жестких, — быстрее изнашивается подвижной состав. В Московском институте железнодорожного транспорта создана железобетонная шпала с деревянными вкладышами в местах крепления рельсов. Сечение шпалы переменное, а жесткость постоянная. Утверждается, что такие шпалы обладают всеми достоинствами железобетонных и деревянных шпал, но почти свободны от недостатков и тех и других (а.с. № 12767717, 1276718, 1276719, авторы В.Ш.Барбакадзе, С.Ш.Барбакадзе и Н.В.Дудко). 

("Изобретатель и рационализатор" № 7. 1987)
Добавить в блокнот

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии: