Золотые пылинки информации

Решение научных и инженерных задач, обучение и привлечение к творчеству, работа художников, композиторов, писателей — везде необходима картотека того или иного вида. Вот, например, строки из "Золотой розы" К.Г.Паустовского: "Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, — все это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою "золотую розу"  — повесть, роман или поэму." Эту мысль Паустовского о работе литераторов смело можно отнести к любому виду творчества. В этом мы еще не раз убедимся.

ПУТЬ К ТВОРЧЕСТВУ ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ЛИЧНЫХ КАРТОТЕК ИЛИ КОЛЛЕКЦИЙ С УНИКАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ, НОВОЙ И НЕОЖИДАННОЙ ТЕМАТИКОЙ ЭТОТ ПУТЬ ПРОСТ И ДОСТУПЕН. ИМЕННО ПОЭТОМУ МНОГИМ КАЖЕТСЯ, ЧТО ОН НЕ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К СИЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ. ИСТИННАЯ ПРИЧИНА ОТКАЗА ОТ ВЕДЕНИЯ ЛИЧНОЙ КАРТОТЕКИ — БОЯЗНЬ РИСКА: А ВДРУГ ИЗ ВСЕГО ЭТОГО НИЧЕГО НЕ ВЫЙДЕТ

    КАРТОЧКА 5. Из картотеки Н.Ю.Мурашковского (г.Елгава, Латвия) 
    "У крокодилов много особенностей. Например, в ротовой полости нет у них слюнных желез, нет и мочевого пузыря, а в желудке взрослых особей всегда находится много камней. Зачем они? Предполагают, что камни облегчают плавание, придавая животному большую устойчивость." 
    "Юный натуралист", N 1, 1990, стр. 37.

Из подобных примеров Коля Мурашковский составляет учебные задачи и даже проводит по ним небольшие занятия со взрослыми. Совсем маленьким ребенком он решил стать врачом и начал собирать картотеку по биологии. К тому времени, когда у него появилась карточка про крокодилов ему уже исполнилось шесть лет.

СБОР ЛИЧНОЙ КАРТОТЕКИ — УДОБНАЯ И ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ К ТВОРЧЕСТВУ, ТОЧНЕЕ К ОДНОМУ ИЗ ОЧЕНЬ ВАЖНЫХ ЭТАПОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Одно время мне даже казалось, что личная картотека, подобно волшебной палочке, может сформировать из ребенка творца. Впрочем, так оно и есть: личная картотека — это прямой путь к исследовательской, творческой работе. Сложность лишь в том, чтобы картотека регулярно велась и развивалась. Самая же большая трудность: желание вести картотеку должно исходить от самого ребенка. Нажим взрослых тут мало поможет.

У меня нет универсальных рецептов, позволяющих привлечь детей к ведению личных картотек, но некоторым опытом я все же поделюсь.

  1. Педагог или родитель должен САМ вести личную картотеку творческого характера. Причем, ребенок это должен видеть.
  2. Тема картотеки должна строиться на глубоком внутреннем мотиве ребенка (желании стать врачом, любви к веселым комиксам или фокусам, уверенности в существовании НЛО и т.д.)
  3. На первом этапе главное для ребенка — освоить чисто технические приемы ведения картотеки: вырезать, наклеивать, надписывать карточки... С самого раннего возраста ребенка можно приучать к печатающей машинке или к ЭВМ для оформления карточек.
  4. Не удивляйтесь и не расстраивайтесь, когда "глубокий внутренний мотив" ребенка довольно быстро иссякнет. Ищите новый мотив, новую тему, новый способ привлечь ребенка к ведению картотеки. Недопустимо учить вести картотеку насильно, ценой полного отвращения к этому занятию.
  5. Ни при каких обстоятельствах нельзя ребенка заставлять вести картотеку. Лучше сделайте паузу в месяц, несколько месяцев, год. За это время необходимо постоянно повышать значимость той картотеки, которая была собрана.
  6. Можно выделить немало мотивов, способствующих ведению картотеки ребенком: повторение того, что делают взрослые, одобрение и интерес со стороны взрослых (особенно близких), любопытство к новому занятию, использование картотеки взрослыми, соревнование, использование картотеки в какой-то деятельности, использование картотеки для игр, создания игрушек, фокусов или просто полезных и необходимых вещей. Ребенок всегда будет искать ясную и ощутимую пользу от картотеки не когда-нибудь в будущем, а сейчас, в крайнем случае — завтра.

Иногда педагоги на моих семинарах удивляются: что тут нового? О важности и полезности картотеки знают все. Безусловно, так оно и есть. Нужно добавить лишь две особенности творческих картотек:

  • речь идет о сборе картотеки ИДЕЙ, а не просто информации;
  • работа над картотекой должна генерировать НОВЫЕ ИДЕИ.

Одно из главных отличий творческой картотеки — ее уникальность. Я ничего не имею против сбора бабочек, этикеток, марок, банок из под пива или вкладышей от жвачек. Просто мы сейчас с Вами говорим совсем о другом — о творчестве. Я хотел бы, чтобы читатель ясно видел отличие творческой картотеки от обычного коллекционирования. Для этого, собственно, и написана эта статья.

Любопытно провести параллель между ведением личной картотеки и качествами творческой личности, описанными в разработках Г.Альтшуллера и И.Верткина. Одно из главных качеств творческой личности — НАЛИЧИЕ ДОСТОЙНОЙ ЦЕЛИ. Достойная Цель, чаще всего, делает необходимым сбор информации на нужную тему. Иногда Достойная Цель и картотека просто трудноотличимы друг от друга. Например, наш соотечественник Данилов А.С. с детских лет ведет картотеку людей, оставивших заметный след в истории человечества. В ней собрано около 190 тысяч имен, количество библиографических ссылок перевалило за три миллиона. Вся эта работа ведется без оплаты, в одиночку и по собственной инициативе. Другую картотеку составил Бентли — огромное число фотографий снежинок. На основе этой уникальной коллекции создана наука о причинах и закономерностях образования снежинок. Ее выводы, в частности, можно использовать при борьбе со снежными лавинами. Ведение личной картотеки полезно и для развития других качеств творческой личности, например, "умение решать задачи", "способность работать планомерно, наличие рабочих планов и их самоконтроль".

Ведение личных картотек — удобная и эффективная форма привлечения к творчеству не только детей, но и взрослых. На занятиях по ТРИЗ-ТРТЛ слушатели начинают вести личные картотеки. Эту практику ввел Г.С.Альтшуллер уже в начале 70-х годов. Приведу только одну карточку из тысяч, подготовленных слушателями на семинарах по ТРИЗ.

    КАРТОЧКА 6. Из картотеки В.А.Петрова (г.Апатиты, Мурман. обл.) семинар М.С.Рубина, А.В.Тригуба, Апатиты, 1991. 
    "Во время войны в Ираке союзные войска до 80 процентов ударов на аэродромах Ирака нанесли не по настоящимсамолетам, а по их точным, но игрушечным копиям. Из детских журналов были взяты модели танков, истребителей, бомбардировщиков, увеличены до натуральной величины и выпускались для Ирака одной из фирм в Турине. Стоимость модели — от 30 до 40 тысяч долларов, а стоимость крылатой ракеты "Томагавк" для ее уничтожения — 1,3 миллиона долларов." 
    "Комсомольская правда", 31 января 1991.

Это интересный пример на использование копий и надувных конструкций.

Я хорошо знаком с В.Петровым и его работой — тяжелый и напряженный труд в котельном цеху тепловой станции, работающей на угле. Страшный шум, угольная пыль, конфликты с подчиненными. Неделями, месяцами накапливается нервное напряжение. Хотя бы частично оно снимается творчеством, решением производственных задач и, безусловно, регулярным ведением личной картотеки.

ТВОРЧЕСТВО — НАИБОЛЕЕ СИЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВО ОТ СТРЕССОВ, НАДЕЖНЫЙ МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.