Статьиcегодня статей - 280

От каждого – по способностям, каждому – по необходимости… Как учитываются особенности каждого обучающегося при индивидуальных занятиях ТРИЗ?

Дата публикации: 24.01.2018

© Бубенцов В.Ю., специалист по ТРИЗ 4 уровня, к.т.н.

Центр креативных технологий «Идеальные решения», Москва, 2018 г.

 

Учет индивидуальных факторов

Индивидуальное обучение ТРИЗ – прекрасное средство для раскрытия особенностей каждого обучаемого. Работа один-на один с преподавателем позволяет последнему учитывать стиль мышления, особенности характера, уровень подготовки каждого слушателя. Это важно – люди с аналитическим мышлением нуждаются в одном стиле и материале для обучения, фонтанирующие идеями «креативщики» – в другом. Естественно, если слушатель по образованию «технарь», инженер, и пришел со своими производственными задачами, то его обучать нужно иначе, чем юриста или предпринимателя.

Поскольку мы говорим об обучении взрослых – а индивидуально обучаются ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в основном мужчины в возрасте от 28 до 50 лет, инженеры и гуманитарии, часто со вторым высшим образованием, как правило, руководители предприятий, владельцы бизнеса, топ-менеджеры, реже бизнес-консультанты, другими словами, клиенты сложные и требовательные – то важно учитывать все мелочи, позволяющие помочь им решить поставленные задачи.

Для индивидуализации занятий обычно стараются обеспечить следующие моменты:

  • учесть факторы, которые обуславливают сложности в усвоении материала обучаемыми;
  • иметь набор способов преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления;
  • учесть способы работы с мотивацией;
  • оптимизировать учебный процесс;
  • предоставить свободу выбора ряда элементов процесса обучения;
  • учесть слабые и инертные или сильные нейродинамические способности слушателей;
  • формировать навыки и умения;
  • иметь методические решения для поддержания и закрепления знаний в промежутках между занятиями, с учетом невозможности выполнения домашних заданий обучаемыми;
  • обеспечить физический и эмоциональный (эстетический) комфорт;
  • максимально использовать вспомогательные средства обучения. 

Мы стараемся в полной мере использовать всё вышеперечисленное. Какую же помощь предоставляет наш подход к индивидуальному обучению ТРИЗ?

Факторы помощи при индивидуальном обучении ТРИЗ

  • Компактный учебный курс.
  • Максимальное удобство запоминания материала.
  • Продуманная система упражнений «от простого к сложному».
  • Много примеров и задач из разных областей деятельности (помогают понять, где и как на работе, в быту, в семье могут быть применены полученные знания в области ТРИЗ.).
  • Четкая структурированность материала.
  • Наличие чек-листов.
  • Промежуточное тестирование в ходе занятий.
  • Организация упражнений и материалов по схеме, предусматривающей поддержание физического и эмоционального тонуса, поддержания любопытства.

Мы стараемся учитывать, что необходимость подстройки под психологическое состояние учащихся и тематику их текущих работ требует иногда менять тему занятия на ходу. Это в частности требует от преподавателя до начала занятий получить какой-то «теоретический минимум» по области деятельности обучаемого, а также тематике его основных интересов, чтобы был ресурс для обеспечения более точной «подстройки» под учащегося. Естественно, для подобной смены тем преподаватель также располагает базой задач разной тематики, презентациями по всей тематике ТРИЗ и вариантами раздаточного материала.

Нами также учитывается, что преподаватель должен быть достаточно психически пластичен, уметь подстраиваться под разные типы слушателей, уметь незаметно перехватывать инициативу, хорошо чувствовать учащегося на эмоциональном уровне. Это вызывает дополнительные сложности при занятиях, так как слушатели – взрослые люди, занимающие, как правило, командные должности разных уровней в своих организациях, часто склонны к работе «первым номером». Они хорошо контролируют свой эмоциональный фон и умеют маскировать внешние проявления своего характера, мотивы и намерения. Так что каждый урок превращается по сути в разгадывание увлекательного ребуса особенностей личности.

Мы также понимаем, что при индивидуальной работе максимально усилен скепсис обучаемого (не до конца осознанная мотивация, сложный предмет, незнакомый преподаватель, не всегда типичное для традиционного обучения место занятия и т.д.), усилено внимание к деталям, что предъявляет высокие требования как к материалу, так и к поведению преподавателя. Критичный подход обучаемых, особенно в начале обучения, зачастую акцентированный практицизм, требование отвечать за каждое слово заставляет тщательно подходить к подготовке каждого занятия.

Поскольку преподавателю при индивидуальной работе часто приходится демонстрировать в режиме импровизации навыки использования преподаваемого материала в приложении к задачам слушателей, это заставляет вносить в программу обучения необходимые корректировки, что делает подход к каждому слушателю уникальным.

Результаты обучения по предлагаемым нами индивидуальным программам демонстрируют хорошие показатели, что позволяет нам с уверенностью предлагать их всем, кто желает повысить личную эффективность, свою «рыночную стоимость», облегчить повседневную жизнь, увеличить  скорость и эффективность работы.

Добавить в блокнот

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии: