Статьиcегодня статей - 264

Как развить креативность?

Дата публикации: 11.08.2014

Творцом ты можешь и не быть, но креативным быть обязан!

Почему в современном мире креативность стала главной человеческой способностью?

 

Вот так, вольной интерпретацией цитаты Н. Некрасова и вопросом начнем наши рассуждения о месте креативности в жизни современников. Что вкладывается в это понятие и почему развитие креативности приобретает такое важное значение? 

Ещё лет 15 – 20 назад и слова-то такого не было. А сейчас – даже бабушку у подъезда не удивишь новым англицизмом, так удачно вошедшим в наш обиход с легкой руки В. Пелевина.

Рожденные в СССР знали одно слово – «творчество», и профессии делились на «творческие» и «не творческие». И по этой не хитрой классификации, работа инженера Петрова, к примеру, считалась не творческой, а вот у деятеля искусств Иванова – очень даже творческой. И это не смотря на то, что Петров почти ежедневно решал сложнейшие задачи по нетрадиционному использованию оборудования, а Иванов вел учет концертных коллективов.

Но термин «креативность» не заменяет слово «творчество», скорее эти понятия являются двумя сторонами одной медали.

Развитие креативности

 

Определимся с этимологией этих явлений.

«Творчеством» принято называть процесс и продукт самовыражения творящего, не ограниченного рамками воплощения творческого замысла.

Креативность направлена на поиск новых решений в жестких рамках исходных данных и с конкретной целью. А по своему значению находится посередине между словами «смекалка» и «творчество». То есть, креативность более контролируема и управляема по сравнению с творчеством. Известно более 60 определений креативности, появились такие научные дисциплины, как «креативная психология», «креативная педагогика» и даже «креативная наука», что подтверждает высокий интерес к данному явлению.

 

Чем вызван такой интерес, и в каких областях человеческой деятельности наиболее востребованы креативные способности?

Первое, что приходит на ум, это профессии, которые по традиции так и продолжают называть творческими: артисты, художники, музыканты, архитекторы и прочие занятия в области культуры и искусств.

Второе – профессии, востребованные рыночной экономикой: маркетологи, рекламщики, копирайтеры, дизайнеры…

И уже на третьем месте почему-то вспоминают профессии, в которых творческой составляющей не меньше,  и рамки более жесткие и риски более высоки: хирурги, путешественники-натуралисты, технологи, финансисты…. и сотни других профессий, связанных с принятием высоко-вариотивных решений.

Если перетрясти классификатор профессий, то практически в каждой из них найдется своя творческая составляющая. Исключение составят разве что специальности, организованные по конвейерному принципу, так озолотившему Генри Форда. Но высокая востребованность креативного мышления вызвана не только родом профессиональной деятельности, которая всегда была, есть и будет. 

Весь мир, и Россия вслед за ним, стремительно развивает постиндустриальную экономику, основанную на инновационности и выдвигающую высокие требования к решению креативных задач.  Если в двадцатом веке от научного открытия до его применения в реальной жизни проходили годы и даже десятки лет, то в век информации эта дистанция сократилась до нескольких лет или даже месяцев.

Признаками постиндустриального общества являются «высокие технологии», охватывающие  информационные, наукоемкие и ресурсосберегающие отрасли: телекоммуникации, микроэлектроника, программное обеспечение, робототехника, биотехнологии и др.

«Высокие технологии» прочно вошли в нашу жизнь, без них уже не мыслимы не только промышленное производство, но и культура, искусство и даже сфера услуг. Главным средством производства уже является не оборудование, а квалификация персонала. В такой ситуации резко возрастает спрос на сотрудников с креативным мышлением, способных решать творческие задачи любой сложности в короткий срок.

развитие креативности и творчества

 

Спрос, как известно, порождает предложение. Спрос на способности к креативу порождает технологии по развитию креативности. Не углубляясь в описание и перечисление всевозможных методик, остановимся на том, что их все объединяет.

 

Секрет успеха не в том, «как» развивать креативность, а в регулярности этого процесса. Это как «100 часов налета», после которых летчик становится асом вне зависимости от применяемой технологии тренировки летного навыка. Такая регулярность и является первым важным условием развития креативности.

Мозг человека, как известно, запускает процессы, связанные с генерированием решений, идей и процессы, направленные на их оценку, критику, детальный анализ. Это два абсолютно противоположных процесса, протекают практически одновременно, что и тормозит творческий процесс.

Поэтому, второе условие развития креативности, это разделение процессов генерирования и критики. В результате снимаются «барьеры мышления» и генерирование становится более продуктивным. А при дальнейшей критике отбираются самые эффективные решения. На этом принципе основан целый ряд креативных техник, самая известная из которых – «мозговой шторм».

Третье условие -  набор личностных характеристик и соответствующая мотивация, стремление решить задачу творчески, не тривиально.

Четвертое – это обязательная эмоциональная составляющая. О влиянии эмоций на процесс творчества написано много научных и ненаучных трудов. Все исследователи сходятся в одном – индивидуумы с высоким творческим потенциалом по умолчанию эмоциональны. Развитие эмоционального интеллекта стимулирует развитие креативного мышления.

Ну, и пятым условием является среда, окружающая индивидуума и требующая от него креативных решений.

В результате образуется симбиоз между человеком и современным постиндустриальным обществом: 

- человек развивает собственную креативность, потому что стремиться быть востребованным;

- общество стимулирует развитие креативности, потому что без этого оно просто перестанет развиваться.

как развить креативность

Не случайно, вся чаще в официальных источниках стал упоминаться креативный класс, кроме уже известных: рабочего, обслуживающего класса, и работников сельского хозяйства.  Потребность постиндустриальной экономики в креативном классе, стала такой же основополагающей, как потребность индустриального общества в квалифицированном инженерно-техническом персонале, а доиндустриального – в крестьянах, ремесленниках, торговцах.

 

Креативные способности стали главным источником конкурентных преимуществ и … прогресса общества.

Добавить в блокнот

(Голосов: 1, Рейтинг: 5.00)


Добавить комментарий:

Комментарии:
    Креативная неделя
    Интернет магазин

    Учебно-методическая литература по развитию творческого воображения

    Учебные кейсы для самостоятельного дистанционного обучения

    Записи вебинарских учебных курсов



     



    Подписка на рассылку