Статьиcегодня статей - 280

Что помогает гениям?

Дата публикации: 03.11.2010

Вы не задавали себе вопрос: "Сколько было гениев, людей оставивших след в истории человечества? Сколько их, кого будут вспоминать потомки, живет сейчас в Вашем городе? В стране? На планете Земля?" Мало? — Это не то слово! Александр Данилов подсчитал, что за всю историю среди людей, оставивших след в истории человечества, было около 4-ех тысяч гениев (всего!), 120 000 крупных талантов, 150 тысяч более-менее способных людей… Всего... Эти данные получены при анализе сотен энциклопедий и справочников. Причем в список попали и признанные гении и знаменитые преступники. Последняя цифра получена при учете всех литературных, сказочных и фольклорных героев. С другой стороны, по оценкам демографов за время существования человечества на Земле жило около 80 миллиардов человек (сейчас нас чуть больше 5 миллиардов). Подсчитаем КПД человечества по "производству" гениев и талантов. КПД = (150 000 + 120 000): 80 000 000 000. Получилось 3,4 гения из миллиона... А у паровоза сколько? Обидно за себя, обидно за человечество... Единицы из миллиона — это уровень флуктуаций, уровень "шума". И это притом, что каждый здоровый ребенок, любой из нас — потенциальный гений!

Как же стать гением?

Личность человека формируется на 15% в зависимости от факторов наследственности и на 85% — от своего окружения. Я глубоко убежден, что ВСЕ дети рождаются талантливыми. Этакие "пушистые множества". На первых порах всё будущее ребенка зависит исключительно от "ближнего окружения" — семьи и родственников. Ребенку уделяется много времени, родители стараются вложить в него как можно больше. Но вот он попал в ясли иди детский сад, где времени ему воспитатели уделяют гораздо меньше. "Пушистость", необычность, нестандартность начинают потихонечку "причесывать", а то и "подстригать", ведь воспитателям гораздо удобнее работать с одинаковыми ребятишками... И все равно ещё очень многое зависит от "ближнего окружения", но большое влияние уже оказывает "дальнее окружение". Еще через некоторое время ребенок попадает в школу, где влияние "дальнего окружения" резко усиливается. Всех учат по стандартным программам и т.д. "Пушистость" не поощряется, процесс стрижки неординарности поставлен на поток. В ВУЗе и, не дай бог — в армии, этот процесс еще более ужесточается. Любому обществу удобны "стандартные" граждане. В итоге, на выходе из "воспитательного процесса" мы имеем поток стандартно "подстриженных" молодых людей, со стандартным набором знаний, умений, навыков, ценностей и целей... По статистике, не более 4% из них в какой-то степени сохраняют "пушистость", творческий заряд.

Как же быть? Как увеличить этот процент?

На мой взгляд, один из сильных ходов — встреча с чудом. Пятилетнему мальчику, которого звали Альберт Эйнштейн, подарили компас. "Игрушка" его заворожила! Как так: стрелку компаса никто не трогает, а она упрямо показывает на север! Это же чудо! И он сделал первое свое научное открытие: "За вещами должно быть что-то еще, глубоко скрытое..." Всю свою жизнь он посвятил поиску этого чего-то, "глубоко спрятанного".

Где найти чудеса?

Можно всегда выделить несколько областей, где есть место чуду.

  1. Явления природы, особенно мощные и необычайные. Молния, комета, затмение (кстати в этом году "планируется" солнечное затмение) и т.д. Для ребенка очень важно самостоятельное изучение отдельных явлений природы. (Разве глаз обычной стрекозы, строение полевого цветка или чешуя рыбы менее удивительны, чем комета?)
  2. Активное, деятельное общение с культурой, искусством, наукой, историей, религией. Огромное количество чудес описано в Библии и Коране, в научно-популярных книгах и журналах, чудесны многие картины и музыкальные произведения. И все это можно увидеть на видеокассетах.
  3. Ранняя самостоятельная "взрослая" деятельность: от пристального наблюдения — к коллекционированию, самостоятельным экспериментам, трудам и даже теориям.
  4. Встреча с сильной Творческой Личностью и/или ее произведениями, с Учителем. В конце сороковых годов одна журналистка обратила внимание на странного пожилого человека, который кивал головой и раскачивался в такт пульсирующим струям фонтана.

    - Что вы делаете? — изумилась она.
    - Пытаюсь увидеть радугу — ответил он. Журналистка тоже попробовала и у нее получилось!
    - Как Вас зовут? — спросила она.
    - Альберт Эйнштейн — был ответ.

Что помогает творчеству

Любопытство — вот движущая сила творчества. Любопытство — основа гениальности, основа творческого подхода к жизни. А что еще помогает творчеству? Что ему мешает?

Арнольд Людвиг, профессор университета в Кентукки (США), проанализировав жизнь тысячи четырех человек, которые вошли в историю мировой цивилизации как гениальные или просто выдающиеся люди, пришел к выводу, что, помимо данных, заложенных при рождении, и, в частности, помимо надлежащего сочетания химических веществ в мозгу, для трансформации природных талантов в гениальность необходима еще и психическая среда. Напряженность, нервозность, психические отклонения — ключевые элементы того, что, с точки зрения профессора, является нужной средой. Постоянные неурядицы в семье, оказывается, стимулируют гениальность. Чувство одиночества тоже этому способствует. Равно как и те переживания, через которые проходит ребенок или подросток, когда умирают его родители. У 24% "подопечных" профессора в детстве умерли родители; 10% страшно болели. Теннеси Уильямс едва не умер от дифтерии, Джон Стейнбек страдал хронической пневмонией, у Антона Чехова дважды развивался перитонит, у Бертольда Брехта был врожденный порок сердца, Франклин Делано Рузвельт был поражен полиомиелитом, а Джордж Оруэлл, Альбер Камю и Джон Чивер — туберкулезом.

