Картотека картотек

Первая же проблема, с которой Вы столкнетесь при сборе картотеки — по какой тематике отбирать информацию. Мы, безусловно, не решим этот вопрос вместо Вас. Сделаем иначе: устроим что-то вроде вернисажа тем для картотек. Этот "вернисаж" устроен, главным образом, по результатам анкетирования преподавателей и разработчиков ТРИЗ. Смотрите, может быть что-то покажется близким и привлечет Ваше внимание.

ИНЖЕНЕРАМ И ИЗОБРЕТАТЕЛЯМ можно рекомендовать несколько разделов для личной картотеки:

  • по своей специальности;
  • примеры сильных изобретений из разных областей, примеры к законам развития технических систем и другим разделам ТРИЗ-ТРТЛ;
  • новые научно-технические эффекты и технологии;
  • фонд задач, неисправностей, отказов, нежелательных эффектов своего производства;
  • "для души" (примеры из фантастики, афоризмы — все, что просто понравилось и хочется сохранить).

Для инженера не достаточно иметь картотеку только по своей специальности. При решении сложных задач прямая информация часто оказывается неэффективной. Трудная задача тем и трудна, что отраслевая (специальная) информация не дает подсказки. Нужна картотека СИЛЬНЫХ решений из разных областей.

Информационный фонд ТРИЗ во много раз повышает эффективность работы изобретателя, но и не исключает необходимость ведения личной картотеки с примерами к различным разделам ТРИЗ. Свой яркий пример лучше запоминается, яснее становится тот или иной прием или стандарт. Работа с картотекой — это постоянный тренинг, необходимый для поддержания "рабочей формы" изобретателя. Картотека сильных решений инженера — это и более глубокое изучение ТРИЗ, и пополнение фонда задач-аналогов, и уточнение (развитие) механизмов ТРИЗ.

    КАРТОЧКА 7. Из картотеки А.М.Ускова (г.Тамбов). Семинар М.С.Рубина, А.В.Тригуба, Тамбов, 1991, "Самосвал на круче". 
    Из глубоких карьеров могучие самосвалы взбираются по извилистой, с крутыми подъемами дороге, напоминающей спираль серпантина. И получается: до обогатительной фабрики всего-то 2-3 километра, если напрямик, а по дороге — все 10. Теперь изобретена дорога, по которой самосвалы могут взбираться на любую кручу. Дорога эта напоминает одновременно лифт и канатную дорогу для горнолыжников. Но при этом поднимаются по ней автомобили... своим ходом. Самосвал въезжает на горизонтальную платформу необычного лифта, и его колеса оказываются в сцеплении с особым роликовым устройством. Оно трансформирует вращательное движение колес в поступательное движение всей платформы по уложенным на откосе карьера направляющим." 
    "Юный техник", 1984, N 6.

Эту информацию можно использовать как аналог для других ситуаций: на горных дорогах, в многоэтажных гаражах — везде, где необходимо поднимать автомобиль. Хороший пример на применение ИКР и использование ресурсов.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ И РАЗРАБОТЧИКИ ТРИЗ ведут самые разнообразные картотеки. Приведу только часть тем из тех, что мне известны:

  • картотека иллюстраций (примеров) к различным разделам ТРИЗ-ТРТЛ;
  • картотека типичных ошибок по отдельным разделам ТРИЗ-ТРТЛ, сбои механизмов ТРИЗ;
  • картотека учебных и производственных задач;
  • картотека решенных производственных задач, которые можно использовать в учебном процессе для взрослых и детей:

      КАРТОЧКА 8. Из выпускной работы О.А.Дубрович, 9-й класс, семинар Ю.С.Мурашковского, М.С.Рубина, Рига, 1991. Задача. По бокам автомобилей устанавливают зеркала заднего вида. При проезде через узкие места (гараж, ворота, переулок) зеркало может задеть за препятствие и разбиться. Как этого избежать? 
      Известное решение, описанное в различных вариантах в советских и зарубежных изобретениях: зеркало делается подвижным и закрепляется достаточно мощной пружиной. По условиям задачи корпус зеркала делается штамповкой из пластмассы — это сильно упрощает технологию и снижает затраты. Однако, при этом возникает противоречие: пружина должна быть сильной, чтобы зеркало не дрожало и не сбивалось при движении автомобиля, и должна быть слабой, чтобы зеркало легко сложилось при наезде на препятствие, без разрушения его пластмассового корпуса. 
      В работе Оли Дубрович описано несколько вариантов решения этого противоречия. Одно из них: пружина делается слабой, но дополнительно устанавливается небольшой магнит, исключающий дрожание зеркала.

  • картотека разборов учебных задач по АРИЗ;
  • тематические картотеки по отдельным разделам и подразделам ТРИЗ-ТРТЛ (например, по тому или иному стандарту, эффекту, приему, шагу АРИЗ, по переходу от идеи решения к готовому проекту, по механизмам перехода в надсистему и т.д.):

      КАРТОЧКА 9. В алгоритме решения изобретательских задач рекомендуется после получения идеи построить таблицу типа "расположение частей — агрегатное состояние изделие" (АРИЗ-85-В, шаг 8.3 г). Два примера к этому подшагу. 
      "Роберт Вуд, вращая сосуд с ртутью, в начале ХХ века получил вогнутое параболическое зеркало. Однако небольшие сотрясения и изменения скорости вращения искажали точность параболической поверхности. По а.с. 712251 сосуд вращается на поверхности жидкости другого сосуда. Увеличивая число вставленных сосудов, можно добиться любой точности вращения жидкого зеркала. Можно использовать для изготовления зеркал в гелиотехнике и для телескопов." 
      "Изобретатель и рационализатор", 1981, N 7, стр. 8"Жидкий телескоп". 
      "Телескоп из... горячего воздуха создан в ЮАР. Местным физикам удалось сконструировать телеобъектив, который вместо обычных стеклянных или зеркальных линз образует изображение с помощью газовых линз. Такая линза создается вращающемся тубусом. Его горячие металлические стенки нагревают заключенный в цилиндре воздух, который становится тем теплее, чем ближе к стенкам. Благодаря нагреву показатель преломления воздуха изменяется; таким образом создается линзовый эффект." 
      "Юный техник", 1991, N 2, стр. 41.

  • картотека анекдотов, иллюстрирующих механизмы ТРИЗ. Анекдоты создают яркий образ, позволяют слушателям немного расслабиться во время занятий:

      КАРТОЧКА 10. Из картотеки С.С.Литвина (Санкт-Петербург) о необходимости решать центральную проблему, а не ее последствия. 
      Двое джентльменов гуляют вдоль Темзы. Вдруг крик: "Спасите!" Один из джентльменов бросается в реку, вытаскивает на берег ребенка и передает его своему приятелю для оказания первой помощи. Вдруг — снова крик. Джентльмен бросается в воду и спасает второго ребенка. Когда джентльмен вытаскивал из воды третьего ребенка, то увидел, что его приятель куда-то уходит и спросил: — "Куда же Вы?"<="" font="">

  • картотека изобретений в фантастике; иллюстрации к разделам ТРИЗ-ТРТЛ фантастических произведений:

      КАРТОЧКА 11. Р.Хайнлайн. Рассказ "На ощупь". Сб. "Дверь в лето", Нижегородский филиал СП-ИКПА, 1991, стр. 299. 
      Пример на идеальность и использование ресурсов. 
      На Луне в результате аварии затерялась слепая девочка — виртуозная пианистка, гастролирующая с концертами на Луне. С Земли с ней установили радиосвязь, но пеленгатор не в состоянии определить место, откуда ведется передача. Как можно быстро найти девочку-пианистку? Запасы жизнеобеспечения его скафандра ограничены. 
      Площадь Луны разделили на 82 квадрата — по числу клавиш концертного рояля. На каждый из квадратов направили узкий луч (типа лазерного) с соответствующей звуковой тональностью. Девочка сообщила, что слышит "ре бемоль" и тем самым САМА определила место своего нахождения.

  • картотека афоризмов:

      КАРТОЧКА 12. Из картотеки С.С.Литвина (Санкт-Петербург). 
      "Когда разгибают палку, ее обязательно перегибают в другую сторону." 
      Пословица 
      "Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов." 
      Клод Андриан Гельвеций.

  • изобретательские задачи для детей из сказок, мифологии, детских журналов:

      КАРТОЧКА 13. Из картотеки В.О.Дженжера, г.Оренбург (семинар А.А.Нестеренко и М.С.Рубина для учителей, Петрозаводск, 1991). 
      Задача. За то, что Прометей передал людям частицу божественного огня из кузницы Гефеста, Зевс велел покарать титана: приковать его НАВЕЧНО к скале. Так и было сделано. Но однажды великий герой Геракл пришел и освободил Прометея. Кончился гнев Зевса; он готов отпустить титана, но не хочет нарушать свое слово: Прометей должен быть НАВЕЧНО прикован к скале. Как поступил бог богов? 
      Противоречие: Прометей должен быть прикован к скале, чтобы не нарушалось слово Зевса, и не должен быть прикован к скале, чтобы быть свободным. 
      ИКР: скала САМА всюду следует за Прометеем, не мешая ему. 
      Ответ: Зевс велел сделать из звена цепи, которой был прикован Прометей, перстень, а в оправу вставить кусок той скалы, которой был прикован титан. Прометей носит это кольцо в знак нерушимости слова Зевса и его мудрости: Прометей НАВСЕГДА прикован той же цепью и к той же скале.

  • "патентные скважины" — карточки по развитию отдельных технических систем, например, расходомеров, часов, тепловых труб, военной или спортивной техники;
  • картотека по отдельным шагам жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ): "встреча с чудом", о влиянии спорта на развитие личности...
  • картотека психологических эффектов; психологическая инерция:

      КАРТОЧКА 14. Из картотеки Г.С.Альтшуллера 
      Статья П.Г.Кузнецова "Искусственный интеллект и разум человеческой популяции" (приложение к книге Е.Александрова "Основы теории эвристических решений", изд. "Советское радио", 1975): 
      "И.И.Павлов отобрал группу собак, которые отработали условный рефлекс выделения слюны при виде круга, но не эллипса. На этих же собаках поставили новый опыт, который состоял в том, что в поле их зрения круг переходил в эллипс. Когда собаки не могли отличить круг от эллипса, они давали любопытную реакцию: "сильные" собаки отворачивались, стараясь не видеть противоречащего "факта", а "слабые" собаки приходили в истерику" (стр. 219, 220). 
      Далее П.Г.Кузнецов объясняет с этих позиций поведение физиков в некоторых ситуациях. Похожая реакция возникает иногда и по отношению к "алгоритмизации творчества". Отсюда "отворачивание" и "истерики".

  • картотека творческих коллективов ("Битлз", импрессионисты и др.);
  • картотека проблем развития производственных коллективов и фирм;
  • картотека приемов в журналистике;
  • картотека приемов в рекламе;
  • "Антишкола" — картотека способов борьбы учеников с учителями (шпаргалки, подсказки, способы сорвать урок...) и ответных шагов педагогов;
  • картотека педагогических приемов:

      КАРТОЧКА 15. Из работы А.А.Нестеренко "Педагогические приемы", Петрозаводск, 1990. 
      Один из приемов — "педагогический посредник". Педагог передает часть своих функций другому лицу или предмету: сказочному персонажу, кукле, игрушке, другому ребенку или взрослому. В некоторых случаях, например, известные педагоги-воспитатели Никитины убеждали своих детей после их очередной проказы: плохо себя вели не они, их дети, а злой крокодил, в которого они на время превратились. А их ребенок хороший, он на такие поступки не способен.

  • картотека бытовых, житейских, исторических изобретательских ситуаций:

      КАРТОЧКА 16. Из картотеки Г.С.Альтшуллера."Великие исторические деятели часто считались великими именно потому, что им была присуща способность смотреть и за пределами предложенной им группы альтернатив. 
      Например, царь Соломон сделал вид, что выбрал предложенную ему альтернативу (разрубить ребенка пополам), а в действительности выбрал альтернативу, исключающую сбор информации (в форме реакции женщин, предъявлявших свои материнские права). Подобным же образом поступил и Карл Великий, введя новую альтернативу, состоящую в том, что взял корону из рук папы и сам возложил ее себе на голову. Поступив так, он избежал двух плохих и, казалось, не оставляющих другого выбора, альтернатив — быть коронованным папой или отказаться от коронования". 
      Д.Кривленд, В.Кинг "Системный анализ и целевое управление", изд. "Сов. радио", 1974, стр. 43.

  • картотека задач межличностного общения:

      КАРТОЧКА 17. Ричард Бэндлер и Джон Гриндер. "Из лягушек в принцы. Нейро-лингвистическое программирование", Новосибирск, изд. Новосибирского университета, 1992, стр. 93-94. 
      "У Френка Фарелли в психиатрической больнице была молодая женщина, убежденная в том, что она — любовница Иисуса. Вы должны признать, что это немножко необычное убеждение. Люди подходят, а она: "Я — любовница Иисуса". А, они, конечно, отвечают: "Хм-м-м!" и говорят: "Ну, неправда. Это у тебя просто мания... не так ли?" Если вы бывали в психиатрических больницах, то знаете — большинство психически больных очень компетентны в странном поведении и вызывании реакций у людей. Фрэнк обучил молодую сотрудницу социальной службы систематически вести себя определенным образом и запустил ее туда. Больная говорит: "Вот, я  — любовница Иисуса", а сотрудница оборачивается на нее и, скривившись, отвечает: "Да знаю, он всем про тебя рассказывает". Через сорок пять минут пациентка сказала: "Ну вот что, слышать больше не желаю про эти дела с Иисусом!" 
      Интересная психотерапевтическая задача решена с позиций идеальности (больная сама отказывается от своего странного поведения) и с использованием ресурсов (мании об Иисусе).

  • картотека детских подвижных игр;
  • картотека о взаимодействии техники и природы;
  • картотека катастроф и аварий;
  • картотека задач и решений в художественных системах:

      КАРТОЧКА 18. Из картотеки Ю.С. и И.Н.Мурашковских (г.Елгава, Латвия). 
      "Художнику И.С.Телятникову в 1942 поручена разработка эскиза ордена Александра Невского. На ордене должен быть профиль Александра, причем такой, чтобы сразу было ясно, кто это. Однако не сохранилось ни портретов, ни описаний внешности Невского. Как быть? На ордене изображен профиль артиста Н.Черкасова, незадолго до этого сыгравшего главную роль в фильме "Александр Невский". "Правда", 1984, 18 июля.

      КАРТОЧКА 19. Из картотеки Ю.С.Мурашковского (г.Елгава, Латвия). 
      В "Неравном браке" Пукирев применил прием, поразивший современников. Это был дерзкий, революционный прием. Дело в том, что все фигуры этой картины были написаны им в натуральную величину, хотя по канонам академической живописи это допускалось лишь в исторической, но отнюдь не в бытовой картине. Он же своих невзрачных или неприглядных героев, взятых прямо из повседневности, вознес таким образом, на высоту героев античности, первосвященников, рыцарей, царей и цариц. Так что это была еще и картина-манифест. (Говорят, — вспоминал Репин, — что "Неравный брак" Пукирева испортил крови не одному старику-генералу, а Н.И.Костомаров (известный историк — В.А.), увидев картину, взял назад свое намерение жениться на молодой особе). 
      В.Алексеев, "Василий Пукирев "Неравный брак". Семья и школа, № 6, 1990.

  • картотека решения научно-исследовательских задач:

      КАРТОЧКА 20. Из картотеки В.Р.Фея (США). О противоречиях в науке. 
      Явление разложения белого света в спектр было известно еще до Ньютона, но оно было необъяснимо, так как приводило к противоречию: то, что падает на призму, должно быть белым светом (оно видно как белый свет), и должно быть не белым светом, а смесью разных "светов" (так как именно они, а не белый свет, видны после выхода из призмы.

  • картотека задач и решений в экономике;
  • картотека решения задач в биологии;
  • картотека биологических эффектов;
  • картотека языковых проблем в мире;
  • картотека проблем и закономерностей развития семейных отношений;
  • женщина — творческая личность и семья:

      КАРТОЧКА 21. Из картотеки И.Н.Мурашковской (Латвия).

      "Психолог Т.Юферева решила узнать, как воспринимают московские подростки 13-14 лет положение мужчины и женщины в семье. Выяснилось, что женщина рассматривалась ими (особенно девочками) как глава семьи. Мужчины же и девочки, и мальчики воспринимали в первую очередь и в лучшем случае как помощника жены по хозяйству. "Приятно видеть мужчину в очереди в магазине, в прачечной", — сказала одна из девочек. Другие были более резкие в своих отзывах: "Мужчина — это три Т: тапки, тахта, телевизор..." "Мужчина — это не то, что женщина, он гораздо меньше работает, но гораздо больше ест." 
      Б.Кочубей. "Осень патриарха" "Семья и школа", N 5, 1990.

  • картотека задач в бизнесе:

      КАРТОЧКА 22. Из картотеки М.С.Рубина. Осетра и предпринимательство. 
      В Баку хорошо известна фамилия Тагиева — крупнейшего предпринимателя и нефтяного магната Азербайджана начала 20 века. Как-то он столкнулся с проблемой: необходимо организовать массовый отлов осетров. В начале века никаких проблем с сохранением популяции осетров не было. 
      Трудность была в другом — организовать новый бизнес по добыче и продаже осетровых рыб и икры. Еще не ясно на сколько выгодным будет новый бизнес, как быстро он начнет приносить прибыль. Безусловно, новый бизнес требует капиталовложений, но нельзя ли обойтись минимальными затратами, например, одной золотой монетой? На глазах у местного населения Тагиев выловил осетра, плывущего на нерест вверх по реке, вложил в жабры один золотой и выпустил обратно в реку. В этот сезон проблем с отловом осетров уже не было, как и во все последующие годы.

  • картотека собственных идей и задач.

Список тематических картотек тризовцев можно было продолжать, видимо, до бесконечности — постоянно возникают все новые темы и новые картотеки. Кроме творческих картотек, многие специалисты по ТРИЗ ведут вспомогательные картотеки: прочитанной или планируемой для чтения литературы, библиографии, личных планов, дневники, переписка и пр.

ТЕМАТИКА КАРТОТЕК УЧЕНЫХ, ПИСАТЕЛЕЙ, ХУДОЖНИКОВ еще более разнообразна. Например, Корней Чуковский в течении нескольких десятилетий собирал картотеку детских высказываний. Трудно удержаться и не привести хотя бы пару высказываний из его книги "От двух до пяти"":<="" ul="">

Другую картотеку собирал К.Г.Паустовский: описания дождей, зорь, цветов. Дожди, например, бывают моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, полосовые, окатные, проливные. Константин Георгиевич мечтал составить словарь описаний явлений природы. К сожалению, он так и не успел проделать эту работу. Паустовский коллекционировал поэзию цветов, а Н.И.Вавилов интересовался теми же цветами с точки зрения изменчивости генетических признаков. "Мало кто видел, — пишет Вавилов, — белые, розовые и красные васильки, розовые и светло-розовые ландыши. Они редки так же, как и многие редкие минералы в природе. Н.И.Вавилов собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений — 300 000 образцов с пяти континентов мира. Некоторые из этих растений уже исчезли. На основе своей коллекции Вавилову удалось определить происхождения культурных растений, выявить закономерности изменчивости видов, сохранить генотип исчезающих культур, получить новые виды растений с необходимыми признаками путем скрещивания культур с разных концов Земли.

Количество тем для ведения личных картотек действительно бесконечно. Однако до сих пор нет картотеки, в которой были бы собраны темы личных картотек с древних времен до нашего времени. Этот информационный фонд мог бы дать пищу для интереснейшего исследования, позволил бы пролить свет на множество вопросов. Как, например, изменялась форма картотек, чем интересовалось человечество в разные времена, каковы закономерности в смене тематики личных картотек? Картотеки — своеобразное зеркало развития цивилизации.

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕМА!!! 
    Было бы любопытно проследить закономерности образования (возникновения, создания) информационных фондов цивилизации. Вот, например, Помпеи — чем не информационный фонд, сохранившийся благодаря извержению Везувия. Другой информационный фонд — описание патентов и изобретений — обязан стремлению изобретателей защитить свои авторские права. На основе этого фонда удалось создать ТРИЗ. Какие факторы способствуют образованию информационных фондов цивилизации? Можно ли отслеживать, как-то влиять на эти факторы или просто учитывать их в ходе исследовательских работ?

Знание закономерностей образования и развития информационных фондов цивилизации может подсказать наиболее актуальные темы для картотек, для исследовательских работ. Тем действительно очень много. Найти новую, наиболее актуальную и перспективную — вот в чем проблема.

Мир быстро изменяется. Надвигающаяся урбанизация, например, уже сделала неосуществимой идею Паустовского о создании поэтических описаний явлений природы. Просто уже не будет ТАКИХ зорь, лугов и дождей, какие были при Паустовском.

"КАРТОТЕКА КАРТОТЕК" — ЭТО ШАГ ПО ПУТИ СОЗДАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ФОНДОВ ЦИВИЛИЗАЦИИ.