Проект «Картотека биологических эффектов»

Сокращённый вариант

Биологический эффект — это применение биологических объектов (под которыми понимают все живые организмы) в жизнедеятельности человека.

С давних пор человек использует растения, животных и бактерии. Но в последнее время их использование перешло на качественно новый уровень, чему способствовало развитие биотехнологии, биометаллургии, биоэлектроники, бионики и многих других наук, изучающих биологические объекты и новые способы их применения.

Картотека биологических эффектов поможет учителю биологии провести урок в захватывающе-проблемной форме, создать увлекательный курс по биологии как в рамках школьной программы, так и при проведении факультативных и внеклассных занятий.

Факты неожиданного применения биологических объектов в бытовой, криминалистической, инженерной, изобретательской практике позволят учителю использовать их для решения различных, не только биологических, творческих задач. Вот пример такого решения.

На одном из приисков были обнаружены хищения золота в особо крупных размерах. Курьер, перевозивший металл, был арестован. У него изъяли мешочки, но пустые и старательно выстиранные. Есть подозрение, что именно в них перевозили краденое золото. Но как это доказать или опровергнуть? Как быть? Кто-то вспомнил об опытах биолога Н. Н. Кольцова, в которых ничтожная примесь золота в воде, недоступная для датчиков, вызывала у лягушек хорошо заметное расширение кровеносных сосудов. В три банки налили дистиллированную воду. В одну поместили мешочки. В них, как предполагалось, перевозили золото. В другую — несколько крупинок золота с того же прииска. В третьей банке золота не было — это контроль. В каждую банку посадили по лягушке. Через несколько минут у лягушек в первых двух банках покраснело брюшко — это вздулись и стали просвечиваться сквозь кожу кровеносные сосуды. В контрольной банке ничего не произошло... Так было наглядно доказано наличие в мешочках ничтожных следов золота.

Основная идея теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) — любые системы возникают и развиваются по определённым законам. Эти законы выявляются и используются для решения изобретательских задач. Одним из приёмов решения задач является применение различных эффектов (физических, химических, биологических и т.д.).

Вот здесь-то нам и пригодится картотека биологических эффектов, которая поможет найти и применить один или несколько эффектов для решения открытых изобретательских задач, позволит найти несколько решений, а не одно-единственное "правильное".

Многие примеры можно переформулировать в задачу.

Задача: Бесконечная нитка газопровода пересекает огромные пространства. Где-то может возникнуть микротрещина, и газ будет просачиваться "на волю"... Как контролировать целостность многокилометровой трубы? Вот как это делают в Чехии: над газопроводом высевают люцерну, которая меняет свой рост и цвет при малейшем воздействии газа. Контроль над изменениями — с пролетающего вертолета. Красивое решение? Кстати, не единственное, в чем можно убедиться, читая пособие.

Можно продолжить поиск новых примеров вместе со школьниками, увеличить объём картотеки. Разве не любопытно будет ученикам вместе с Вами поискать применение этим и другим биологическим эффектам?

Много удивительных возможностей таит в себе мир живого. Пауки помогают криминалистам, хирурги используют муравьев, а растения сами включают поливальные установки ... Всё это Вы найдёте в "Картотеке биологических эффектов".

Биологические эффекты в картотеке разбиты на пять разделов в соответствии с целями использования:

Применение биологических объектов не ограничивается только указанными в данной версии картотеки функциями. Биологические объекты выполняют транспортные операции, смешивают и обезвреживают вещества, используются в строительных работах и т.п.

Автор выражает признательность за материалы, ценные советы и критику И.Л. Викентьеву (г. Санкт-Петербург), А.А. Гину (г. Гомель), И.С. Захарову (г. Санкт-Петербург), А. Ивановскому (г. Гомель), И.К. Кайкову (г. Санкт-Петербург), А.Ю. Лихачеву (г. Орел), С.В. Сычеву (г. Ростов-на-Дону), К. Усявичусу (г. Вильнюс), Н.Н. Хоменко (г. Минск), А. Шнитникову (г. Рига).


Содержание