Согласно теории Людвига, потрясения, испытываемые в детстве, будь то от преждевременной кончины родителей или же от собственных болезней, придавали будущим гениям и просто выдающимся личностям некую внутреннюю силу, заставляя их отчаянно бороться за лучшее место в этой жизни, В этой борьбе, по его мнению, и выковывалась гениальность.

Давайте вместе проанализируем "американский" подход. Да, наверное, гениям необходима особенная психическая среда...

Простой вопрос: "А как же без психической среды обойтись?". Человек тем и отличается от всей другой живности, что обладает человечьей психикой и не может жить без нее. В концлагерях была весьма своеобразная "психическая среда", гораздо покруче, чем в любой семье с любыми невзгодами, однако "гениев" из нее вышло весьма немного... Кроме Франкла, Альтшуллера, Солженицына и десятка других "гениев" трудно и назвать кого-либо... А ведь через концлагеря прошли десятки миллионов человек. Да и сегодняшняя наша российская жизнь, совершенно определенно, особенная психическая среда. Американская статистика здесь не очень-то работает, согласитесь. Еще нужны "нервозность, психические отклонения..."

По-моему, здесь смещена точка отсчета. Я буду весьма признателен тому, кто сможет дать определение "нормального человека". Ну, хотя бы для того, чтобы можно было определить, что такое "психическое отклонение". От чего отклонение? От стереотипов? От мещанства? От облика "строителя коммунизма"? От пионера или комсомольца? От "среднего американца"? От "добропорядочного буржуа"? От христианина? От просто "современника"? Тоже слабоватый аргумент. У 24% "подопечных"... в детстве умерли родители... Я думаю, что эта цифра близка к среднестатистической. Плюс к тому, надо учесть, что в каком-нибудь людоедском племени "мумбу-юмбу" люди и до 30-то не доживают, а "гениев" нет почему-то...

"10% страшно болели..." А вы не болели "страшно" в детстве? Для сведения (и обдумывания) — 13% населения Земли — инвалиды, и эта цифра неуклонно растет... Это несколько больше, чем "страшные" болезни в детстве... Хорошо это или плохо? Давайте подумаем и вернемся к моему вопросу о норме и отклонении от нее.

Потрясения, испытанные в детстве, придавали будущим гениям и просто выдающимся личностям некую внутреннюю силу... Конечно — "встреча с чудом"! Отрицательным чудом, так сказать. Конечно, в детстве это острее... А почему только в детстве? Академик Сахаров увидел "дело рук своих" после взрыва нашей термоядерной бомбы на Новой Земле и стал "гением"...

У меня есть собственная картотека о выдающихся людях, которые родились или стали инвалидами будучи уже совершеннолетними. Американский президент Франклин Делано Рузвельт — инвалид-колясочник Автор космогонической теории большого взрыва Стивен Хокинг — лауреат Нобелевской премии, много лет прикован к коляске, не может говорить, у него двигается единственный палец на руке, которым он набирает слова на говорящем компьютере. И этот человек пишет книги, и даже... читает лекции!

Бороться за лучшее место в этой жизни... Это уж совсем сомнительно! У Модильяни, Сахарова, Ван-Гога, Пушкина, Альтшуллера, Чехова или Энштейна было "лучшее место" в этой жизни?!

А еще нужен врожденный талант, родители творческих профессий или наклонностей, напряженная ситуация в семье, мать с отклонениями в психике и собственная болезнь... А вот это — правильно! Куда деваться без "врожденного таланта" Кулибину? Обоим братьям Райт? Эдисону? Маяковскому? Высоцкому? Шемякину? Шухову?

Где вот только найти "мать с отклонениями в психике"? Да и с другой стороны: "Почему не у всех "матерей с отклонениями" есть дети-гении"?

На наш взгляд всё объясняется иначе.

  1. Проявлениям "гениальности" мешает, прежде всего, плохое школьное воспитание и обучение, нетворческое, тенденциозное. Стандартная школа учит знать и запоминать, но не понимать. Ещё в средине 80-ых годов в Новокузнецке был проведен эксперимент. Надо было дать объяснение "трудным словам" — агентура, вояж, либерал и т.д. В эксперименте участвовало 112 студентов первого курса факультета русского языка и литературы. Из 1120 ответов правильными оказалось 7%, неправильными — 54%, неточными — 39%.
  2. Проявлениям "гениальности" помогает творческое, направленное на развитие личности обучение с помощью родителей, случайного Учителя, книг, длительного попадания в библиотеку. Именно из-за болезней или даже из-за инвалидности многие будущие гении брались за книги — времени то свободного много!
  3. Самое главное — как можно более ранний выбор достойной цели своей жизни. Ведь не секрет, что большинство из нас живет сегодняшним днем. Нас заедает текучка, борьба за существование. С другой стороны есть тысячи примеров того, как человек, поставивший себе цель, еще в детстве всю жизнь упорно шел к ней и добивался своего!

Пример:
 

Гавриил Илизаров (в будущем знаменитый врач), в детстве тяжело заболел. Спас его простой фельдшер, да какие-то чудодейственные таблетки. Мальчик отчетливо почувствовал, как в него снова входила жизнь. Гавриил решил: вырасту и стану врачом, буду учиться, чтобы раздавать людям таблетки и спасать их от смерти и страданий. И он вырос и добился своего!

Так что можно посоветовать родителям, стремящимся к творческому росту своих детей: пусть дети читают как можно больше биографий творческих людей — в них есть подсказки для каждого!

А Вы как думаете?

© Сибиряков В.Г.,ООО "ДИОЛ", 2001 г.

Добавить в блокнот

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии: