Этому документу (да и самой идее Проекта) - около двух лет. В нем предлагается разработать и реализовать долгосрочную Программу: «Технологии обучения творчеству, как один из инструментов капитализации интеллектуальных ресурсов России». Основная цель: создание системы массовой подготовки инноваторов (профессионалов в области креатива), то есть, профессиональных решателей сложных проблем в различных областях деятельности.
Понятно, что мы старались познакомить с идеей в первую очередь тех, кто мог бы «проникнуться замахом» и принять серьезное финансовое участие в реализации Проекта. Т. е. мы ориентировались только на тех, у кого проблема личного обогащения уже не стоит, и они ставят перед собой серьезные социальные и другие проблемы. И, в конце концов, Проекту, кажется, повезло – в конце 2004 года были проведены переговоры с одной крупной российской компанией, которую заинтересовал столь масштабный Проект. А мы же с 2005 года приступаем к началу работы над Проектом, понимая все его сложности. Конечно, Проект сильно изменится, но очевидно, общее направление – инноваторство в различных сферах – останется главным приоритетом.
Документ, в котором очень кратко изложена Дебютная идея Проекта, мы публикуем. В общем, «для истории». А дальше – посмотрим.
Успехов нам и всем!
Виктор Тимохов
Для обсуждения
«Если ты планируешь на один год – расти рис, на двадцать лет – выращивай деревья, на века – воспитывай детей»
Китайская поговорка
Дебютная идея
Социально-образовательной Программы «Технологии обучения творчеству, как один из инструментов капитализации интеллектуальных ресурсов России»
(Российский Фонд «Интеллект-КапиталЪ»)
В.И Тимохов
г. Москва
2004 год
Мир стремительно меняется и ставит перед человечеством все новые и все более сложные проблемы. Для устойчивого развития нужны оригинальные идеи и решения. Это уже никто не оспаривает.
Однако…
Решение современных задач требует сегодня системного подхода, умения прогнозировать и видеть отдаленные последствия решений.
Ни школьное, ни вузовское образование не отвечает на современные – и, тем более, – на будущие вызовы времени.
Низкая эффективность образования – очевидная мировая проблема, решение которой – приоритетное направление в развитых странах. Ежегодно США продают права на интеллектуальную собственность более чем на $ 30 млрд.
Это больше, чем российский нефтяной экспорт.
Ежегодно в мире только в технологии дистанционного образования вкладывается более $ 25 млрд.
Почему такой интерес к образованию?
Как изменится мир при нашей жизни? Как будет развиваться Россия в 21 веке? Какие специалисты нужны для процветания России?
Какие профессии нужны Вашему ребенку? Чему и как учить россиян?
От ответов на эти вопросы во многом зависит успех и будущее России.
Что и зачем предлагается
Предлагается разработать и реализовать долгосрочную Программу: «Технологии обучения творчеству, как один из инструментов капитализации интеллектуальных ресурсов России».
Основная цель Программы: создание системы массовой подготовки инноваторов (профессионалов в области креатива), то есть, профессиональных решателей сложных проблем в различных областях деятельности.
Выдвижение и реализация Программы позволит вывести проблему сохранения и подъема интеллектуальных ресурсов России на уровень одной из общенациональных целей (идей). Решение этой задачи будет содействовать возвращению страны в число международных лидеров научно-технического прогресса.
Инициаторы Программы окажутся зачинателями движения за поддержание и развитие интеллектуальных ресурсов России и смогут объединить часть интеллектуальной элиты, установить конструктивные отношения с федеральными, региональными властями, получить политическую и финансовую поддержку предпринимателей, государства и заинтересованных зарубежных организаций.
Постановка проблем
В СССР существовала одна из лучших в мире систем среднего и высшего образования. До середины 80-х гг. в стране поддерживались научные исследования и технологические разработки, что обеспечивало лидирующее положение в ряде отраслей и одно из первых мест в мировом научно-техническом прогрессе, в целом. Россия еще обладает интеллектуальным и технологическим потенциалом, несмотря на то, что стремительно теряет его в последнее время. Однако сегодня доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 0,3%, против 39% у США; 30% у Японии и 16% у Германии.
В немалой степени причина ослабления интеллектуального ресурса России – результат недооценки властями и обществом того, что сохранение негативных тенденций угрожает превращением России в государство, не способное удержаться на достигнутом уровне в сферах культуры, науки, образования, а значит, – в конечном итоге, – и во всех сферах жизни.
