КейсыСегодня кейсов в Базе - 66

Дата публикации:  26.03.2014

Как-то на лекции Борис Злотин, описывая, уже не помню какую методику, рассказал, что сама методика выкристаллизовалась у них, после того как обработали полный протокол решения какой-то задачи. Причем задачу они решали втроем в порядке развлечения, загорая на пляже. Не запомнил ни методику, ни задачу, но методика ВЫРАБОТКИ МЕТОДИКИ засела в голову надолго, вот ее сейчас и испытываю — пишу протоколы поиска решения…

Итак

Задача
 

В магазине хозтоваров покупатель спрашивает: - Сколько стоит один? - Двадцать центов. - Сколько стоит двенадцать? - Сорок центов. - Хорошо, дайте мне девятьсот одинадцать. - С вас шестьдесят центов. Что покупал покупатель?


Действительно в этой задаче интересен ход решения. Я постараюсь его изложить.

Первая мысль, что это обычная математическая задача на составление системы уравнений. Но первая же прикидка, показывает что если уравнения и есть, то они нелинейные причем существенно нелинейные, какая-нибудь степенная зависимость. Приходит на ум разница в ценах продаж оптом и в розницу, но соотношения 1-20-911 и 20-40-60 как-то очень не похоже на оптовые скидки. Делаем допущение (в рамках гипотезы оптовых продаж), что основная стоимость — это стоимость упаковки, а сам товар может практически ничего не стоить (что-нибудь типа гранул какого-нибудь порошка — ну очень своеобразный покупатель), но соотношение 1-20-911 и 20-40-60 вроде свидетельствует, что товар вообще-то что-то стоит. Следовательно пытаемся оценить характер зависимости между соотношением цены на упаковку и количеством товара. Так как дело происходит в хозмагазине, т.е. в реальном мире, следовательно размерность пространства описывающее количество товара не может быть меньше 1 и не больше 3, то же самое относится к упаковке. Следовательно разность размерности пространства товара и упаковки не может быть больше 3. Но у нас соотношение 1-20-911 и 20-40-60 явно больше. Т. е. нужно пространство большей размерности хотя бы 4-5. Можно конечно добавлять категорию "сложности" упаковки, но это как-то не вяжется с условиями задачи. Но если бы вместо 911 было бы что-то вроде 311, то этот путь мог бы привести к какому-то решению, и его нельзя оценивать как абсолютно тупиковый.

А пока становится понятным что задача не математическая. (Этот этап анализа задачи занял два перекура.):)

Раз задача не математическая, значит она либо логическая, либо вербальная (построенная на игре слов). Еще раз анализируем условия задачи, что не учитывалось — хозмагазин, числа и "центы". Естественно, по инерции, числа 1-20-911 сначала воспринимаются как количества, но нигде в условиях задачи это явно не сказано — типичная игра слов. ( Пример во фразе "контакт есть контакт" расставьте знаки препинания). В голову приходит, что 1-20-911, это не количества, а что-то другое. А что если рассматривать 20 как 2+0, а 911 как 9+1+1, то соотношения цен и товара становится легко объяснимым. (Еще один перекур.) Это было правильное решение, как можно видеть, но только половина решения. Что такое 1,2,9,0? (Так как интересует ход решения, то описываю именно так как оно было, а не так как надо. В тот момент я этого не сообразил и переключился на другой вариант). Делаем предположение, что 1-20-911 это какая-то маркировка товара — ну любят "западники" всякие бессмысленные маркировки. Хотя маркировки должны отражать какие-то внутренние свойства товара, которые естественно отражается на его цене. Возможно, но это тоже не полное решение, и даже не половина, так как нет никакого подтверждения, не помню я таких маркировок.

Следующее предположение, а если цифры 1-20-911 это не маркировка, а номера в прейскуранте. Возможно, но слишком обще, это может быть и не только хозмагазине, но и в филателистическом магазине, и в канцтоварах и т.п. — везде, где уровень цен в "центах". Короче, это решение, но не полностью использующее условия задачи, нет привязки к товару, к хозмагазину. Происходит возврат к идее с маркировками. Сочетание с идеей 9+1+1 еще не происходит. Пытаюсь вспомнить какой-нибудь товар внутренние свойства, которого могли бы описываться цифрами 1-20-911. Вспоминаются прикидки с размерностями (см. выше), наверно очень хотелось воспользоваться математическими навыками/наработками. Возможно еще и потому, что последний раз покупал в магазине гвозди, шланг, вентиль и шлифовальную шкурку, начинаю прикидывать, может ли быть такая маркировка (1-20-911) на шлифшкурке. В принципе может, если это соответствует объемному размеру гранул на ней. Но уж больно не привычные цифры (911). Скорее более реально шкурки с номерами от 0 до 9 соответствующими линейному размеру гранул. Да и термин "нулевка" мне знаком еще со школы. Вот так незаметно идея (911=9+1+1) потихоньку возвращается для анализа. Вот вроде бы и решение. Одна проблема — "центы" — не соответствует это решение "ихнему" уровню цен (любая железка или "орудие производства" стоит дороже доллара, даже жвачка столько не стоит). Следовательно, это что-то очень простое, массовое и дешевое. Но что именно?

Решил как нибудь заглянуть в хозмагазин, чтобы на месте вспомнить типовой ассортимент. (Интересно, что в том магазине, который я иногда посещаю по дороге на дачу, "решения" я бы не увидел.) На этом анализ задачи по дороге домой вчера я закончил. Пришел домой и сел играться в игрушку "Патриций-2" до полчетвертого ночи. Встал в полдевятого, позавтракал, пошел на работу, на подходе к работе выкурил сигарету. Думал или нет о задаче, не помню, во всяком случае, не очень плотно. Расписался в журнале прихода, пошел на рабочее место и тут нашел ответ — квартирные номера. (Причем в коридоре на дверях после ремонта никаких номеров нет). Решение пришло как-то само-собой. Даже никаких особых ощущений я при этом не испытал. (Обычно если решаешь какую-то сложную задачу, то сразу после решения испытываешь очень запоминающуюся гамму чувств, трудно описываемую, но достаточно характерную. В этом случае ничего такого не было.)

Вот и весь ход решения. Сейчас понятно что оно могло быть проще и короче. Но "из песни слова не выкинешь". По-моему я достаточно, четко обрисовал КАК работает инерция мышления, и КАК иногда мешает наличие БОЛЬШОГО количества возможных путей решения.

Записано, с моих слов верно 16.01.2002 г.

Для кого:  Инженер

Тип решаемой задачи:  Public Relations

Добавить в блокнотБлижайшие мероприятия
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)



Добавить комментарий:

Комментарии:

    Для кого:  Инженер

    Тип решаемой задачи:  Public Relations

    Добавить в блокнотБлижайшие мероприятия
    (Голосов: 0, Рейтинг: 0)



    Добавить комментарий:

    Комментарии: