Блог Владимира Бубенцова

Немного о фантазии

Блог Владимира Бубенцова

Дата: 12.1. 2015

Бруно Мунари. Фантазия. – Москва: Изд-во Д. Аронов, 2014 г. – 216 с. 

Книгу, о которой пойдет речь, я приобрел случайно, во время еженедельного посещения книжных магазинов на предмет ознакомления с новинками по креативной тематике.  Книги Бруно Мунари на русском языке, кажется, не издавались до недавнего времени, а зря.

Итальянский художник, графический и промышленный дизайнер, теоретик, педагог, Бруно Мунари (1907–1998) проявил себя в самых разных областях. За широту интересов Пабло Пикассо называл его «новым Леонардо». Известность Мунари принесли кинетические объекты, так называемые «бесполезные машины». А в послевоенные годы он становится важной фигурой  на итальянской художественной сцене. Принципиально не разделяя искусство и дизайн, он проектирует мебель и светильники, игры и игрушки, создает рекламные плакаты, придумывает и рисует детские книги. Его работы были неоднократно отмечены самыми престижными профессиональными наградами  

Книга «Фантазия» - кстати, весьма популярная в Италии, - посвящена, как можно было догадаться из названия, развитию фантазии. Она состоит из трех частей. В первой Мунари излагает свои, так сказать, «теоретические» взгляды на то, что такое фантазия, изобретательская и креативная мысль, и задаётся вопросом, как научить людей творчеству. Также рассматривает соотношение таких понятий, как креатив, воображение, изобретение, фантазия.

Основная часть книги посвящена приёмам фантазии, и в этом книга очень сильно перекликается с методами из такого раздела ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), как «Развитие Творческого Воображения (РТВ)», где решаются те же задачи для тех же целей. В подходах весьма много общего. Можно даже провести сравнение между предлагаемыми Бруно Мунари и использующимися в РТВ приемами (см. таблицу ниже). Это, в общем-то, неудивительно, поскольку в своё время при создании РТВ одним из источников была книга «Грамматика фантазии» другого итальянца, Джанни Родари, современника Б. Мунари.

Приёмы, описанные в «Фантазии» Б.Мунари

Методы, используемые в курсе РТВ (развитие творческого воображения) в ТРИЗ

Переворачивание ситуации, инверсия

Инверсия, приём «Наоборот»

Дублирование

Линия Моно-Би-Поли

Уподобление, смена значения, аналогия

Аналогия

Замена материала

Метод Колумба

Подмена места или обстоятельств

Фантограмма, Метод фокальных объектов, изменение взаимодействий

Изменение функции

Метод Колумба

Ускорение - замедление

Фантограмма

Изменение размера

Оператор «Размер-время-стоимость» (РВС), оператор числовой оси

Соединение разнородных предметов в одном

Приём объединения

Изменение веса

Оператор числовой оси

Комбинация многих отношений

Есть некоторые сходные методы

Постскриптум

Метафора

Выявление сущности

Анализ системы

Комбинирование модулей

Приём объединения, вынесения, местного качества…

Изменение нотации

Есть отдельные локальные упражнения

Вариации в повторах

Бисистемы со сдвинутыми характеристиками

Вымышленный музей (реконструкция воображаемых предметов)

Отчасти близки методы аналогий и метафор

Бесконечное из конечного (танграм)

Нет близких аналогов

Выявление скрытых отношений

Методы постановки задачи

 

Наиболее оригинальными и интересными приёмами, среди перечисленных выше, являются, на мой взгляд, приёмы «Постскриптум», «Выявление сущности», «Изменение нотации», «Вымышленный музей» и «Выявление скрытых отношений».

Последняя часть книги – это некоторые примеры того, как приемы развития фантазии использовались в школах при занятиях с детьми. Примеры достаточно хорошо описаны, но, исходя из современного уровня, уже не очень впечатляют, хотя для своей эпохи они, несомненно, интересны.

Есть еще очень интересная рекомендация по применению приемов в творческом процессе, с которой, кроме этого автора, я сталкивался за свою практику лишь единожды, при работе в Центре практического изобретательства. Эта рекомендация – в ходе учебного процесса для борьбы с психологической привязкой после выполнения творческого упражнения уничтожать результаты творчества. Подобная рекомендация имеет на самом деле ряд параллелей в такой неожиданной области, как военно-патриотическое воспитание и подготовка военнослужащих, но это уже отдельный разговор.

Итоги по книге Бруно Мунари:

1. Книга крайне полезна для всех, кто занимается работой, связанной с творчеством, креативностью – прочитайте обязательно.

2. Для специалистов по креативным методам изложенные приёмы будут хорошим дополнением их арсенала, а отдельные мысли, возможно, заставят пересмотреть некоторые свои взгляды на процесс творчества.

3. Для специалистов по ТРИЗ книга полезна для расширения набора упражнений курса РТВ, создания конкурсов, групповых обучающих мероприятий. Особо ценно то, что автор  - крайне успешный практик как раз в той области, которой посвящена книга.

В.Ю. Бубенцов

Добавить в блокнот
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)




Добавить комментарий:

Комментарии: