Статьиcегодня статей - 280

Педагогические приемы иезуитов

Дата публикации: 03.11.2010


Магеллан еще не совершил первое кругосветное путешествие, когда Игнатий Лойола уже искал единомышленников. До выхода в свет труда Коперника о гелиоцентрической системе мира оставались десятилетия, когда Организация, основанная Лойолой, имела разработанную теорию и практику воспитания личности...

Как страшен может быть разум, если он не служит человеку.

Софокл

Вторая мировая война, ядерная бомба, исследования Космоса, первые люди на Луне… Организация уже существует практически во всех странах, располагает 150 центрами подготовки по всему миру, вы-пускает периодические издания и книги. Все попытки уничтожить это общество не удались. Имя этой организации - "Societas Jesu" (лат.), "Общество Иисуса" или "Орден Иезуитов"…

иезуиты

В чем же сила и жизнеспособность Ордена? В строгой конспирации и жесткой дисциплине? В унизительных наказаниях? Во взаимном шпионаже и абсолютном авторитете главы Ордена?

На протяжении почти 500 лет существования Ордена важнейшую роль в формировании мышления и цели жизни каждого иезуита играют "Духовные упражнения", составленные в 1522 году основателем ордена Игнатием Лойолой [1]. Лойола понял: лучший способ воспитать человека в соответствии с определенным идеалом состоит в завоевании его… воображения. Он не останавливается на пожеланиях и проповедях - он требует действия: выбора цели жизни. Для достижения этого необходим умело разработанный комплекс упражнений, причем таких, которые лучше всего соответствовали бы поставленной цели. Работая над "Духовными упражнениями", Лойола хотел убить способность к самостоятельному мышлению, привить иезуиту фанатичную веру. Впрочем, "он никогда не имел в виду полное и разностороннее развитие личности, как о том мечтал Леонардо да Винчи, он никогда не предоставлял доброй воле индивидуума заботы об определении размеров и характера своего умственного развития" [2, с. 145].

иезуиты

Каждый иезуит должен проделать духовные упражнения в течение сорока дней дважды в своей жизни - при вступлении в "Общество Иисуса" и по окончании обучения. Для поддержания стойкости духа иезуиты ежегодно по восемь дней повторяют эти упражнения. Место для выполнения процедуры - уединенная келья. Посвящаемый должен пробыть в ней в течение всего срока в молчаливом сосредоточении, общаясь только с духовным наставником и исповедуясь ему. Необходимо уйти в самого себя, живя лишь одними мыслями и воображаемыми образами…

Как утверждают исследователи деятельности Лойолы, главная особенность "Духовных упражнений" в том, что их "нужно не прочитать, а пережить". "Человек, каковы бы ни были его убеждения, с самого на-чала "упражнений" выворачивается наизнанку, его жизнь переворачивается вверх дном; он отвергает теперь то, что раньше почитал", - отмечает А. Тонди, бывший в среде иезуитов шестнадцать лет и "проживший" книгу Лойолы [8, с. 132].

иезуиты

Какими же правилами руководствуются иезуиты? Книга открывается введением "Начало и основания", дающим "понимание жизни", которое должен усвоить иезуит. Далее следуют упражнения, расписанные по дням и часам на четыре недели. Рассмотрим коротко логику построения курса и содержание упражнений.

Предмет для размышлений на первой неделе - фундаментальные положения: "Грех", "Божий суд" и т. п. Цель - пересмотр своей жизни. На второй неделе обучающийся должен научиться созерцать "Царство Христово" и далее - размышлять о смирении, любви к Христу… Цель - убедить в следовании, послушании и служении Христу. Цель третьей недели - усилить в иезуите любовь к Христу и Церкви, укрепить его в раскаянии и самоотречении. Содержание упражнений на этом этапе - размышления и созерцания на тему "Жизнь Иисуса". Цель четвертой недели - вызвать фанатизм разума, эйфорию чувств и целенаправленность воли. Содержание: размышления над событиями жизни Христа от Рождества до Вознесения.

иезуиты

Таким образом, в итоге достигается цель не по воздействию на отдельные решения человека, а по перестройке всей его психики и чувственного восприятия жизни. "Упражняющийся" как бы находится внутри выстреленного из пушки ядра. Путь назад отрезан". [8, с. 138].

Остановимся подробнее на методике проведения упражнений.

Во-первых, существуют предварительные упражнения, то есть осуществляется "подводка" обучающегося. Каждый вечер, прежде чем лечь спать, иезуит должен самостоятельно продумать то, что он будет созерцать на следующее утро. Утром, во время одевания и в течение получаса, предшествующего "созерцанию", иезуиту рекомендуется мысленно повторить то, чем ему вскоре предстоит заняться.

Во-вторых, обучающийся должен представить конечный результат конкретного упражнения: он просит у Бога того, чего он хочет достичь в качестве практического результата "созерцания", по возможности чего-нибудь реального, полезного для его собственных "духовных нужд".

иезуиты

В-третьих, прежде чем приступить к выполнению упражнения, приближаясь к месту молитвы, обучающийся останавливается в 2-3 шагах и внушает себе, что Бог смотрит на него. Далее следует подготовительная молитва. Следующий шаг еще не само упражнение, а "подготовка почвы". Следует представить себе объект, который ему предстоит "созерцать". Основная часть "созерцания" разделена на пункты и параграфы, то есть упражнение разбито на небольшие и сравнительно легкие "шаги". Первые объекты созерцания легки для воображения: эпизоды из жизни Иисуса, Марии и т. д. Последующие более сложны и абстрактны: тайны загробного мира, чистилище, ад, милосердие, грех. В любом случае предмет упражнения должен быть таким, чтобы заполнить час времени. Практически каждое упражнение основано в той или иной степени на самовнушении. Например, "следует повторять самому себе, что ад существует, представлять себя, насколько это возможно, навеки пребывающим во всепожирающем огне, в абсолютном мраке, безо всякой надежды, и повторять это сто раз в течение часа" [8, с. 127]. Есть в арсенале иезуитов и биупражнения. Так, обучающийся должен представить армию Сатаны на равнинах Вавилона и самого Сатану, обращающегося к своим демонам с речью. Затем необходимо сменить картину воображения и "увидеть" иерусалимскую равнину и Христа среди своих учеников. 79

Литература

1. Loyola I. de Obras completas. - Roma-Madrid, 1952.
2. Бемер Г. Иезуиты. - М.: 1913. - 454 с.
3. Быков А. А. И. Лойола. Его жизнь и общественная деятельность. - СПб., 1891. - 106 с.
4. Великович Л. Н. Черная гвардия Ватикана. 2-е изд. - М.: Мысль, 1985. - 217 с.
5. Гризингер Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. Том 1-2. - СПб., М., 1868/69. - 352 с. и 307 с.
6. Самарин Ю. Ф. Иезуиты и их отношение к России. - М., 1870. - 510 с.
7. Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3. Работа актера над собой. Ч. 2. Работа над собой в творческом процессе воплощения. - М., 1990.
8. Тонди А. Иезуиты. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1955. - 331 с.
9. Хазов А. Иезуиты готовы служить повсеместно. - Обзор советской и зарубежной прессы "24 часа", 1991. - № 14 (95). - С. 9.
10. Новый завет Господа нашего Иисуса Христа. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1979. - 758 с.

Скачать "Педагогические приемы иезуитов", в журнале ТРИЗ-профи (Acrobat PDF, 130 кб.)


Добавить в блокнот

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии: