Статьиcегодня статей - 280

Популяризация ТРИЗ как главная задача выживания и развития

Дата публикации: 02.01.2017

8 элементов атаки.

Текст доклада на YIII международной конференции "ТРИЗ. Практика применения и проблемы развития", 11-12 ноября 2016 года, Москва.

Тимохов В.И., Мастер ТРИЗ; Бубенцов В.Ю., специалист по ТРИЗ 4 уровня, к.т.н.

 Центр креативных технологий «Идеальные решения», Москва, 2016 г.

 

Почему так важна тема, вынесенная в заголовок:

 - Низкая востребованность в специалистах по ТРИЗ в России и СНГ за прошедшие десятилетия – когда мало что строилось и создавалось – привело к практически полному забыванию в России того, что такое ТРИЗ, да и другие методы, популярные в своё время.

- Отъезд многих специалистов ТРИЗ за рубеж существенно ослабил общий потенциал обучения, консалтинга и разработок методик ТРИЗ в стране.

- Ощущается нехватка обучающей и методической литературы по всему спектру тризовских методик, особенно по тем, что были разработаны за последнее десятилетие.

- Так и не появился учебник-самоучитель, по которому любой человек, имеющий высшее образование, не обязательно техническое, мог бы самостоятельно, не прибегая к другим источникам информации и очному обучению, освоить ТРИЗ хотя бы как пользователь 2-3 уровня и приложить свои знания в текущим проектам и задачам.

- На рынке консалтинговых и образовательных услуг появилось много людей, прошедших кратковременное обучение ТРИЗ – один-два дня,– или вообще не проходивших обучение, не имеющих опыта использования методик в реальной работе. Они, базируясь на нескольких прочитанных книгах, как правило, 80-х годов, тем не менее активно пропагандируют свои услуги, предлагая с помощью них, как специалистов по ТРИЗ, решать любые задачи, и проводя обучающие и консалтинговые мероприятия. Такая медвежья услуга достаточно дорого обходится всем, работающим в этой области, поскольку неумелые действия и беспомощность при работе с реальными задачами таких псевдоагитаторов роняет репутацию методике и портит рынок.

- В России и прилегающих странах так и не появилось достаточного, минимально необходимого для сохранения и развития ТРИЗ, количество квалифицированных специалистов следующего поколения. Время на подготовку эксперта хорошего уровня с практическим опытом в ТРИЗ – несколько лет. Между тем фактически вся плеяда ТРИЗ-экспертов, создававшая раньше и развивающая ТРИЗ ныне, в ближайшее десятилетие по разным причинам прекратит свою активную деятельность в этой области.

В попытках внести свою лепту в изменение упомянутой выше ситуации Центр креативных технологий «Идеальные решения», созданный мастером ТРИЗ Тимоховым В.И, и специалистом по ТРИЗ 4 уровня, к.т.н. Бубенцовым В.Ю., проводит в течение ряда лет широкую программу по популяризации и пропаганде ТРИЗ, и созданию почвы, в том числе методической, для развития ТРИЗ в Российской Федерации. Перечислим некоторые направления работы.

Первый важный элемент такой работы – это портал www.trizland.ru, который в первую очередь рассчитан на новичков в ТРИЗ. Деятельность этого портала ведется уже второе десятилетие. Помимо изменения внешнего вида, за эти годы портал наполнился большим количеством интереснейших материалов. Помимо этого, на портале постоянно обновляется фонд задач. В настоящее время их в основном фонде сайта насчитывается около полутора тысяч. Многие читатели сайта пользуются задачным фондом. Пользуются им также и многие коллеги-тризовцы. Некоторые, правда, не всегда помнят, что у каждой выставленной на сайте задачи есть автор, и забывают делать в своих материалах – интернет-и печатных – ссылки, оформленные согласно действующему в РФ законодательству по авторскому праву.

Второй элемент работы – это социальные сети. Сотрудниками компании ведутся в сетях группы по профильной тематике, происходят постоянные обновления материалов. Количество подписчиков – несколько десятков тысяч, живо реагирующих на сообщения в сетях, и становящихся со временем посетителями наших обучающих мероприятий, медленно, но верно растёт.

Третий элемент – это разработка методической литературы для начинающих и продолжающих обучение. Создано несколько видов учебных пособий. Первый вид – это кейсы, посвященные одной решенной задаче и описывающие подробно ход решения, применявшиеся методические  средства, дающие минимально необходимые знания по теории. Второй вид – кейсы облегченного типа, похожие на первый, но рассчитанные «на прочтение за одну поездку в метро». Третий вид – методические пособия, каждое из которых раскрывает один метод из курса ТРИЗ или РТВ в достаточной степени, чтобы изучивший это пособие мог применить описанную методику самостоятельно для своих практических нужд. Четвертый вид – креативные задачники: уже опубликован сборник ТРИЗ-задач по фантастике, сегодня совместно с ОАО «РусГидро» готовится Решебник креативных задач «ТРИЗ и энергетика», а также сборник задач по биологии и экологии.

