Авторы

Трифонов Дмитрий

Трифонов Дмитрий Николаевич Устойчив. Любимый прием фантазирования (и не только) — обращение, или инверсия. Лаконичен.
E-mail: tdn@post.mos.ru

Задачи автора

"Допинг" на скачках

Во время скачек на ипподроме колумбийской столицы одна из лошадей прямо со старта взяла бешеный темп и пришла к финишу первой. Судьи заподозрили неладное. Однако допинговый контроль ничего не показал. По поведению лошади можно было заподозрить, что ее все же пришпоривали, но найти шпоры не удалось. Что же "помогло" лошади прийти к финишу первой?

Продаём дешевле, чем покупаем?

Московские купцы в 17 веке продавали английское сукно по 3,5 экю за аршин, хотя покупали его за 4 экю. И при этом богатели. Как им это удавалось?

Взбрык на скачках

Скачки! Ипподром! Азарт! Воздух просто насыщен им. Ожидание выйгрыша. Но не всегда удача улыбается нам. Однажды на скачках в Англии заметили странное явление. Иной раз лошадь, первая приближавшаяся к финишу, внезапно сбивалась с темпа. А в результате первым приходил к финишу другой участник соревнований. Крупные выигрыши получали те игроки на тотализаторе, которые непонятным образом это заранее предугадывали.

Опасные шкуры

В сказочной повести А. Волкова "Урфин Джюс и его деревянные солдаты" рассказывается о том, как в руки столяра Джюса попал волшебный порошок. Стоит посыпать им любой предмет, как тот оживает: чучело попугая упорхнуло в лес, деревянный клоун укусил хозяина за палец, шкура медведя, бывший коврик у порога, будит Урфина хриплым басом: "Хозяин, пора вставать!"

Честолюбивый столяр быстро нашел применение “живому порошку” - он настрогал деревянных солдат и, оживив их, отправился завоевывать Изумрудный Город. В походе на них нападают саблезубые тигры - страшные хищники, перед которыми трепещут все обитатели Волшебной Страны. Но деревянные солдаты без особого труда справляются с ними. "Урфину Джюсу пришла в голову мысль оживить шкуры убитых тигров - у него будут слуги, сильнее которых нет в Волшебной Стране. Он уже распорядился снять с тигров шкуры, но вдруг, передумав, отменил приказ. Ведь если шкуры саблезубых тигров, известных свирепым нравом, восстанут против него, Урфина, то с ними невозможно будет справиться".

Как видите, Урфин подумал и… отказался.

Вам тоже предлагается подумать… и воспользоваться этим шансом.

Как все-таки можно использовать "саблезубые шкуры"? Конечно, помогать следует Элли и ее друзьям, но при встрече с врагом полезно знать и худший вариант, не правда ли?

Так ли уж прав Урфин, утверждая, что с ожившими шкурами нельзя будет справиться? Конечно, убить их второй раз невозможно, дубинки и даже сабли им нипочем, а все-таки?

Итак, в руках у Вас "живой порошок", перед Вами - оч-чень опасные шкуры…

Отверженная

В рассказе Э. Гамильтона "Отверженный" выдвигается такая гипотеза: оказывается, мистер Эдгар Алан По есть комбинация двух личностей, одна из которых - путешественник во времени из прекрасного далекого Будущего. Притом способ перемещения во времени довольно необычный - путешествие проходит безо всяких машин, "просто" перемещением сознания. В тело (точнее - в мозг) нашего современника внедряется личность человека Будущего. Но не всегда хрононавт способен “перехватить управление” - беда в том, что личность нашего путешественника, попав в мозг По, оказалась подавлена "носителем". И теперь не может освободиться, вернуться в свое время. Только изредка, когда ослабевает контроль более мощной воли, проявляет себя в мечтах, сновидениях…

И вот в наше время (точнее, в середину прошлого века, во времена Эдгара По) из далекого будущего прибывает возлюбленная "пленника" и пытается убедить мистера По в такой вот небылице. А поскольку и она "не в своем теле", то ее принимают за выдумщицу, талантливую актрису и т.п. Доказательств-то нет, а пустые убеждения типа "поверьте, это действительно так" не оказывают никакого воздействия. Мистер По ни на миг не допускает того, что с ним разговаривает дама из будущего - посредством его современницы. Миссия не удалась. Рассказ заканчивается торжеством здравого смысла - посланницу отвергают.

Итак, вообразите: Вам нужно убедить незнакомого человека в том, что Вы - пришелец из Будущего. Но, исходя из самого принципа путешествия, Вы не в силах представить никаких вещественных доказательств. А на слово Вам не верят, требуя реальных, зримых подтверждений.

Как быть? Сможете ли Вы предложить нечто лучшее, чем Эдмонд Гамильтон и помочь соединить два любящих сердца?

Идентичные анти-миры

В одном НИИ открыли точку обмена с параллельным миром, ею служит инопланетная диковинка, Кристалл (С. Гансовский, рассказ "Кристалл"). Поначалу думали, что это просто другой мир, полностью тождественный нашему. Ведь первые эксперименты шли над "мертвой природой" - в антимир отправляли различные вещества, подвернувшиеся инструменты вроде лома и т.п. Но вот, "послав" туда горшочек с розами и аквариум с рыбками и получив идентичную посылку, обнаружили, что это - антимир, ибо время там течет в обратную сторону. Цветы, полученные "оттуда", через несколько дней превратились в бутоны, рыбки - в мальков, а затем вообще в икру. Нет, никто в антимире не ходит спиной вперед, а за понедельником следует вторник, а не воскресенье. Но люди, да и вообще все живое, "в чужом" мире становятся биологически моложе. Этот эффект "омоложения" сотрудники НИИ сразу же стали использовать в личных целях - день там, день тут. А поскольку миры совпадают во всем до последней мелочи, то в делах разницы никакой, а польза огромная - человек не старится.

Если бы не одна загвоздка. В условиях массовых миграций никак нельзя отличить "своих" путешественников от "чужих", "свой" мир от анти-. Вы скажете - метки?

"Отмечали. Но в том подвале людей осеняла в тот же момент точно та же мысль, и вылезший тоже был с меткой…" Подобная неразбериха привела-таки к беде. После разрушения Кристалла один из сотрудников НИИ остался не в "своем" мире и стал катастрофически молодеть. Можете сами вообразить, какие начались осложнения.

Нужен фантастический прибор (способ) определения - в каком из миров ("прямом" или анти-) Вы находитесь в данный момент. Оборотная сторона данного вопроса - кто перед вами, "свой" или "чужой"?

Ловля призраков по-научному

Профессора Вагнера, героя Александра Беляева, захватили фашисты. Мобилизовав свои научные способности и воспользовавшись предоставленной возможностью вести в лаборатории научные разработки, профессор совершает побег. Он придает своему телу свойства проницаемости. (На тему “проницаемость” можно вспомнить повесть "Экипаж Меконга" Е. Войскунского и И. Лукодьянова, рассказ Г. Гаррисона "Проникший в скалы", кинофильмы "Человек проходит сквозь стену" и "Чародеи" по сценарию братьев Стругацких).

И теперь профессору все нипочем. Враги, чтобы поймать его, пытаются ухватиться за ступни - как иначе объяснить "непроваливаемость" - но профессор легко погружается в землю по щиколотки и спокойно продолжает свое движение к свободе.

Итак, задача - как поймать проницаемого человека?

Конечно, недостойно закабалять творческую личность, ну а если изобретение попало в преступные руки? Или же вы, допустим, хотите парировать ответный ход своих противников - надо быть начеку. Что может предложить "эксперт по воображению"? Как всегда, ответов может быть несколько.

 

Глаза мистера Гриффина

Есть диалоги, начатые давно и идущие долго…

Я.И. Перельман, анализируя «Человека-Невидимку» Уэллса, приходит к выводу о самой возможности существования человека-невидимки: «Может ли невидимый видеть? Если бы Уэллс задал себе этот вопрос прежде, чем написать роман, изумительная история «Невидимки» никогда не была бы написана». И чуть ниже в категорической форме: «Человек-невидимка должен быть слеп!»

Аргументы вкратце таковы: хрусталик глаза, чтобы сфокусировать изображение, обязан преломлять лучи, т.е. иметь отличный от воздуха коэффициент преломления. А это уже означает потерю невидимости. В свою очередь, сетчатка, чтобы зарегистрировать изображение, обязана уловить световой поток, т.е. не быть прозрачной.

Отсюда замечательный популяризатор делает заключение: «Итак, в поисках «шапки-невидимки» бесполезно идти по пути, указанному Уэллсом, — этот путь, даже при полном успехе поисков, не может привести к цели». Аргументы Перельмана оспорить невозможно. С другой стороны, обидно за бессилие мистера Гриффина, «талантливого физика, первого из людей, добившегося невидимости».

К сожалению, Герберт Уэллс не сможет ничего возразить Якову Перельману. Вам предлагается сказать свое слово в диалоге «Уэллс-Перельман». Итак, как и чем можно «оснастить» человека-невидимку, чтобы избежать указанного недостатка?

Остров невидимок

Фантастическая литература, как и всякое дело рук человеческих, содержит подчас и ошибки. Поучительны, в частности, непреднамеренные нарушения законов природы, вроде тряски от взрывов в космосе — см. статью В. Купцова. Но еще интересней ошибки, связанные с самой фантастической идеей. Как говорил Уэллс, «фантастично только одно допущение, все остальное вытекает по законам логики» (цитирую по памяти). Именно логика, по нашему мнению, и сбоит в нижеприведенных отрывках.

Совет для суда

Подпольный адвокат. Один из героев Фазиля Искандера рассказывает: «…В этой связи я вспоминаю одного забавного старого человека, который сидел со мной в Москве в Краснопресненской пересыльной тюрьме. Он был бездипломный адвокат и сидел за подпольную адвокатскую деятельность. …К нам в камеру попал один парень, которому грозил год тюрьмы за хулиганство. Тогда был такой указ.

Список переделок уходит в бесконечность

Уолт Дисней, добиваясь высокого качества фильмов, многократно шлифовал работу. На создание аналогичных по объему лент конкуренты тратили денег в 12 (!) раз меньше. Естественно, на каждую ленту Дисней был вынужден, как говорится, ставить все. Вот что происходило во время съемок «Белоснежки и семи гномов»

Услуга

Князь П.А. Зубов, оказавший императору Александру при его воцарении важные услуги, просил государя исполнить одну просьбу, не объясняя, в чем она состоит. Государь дал слово. Тогда Зубов представил ему к подписи заранее подготовленный простительный и определительный указ генерал-майору Арсеньеву, который осужден за то, что скрылся из своего полка во время сражения.

Реклама от Пушкина

Рассказывают, что однажды А.С. Пушкину случилось сидеть без денег (с кем не бывает!). И тут к нему неожиданно приходит купец-немец и просит продать за 50 рублей (значительные деньги по тем временам) четыре слова из одного стихотворения поэта: "яснее дня, чернее ночи..." Эти слова купец собирался написать и напечатать на ярлыках своего товара. Каким товаром торговал купец-немец?

Публикации автора

Аварии в космосе

Нет, все-таки Робинзону было много легче. Ему не приходилось заботиться о таких «мелочах», как воздух и вода, дожидаться спасателей он мог необычайно долго. Но терпящим бедствие в жестких условиях космоса грозит гибелью малейшее отклонение от пределов человеческого существования. Вот почему так часто космические аварии кончаются трагически — скажем, в грустном рассказе Р. Брэдбери «Калейдоскоп», где после взрыва корабля уже никто ничего не может предпринять. Рассмотрим поближе эту тему НФ, положив в основу классификации тот объект, который выходит из строя.

Как лучше блокировать решение задач

Задачу убивали все. Кто как, кто почему. Осознанно или бессознательно, порой из боязни, что, решив ее, тебя могут обойти другие, более удачливые. Или по недостатку времени, или из стремления подогнать все ответы под контрольный, объявив его единственно истинным. Или — не в последнюю очередь — по недомыслию. Но увы: попытки избежать решения не всегда достигают успеха. Сердце кровью обливается, когда глядишь на неуклюжие потуги замаскировать, спрятать задачку. А ведь то же самое можно делать гораздо профессиональнее!

Дмитрий Трифонов в шестой главе своего Сборника фантастических задач предлагает инструкцию по достижению этих целей.

Педагогика и воспитание в НФЛ

Каковы критерии хорошей школы? В своем реферате Дмитрий Трифонов исчерпывающего ответа не дает, но зато предлагает читателю разные варианты ответов (так сказать, «штрихи портрета»), что позволит ему самостоятельно поразмыслить над вопросом. Ибо этот материал представляет собой собрание коротких выдержек из научно-фантастических произведений, посвященных образованию и воспитанию.

Сборник задач из НФЛ

Самое простое — рассматривать Сборник как род занимательного чтения. Любители НФЛ встретятся на его страницах со знакомыми и полюбившимися… Чуть было не написал «героями». Нет, в сборнике, как и в определенных течениях НФЛ, основное внимание уделено фантастическим идеям.

Совпадения

В статье прослеживается связь между идеями фантастов и положениями ТРИЗ (идеальность, противоречие, борьба с вредным фактором). Использование элементов ТРИЗ при анализе фантастических произведений позволило не только подметить некоторые литературные нюансы, но и задать вопросы и упражнения там, где все казалось исчерпанным, прикинуть дальнейший путь развития.

Физика в космосе: НФЛ на школьных уроках

В фантастической литературе, в фантастических кино-боевиках действие часто разворачивается в космосе. И мы увлеченно следим за приключениями героев, сражающихся с Империей, терпящих в космосе бедствие или пытающихся предотвратить войну миров… Но не будем забывать и о фактической стороне вопроса — ведь «сценой», на которой разворачиваются события, является космос со своими физическими законами. В своей статье Дмитрий Трифонов показывает, как в работах фантастов нашли свое отражение физические эффекты и явления.

Место в рейтинге авторов

105

Опубликовано материалов

19