Поэтому задача подготовки интеллектуальной элиты уже сегодня объективно становится задачей не только государства и общества, но превращается в дело абсолютно неотложной необходимости.
Очевидно, что задача капитализации интеллектуальных ресурсов России – сложная и глобальная задача, требующая соответствующего комплексного подхода, концентрации финансовых средств и усилий. Решение данной проблемы предполагает – как минимум – решение следующих задач: улучшение инвестиционного климата; создание инфраструктуры, позволяющей внедрять научные достижения и изобретения; изменения законодательства; создание венчурных и инвестиционных фондов; и т.п.; участие и поддержка государством передовых технологий и научных исследований в стратегически перспективных направлениях; поощрение благотворительной и спонсорской помощи при подготовке творческих специалистов, разработке и реализации high-tech проектов; изменения в системе образования и т.п.
В предлагаемой Программе мы не рассматриваем все аспекты и задачи капитализации российских интеллектуальных ресурсов, а предлагаем сконцентрироваться на проблеме образования, точнее, – массовой подготовке инноваторов. Мы считаем это одним из приоритетных и реально достижимых – в обозримом будущем – направлений.
При выборе этой задачи нами учитывалось следующее:
Уже очевидно, что одно из условий опережающего развития страны – массовое внедрение новых методик подготовки интеллектуальной элиты: людей инициативных, изобретательных и самообучаемых, умеющих самостоятельно принимать решения.
Инвестиции, в это направление, наиболее выгодны для России в долгосрочной перспективе.
1 На примере смены лидеров в экономической эффективности: Голландия-Англия-США-Восточная Азия. Позицию мирового лидера в области производительности примерно с 1700 г. по 1785 г. удерживала Голландия. Примерно с 1785 г. по 1890 г. – лидировала Англия. С конца 1890 г. до конца ХХ века лидерство в области производителя удерживает США.
2 Отличительная особенность стран, бросивших вызов мировому лидеру и занявших высокое положение в мировом экономическом рейтинге, – они уделяли большое внимание развитию и изменению образования. Например, образовательная система в Англии была элитарной, ориентированной на частные школы и университеты, в которых обучались самые одаренные и богатые. Даже в 1897 г. (когда Англия уже потеряла лидерство) только 7% учеников английских школ второй ступени были выходцами из рабочего класса. В 1913 г. в Англии было 9 тыс. студентов университетов, а в Германии 60 тыс. В США же образование тогда уже рассматривалось как важная область деятельности государства, как неотъемлемое право каждого гражданина и как способ вырваться из нищеты. Германия и США перешли к массовой системе образования, а Англия продолжала держаться за свою элитную классическую модель (конечно, это была не единственная, – но существенная причина – потери Англией лидирующих позиций).
(«Американский менеджмент на пороге XXI века», Дж. Грейсон младший, Карла О`Делл, М. Экономика, 1991 г., стр. 72-86).
Как решают проблему подготовки инноваторов в мире?
В странах, где серьезно озабочены снижением эффективности обучения и кризисом системы образования, предпринимаются различные меры:
1. Увеличение времени обучения.
Приведем данные по продолжительности обучения для двух «характерных» стран:
|
Продолжительность обучения |
США |
Япония |
1. |
Число дней в неделю |
5 |
5,5 |
2. |
Число дней в год |
180 |
240 |
3. |
Число недель в год |
30 |
44 |
4. |
Среднее время выполнения домашних заданий в день |
0,5 часа |
2 часа |
В Японии профессия учителя считается священной. Учителя входят в число 25% наиболее высокооплачиваемых работников: их зарплата превышает среднюю по стране примерно в 2,5 раза.
Однако, специальное образование имеет недостаток: чем уже специалист, тем сложнее ему переучиваться и труднее ориентироваться в смежных областях знаний3.
В США реализуется «Проект Эдисона» – сеть частных школ, которые станут лабораторией реформы системы образования. В сети к 2010 году должно учиться два миллиона человек. Школы в рамках проекта будут работать по 8 часов в день почти круглый год и давать полное среднее образование.
«Тойота», «Тошиба» и другие корпорации отбирают в школах и вузах талантливых юношей и девушек для будущей работы в бизнесе. Корпорации знают: любые расходы на селекцию талантов окупятся сторицей. По отчету McKinsey, численность Корпоративных университетов с 1980-го по 2000 годы выросла в четыре раза и скоро превысит количество высших учебных заведений.
В мире ежегодно в технологии дистанционного образования вкладывается более $25 млрд., и еще больше – в новые подходы к массовому обучению – (edutainment4).
В США 62% предприятий численностью свыше 1000 человек внедрили системы электронного дистантного обучения. В России такие системы используют крупные компании: «Сибнефть», «Вымпелком», «Юкос», «Вимм-Билль-Данн».
В 2000 году в мире почти 50% студентов – старше 25 лет, в то время, как в 1970 году – их было только 25%. В Японии около 40% жителей имеют высшее образование. Жизнь выдвигает требование – учиться в течение всей жизни5.
3 Когда «Мицубиси» открыла завод в США, она вынуждена была привлечь для статистического контроля качества выпускников ВУЗов, тогда как в Японии он выполняется обычными рабочими.
4 Edutainment – производное от education (образование) и entertainment (развлечение). То есть: обучение с развлечением.
5 Япония имеет наиболее завершенную и требовательную систему начального и среднего образования в мире. Обучение – дело не только школы. Японцы делают акцент на обучении с рождения до смерти – дома, в школе, на работе, в повседневной жизни существует единодушное понимание важности учебы.
Отметим:
Используемые решения позволяют лишь частично решить проблемы. Причем, известные решения влекут за собой нежелательные эффекты в виде значительного увеличения затрат в отрасли образования или роста психологических проблем обучаемых из-за «образовательного пресса».
Очевидно одно:
Существующие в разных странах образовательные системы опираются, в основном, на передачу знаний, устаревших до того, как войти в учебные программы. Количество проблем и объем знаний в мире увеличиваются в геометрической прогрессии, а время, отведенное на образование, осталось, в принципе, неизменным. Кроме того : учат детей и взрослых жить, в меняющемся мире, люди, которые сами не готовы к этому «миру будущего».
Поэтому:
Невозможность существующей парадигмы образования удовлетворять новые потребности общества диктует острую необходимость ее смены.
Есть ли нужный опыт для решения проблемы?
Именно в России рождена и разработана уникальная методология решения нестандартных, творческих проблем – Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), – которая уже стала мировым достоянием. При этом самые интересные экспериментальные площадки по ее применению в технике, образовании и бизнесе еще находятся в России.
Основные принципы Программы
В Программу предлагается заложить следующие принципы: 1. Цель программы.
Цель Программы6: создание системы массовой подготовки профессиональных решателей (инноваторов) сложных проблем в различных областях деятельности.
2. Иные цели обучения: подготовка специалистов с другими навыками.
Необходимо обучать другим (по отношению к стандартной системе обучения) базовым навыкам, – навыкам решения творческих задач, – чтобы обучаемый мог эффективно «функционировать» в быстро меняющихся условиях.
3. Система навыков.
Обучаемый должен не только запомнить факты, а овладеть навыками упреждающего выявления проблем и их эффективного решения.
Очевидно, навык «решения творческих задач» «распадается» на другие навыки:
6 Мы не претендуем на решение задач, решение которых под силу только государству. Программа концентрируется на ключевых задачах, которым государство практически не уделяет реального внимания (да и не очень может). Необходимо отметить, что предлагаемая Программа не заменяет традиционную систему образования, а дополняет ее. Однако, мы рассчитываем, со временем, часть педагогов овладеет новыми методиками и усилит, тем самым, технологии традиционного образования.
• умение быстро входить в новую предметную область и быстро учиться.
В результате – человек подготовлен к встрече с различными ситуациями.
Предлагается для изменения подходов к образованию использовать теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая представляет собой целостную систему инструментальных методов, направленных на выявление и решение нестандартных задач. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления, воспитание творческой личности, всегда готовой к решению, – с минимальными затратами и максимальным результатом, – сложных проблем.
5. Другое содержание образования.
Человечество регулярно сталкивается с решением, так называемых, «открытых» задач, у которых нет четко поставленного условия, известного алгоритма решения и единственно правильного ответа. Сегодня недостает обучения методам решения таких – творческих и исследовательских – задач на всех уровнях образования: дошкольном, школьном, специальном среднем, высшем, повышения квалификации. Поэтому в учебный процесс добавляется «открытая задача». Особое внимание уделяется методикам поиска эффективных идей и решению реальных проблем.
