Личные картотеки — фундамент творчества

Введение

Карточки с информацией — нехитрое изобретение, без которого очень трудно провести исследование, написать книгу или научную работу, эффективно решать изобретательские задачи. Эта статья не только о том, что без хорошо организованной информации трудно или вообще невозможно заниматься творчеством — это многим очевидно. Нам же хотелось бы сделать акцент на процессе формирования и развития новой Идеи. Именно этим акцентом эта работа отличается от многих других публикаций о ведении личных картотек (Попов Г.Х.; Гедов; Федотов). По этой же причине по ходу статьи довольно часто будут ссылки на работу Г.С.Альтшуллера, И.М.Верткина "Как стать еретиком" в книге с одноименным названием изд. "Карелия", 1991 (для удобства мы будем использовать ее краткое обозначение — "Еретик...").

Статья о ведении личных картотек будет полезна всем, кто начинает свой творческий путь: школьникам, студентам, слушателям курсов и преподавателей ТРИЗ-ТРТЛ (теории решения изобретательских задач и теории развития творческой личности). В основе работы — опросы личного опыта ведения картотек преподавателей и разработчиков ТРИЗ-ТРТЛ, которые проводились дважды (в 1975 и 1991). Материал статьи апробирован на многих семинарах по ТРИЗ-ТРТЛ с инженерами и преподавателями школ и ВУЗов.

Автор благодарен Г.С.Альтшуллеру, под руководством и при участии которого в 1975 был подготовлен первый вариант настоящей статьи, а также всем преподавателям, разработчикам, слушателям семинаров и членам Ассоциации ТРИЗ, которые поделились своим опытом и высказали свои замечания по ходу её подготовки.


Содержание