Для популяризации и реализации этой методической литературы был создан отдельный сайт www.trizbox.ru. На нём же размещены также книги ряда авторов, которые сочли проект интересным и предоставили свои разработки.

Следующий, четвертый, элемент – это мобильное приложение, размещенное на сайте www.trizbox.ru. и предназначенное для решения пользователями предлагаемых в нём задач (сейчас их около 300-т). Для мобильного приложения на сайте размещены тематические пакеты задач, которые скачиваются на смартфоны и позволяют тренировать свои креативные навыки. Ряд лиц, проходящих в 2016 году обучение на наших очных семинарах, начинал свой путь как раз со скачивания этого мобильного приложения и втягивания в процесс решения задач.

Пятый элемент – работа с ВУЗами. Сотрудники компании читали курсы ТРИЗ в ряде вузов для студентов от 1 курса до магистров. В числе вузов, где проводились программы до 68 часов, в том числе с выполнением курсовых проектов: Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, программа MBA «Инновационный и проектный менеджмент» на Факультете инновационно-технологического бизнеса (ФИТБ) в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации; Дальневосточный Федеральный университет (Владивосток), Московская Финансово-промышленная академия (факультет дизайна), Московская академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова (МИТХТ); Московский автомобильно-дорожный государственный технический университета (МАДИ) (кафедра «Социология и управление»); Московский государственный машиностроительный университет «МАМИ»; МВТУ им. Баумана (на 2 кафедрах); Российский экономический университет им. Плеханова и др. В 2016 году с учетом проведения семинаров как для студентов, так и для компаний и предпринимателей, а также открытых семинаров и мастер-классов, нагрузка на преподавателей иногда достигала 60 учебных часов за неделю.

Шестой элемент – «зачистка территории». Он логично вытекает из циркулирования на консалтинговом рынке и рынке обучения псевдоспециалистов по ТРИЗ и другим эвристическим методам. Для борьбы с этим явлением, хотя бы на территории Москвы, в течение 2 лет наши специалисты посещали лекции и семинары, в которых неизвестные нам лица заявляли ТРИЗ-тематику. Семинар фиксировался на диктофон, при возможности лектору задавились вопросы. Затем на наших сайтах публиковался подробный разбор прошедшего мероприятия, с описанием методических ошибок, преувеличений, завышенных обещаний и прочего. Упомянутые лекторы получили условное название «розовых слоников», и цикл статей про «розовых слоников», ссылки на которые отсылались также ведущим критикуемых семинаров, если их адреса были в наличии, позволил, по нашим наблюдениям, несколько уменьшить на рынке тренингов Москвы количество семинаров недолжного качества. Хотя удалось посетить далеко не все из возможных мероприятий.

Седьмой элемент плана популяризации ТРИЗ – начатая летом 2016 года Программа «52 мастер-класса». В рамках этой программы нами проводятся 52 бесплатных мастер-класса (уже проведено 20-ть таких мастер-классов) длительностью 2-2,5 часа, каждый из которых, за исключением обзорных, посвящен какой-то одной технике ТРИЗ. Мастер-классы проводятся на разных площадках, в основном, на текущий момент это московская площадка «Точка кипения» Агентства Стратегических Инициатив. Каждое мероприятие собирает от 30 до 70 человек.

Восьмой элемент плана популяризации ТРИЗ – проведение различных обучающих мероприятий на различных «массовых мероприятиях»: мастер-классов, тренингов, креативных игр, курсов на Школах и форумах – для детей, подростков, учителей, наставников и руководителей кружков технического творчества, инженеров, предпринимателей и стартапперов в различных регионах (Москва, Калуга, Мурманск, Челябинск, Тюмень, Пенза, Рязань, Казань, Набережные Челны, Анапа, Владивосток, Екатеринбург, Иркутск, Южно-Сахалинск, Баку, Астана и др.), а также проведение различных семинаров для крупных российских компаний.

Проводимая нами программа постепенно начинает приносить плоды, слово «ТРИЗ» уже не вызывает непонимания в глазах многих, с кем приходится общаться на различных мероприятиях, выставках, конференциях. На семинары, в том числе на Креативную неделю, начали приходить слушатели, уже имеющие некоторую подготовку, или в виде чтения книг и попыток применения техник к своим задачам, либо проходившие обучение у других специалистов по ТРИЗ. Траектории любителей ТРИЗ начинают пересекаться, сплетаться, что даёт надежду на какие-то качественные преобразования в будущем.

Добавить в блокнот

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии:
  • Аркадий|2017-08-08|Задача выживания и развития

    решается при помощи методики буквограмма: https://otzovun.ru/articles/?item=otzyvy_o_metodike_bukvogramma