6. Технологии обучения: улучшение педагогических техник и технологий.
Переосмысления требует подготовка самих преподавателей (необходимо научить их использовать изобретательский процесс как средство обучения). Планируется использование наиболее интересных и эффективных педагогических технологий, применяемых в мире, а также разработка новых педагогических технологий.
7. Создание необходимой инфраструктуры для реализации Программы.
Это: Фонд, как организатор Программы; обучающий центр; исследовательские лаборатории; экспериментальные площадки; центр коммерческих продуктов и т.п.
На наш взгляд, только комплексный подход может обеспечить реальное выполнение Программы и достижение поставленных целей.
Ресурсы ТРИЗ-сообщества
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – отечественная теория, позволяющая своевременно формулировать и решать сложные проблемы. ТРИЗ позволяет перейти от непонятной и расплывчатой проблемы к конкретно сформулированным задачам. А правильно и своевременно поставленная задача – уже наполовину решенная задача. Методология ТРИЗ основывается на знании закономерностей развития различных систем: технических и социальных, и на использовании приемов, выявленных при анализе эффективных решений. Идеи и методы ТРИЗ переносятся на нетехнические области: менеджмент, реклама , решение коммерческих, социальных и социально-технических задач. Сегодня использование ТРИЗ доступно как взрослым, так и детям.
ТРИЗ получила распространение и в России, и за рубежом. На территории многих стран создано общественное и научное движение:
1. Книги и методики.
Разработано значительное количество методик и технологий по решению изобретательских задач. Книги по ТРИЗ изданы в США, Великобритании, Японии, Швеции, Финляндии, Германии, Болгарии и других странах.
2. Консультирование.
Спрос на консультации с использованием ТРИЗ для решения технических проблем проявляют крупные фирмы: Boing, Siemens, Ford, British Airspace, Delph Corporation, Dow Chemical, Air Products, IBM, LG, Samsung, Motorola и т.д. На Западе действует не менее 50-ти консалтинговых ТРИЗ- фирм в области изобретательства. В России – консалтинговые фирмы, используют ТРИЗ и для решения бизнес-проблем.
3. Разработка программных продуктов и использование Интернет.
Разработаны программные продукты, применяемые для решения творческих задач и поддержки принятия решений. Так, коммерчески успешным в США является компьютерная программа для инженеров: «Изобретающая машина».
Кроме того, в Интернет представлены сотни сайтов, посвященных различным аспектам ТРИЗ, методикам изобретательства в различных сферах жизни.
4. Обучение.
Проводятся семинары для предпринимателей, инженеров, учителей. Профессионально работают сотни преподавателей. Созданы экспериментальные площадки по обучению и развитию творческих способностей студентов, школьников и дошкольников в г.г. Петрозаводск, Ульяновск, Норильск, Санкт-Петербург, Жуковский, Гомель (Беларусь), а также во Франции, Южной Корее, Японии.
5. Проведение исследований.
Проводятся исследования в области решения реальных проблем, творческой педагогики и воспитания творческой личности. Ежегодно организовываются конференции: в России (г. Петрозаводск, г. Ульяновск, г. Челябинск, г. Санкт- Петербург), в США; в Западной Европе; в Израиле; в Южной Корее.
В 1989 году создана Международная организация ТРИЗ. Сегодня в ее состав входят 35 общественных организаций из различных стран мира.
Отметим, всю эту Инфраструктуру – коммерческие фирмы и общественные организации, преподаватели, консультанты и разработчики – можно и нужно использовать для разработки и реализации Программы.
Подпрограммы
В рамках Программы планируется выделить ряд подпрограмм: 1. Подпрограмма обучения технологиям творчества
Центр обучения технологиям творчества
Цель – обучение бизнес-специалистов и предпринимателей, инженеров, учителей, школьников технологиям решения нестандартных проблем. Планируется использовать опыт профессиональных преподавателей ТРИЗ, консультантов и разработчиков курсов по ТРИЗ и другим методам.
Дистанционная площадка
Основное направление деятельности – дистантное обучение технологиям решения проблем. Создание Интернет-сайтов , электронных журналов и электронных книг по развитию творческих способностей ; сайтов по проблемам творческой педагогики. Организация конкурсов по решению творческих задач.
2. Исследовательская программа
Проведение исследований в области технологий творчества, координация и финансирование исследований. Создание и поддержка творческих Лабораторий и образовательных площадок. Организация методических, исследовательских, конференций и семинаров.
3. Издательская программа
Подготовка, издание книг и пособий по методам решения проблем и развитию творческого воображения, по проблемам внедрения творческой педагогики.
4. Программы по внедрению
Разработка для школ и ВУЗов программ, пособий, учебников по развитию творческого мышления. Организация и развитие «опорных школ». Подготовка
преподавателей «опорных школ». Создание федеральных, региональных и международных творческих «летних» школ для школьников и студентов.
Создание и финансирование инфраструктуры для реализации Программы (в том числе, создание Фонда – координационного и организационного центра).
5. Коммерческий центр
Превращение результатов исследований и разработок в коммерческие продукты: методики, книги, программные продукты, семинары и т.п.
Формирование спроса, реализация продуктов и услуг по развитию творческого мышления в России и других странах.
6. Целевые программы для конкретных групп
Разработка и реализация конкретных программ с учетом специфики целевых групп: инженеров, предпринимателей, учителей и подростков.
7. Международные программы
Организация взаимодействия с аналогичными организациями за рубежом (фондами, клубами, общественными организациями и учебными заведениями).
Выбор главной целевой группы
Учитывая масштабность заявленных в Программе целей и необходимость постоянного получения положительных результатов, необходимо четко определить и выделить целевые группы, на которых предстоит сконцентрировать усилия на первых этапах реализации Программы.
В зависимости от выбранной целевой группы и должна быть разработана детальная Программа, стратегия и тактика ее реализации.
На первоначальном этапе возможна работа со следующими группами: 1. Предприниматели, руководители фирм7 (бизнес-инноваторы).
Основная направленность: обучение навыкам повышения конкурентоспособности бизнеса, поиску и созданию новых потребностей, новых идей по совершенствованию товаров и услуг, методов сбыта, а также технике реализации инвестиционных проектов и нового бизнеса, и т.п.
2. Инженеры, специалисты по НИОКР8 (инженеры-инноваторы).
7 В настоящее время проводится обучение по темам «Креативный бизнес», «Креативный маркетинг» и др.
Основная направленность: технологии повышения конкурентоспособности и качества товаров и производства; технологии снижения затрат; изобретательство; трансфер технологий и способы использования интеллектуальной собственности; маркетинговые и инвестиционные технологии.
3. Преподаватели ВУЗов и учителя средних школ9 (педагоги-инноваторы):
Основная направленность: обучение новым подходам к содержанию образования, навыкам решения проблем, а также применению новых творческих обучающих технологий и встраиванию их в существующую образовательную систему.
4. Школьники и студенты10.
Основная направленность: обучение навыкам решения личных и «производственных» проблем; возможностям развития творческой личности,
построению собственной карьеры и лидерству.
На наш взгляд, основной упор на первых этапах реализации Программы необходимо сделать на первой и второй группах, так как это позволяет получать достаточно быстрые результаты.
Однако , возможно сделать приоритетными – на первом этапе – работу с первой и четвертой группами, а также третьей и четвертой группами.
Также возможна одновременная работа со всеми группами. Но это требует значительных финансовых, организационных и кадровых ресурсов.
Вопрос выбора целевой группы и приоритетов в предлагаемой Программе мы оставляем открытым. Считаем, что этот выбор должны осознанно и совместно сделать Организаторы предлагаемой Программы. Что, соответственно, в полной мере найдет свое отражение в Программе.
Инициатор данной Программы – Консалтинговое Агентство, при содействии Международной Ассоциации ТРИЗ, готово обсудить с Вами и более подробно конкретизировать цели и задачи Программы; уточнить целевые группы и стратегии реализации Программы.
В случае одобрения и согласования основных положений , мы предоставим для утверждения техническое задание на разработку Программы и создание инфраструктуры.
После чего – поэтапно – будет разработана Программа, создана минимально необходимая инфраструктура (в том числе, Фонд) и начата работа по реальному выполнению Программы.
***
http://www.trizland.ru
8 Специалисты по ТРИЗ имеют многолетний опыт обучения инженеров на территории стран СНГ и за рубежом.
9 ТРИЗ-педагогика активно развивается последние десять лет: проводятся семинары, издаются книги и т.п.
10Наиболее приемлемая форма – дистантное обучение с использованием Интернет-технологий.
Подписка на рассылку