Блог Владимира Бубенцова

Охота на слоников. Приквел

Блог Владимира Бубенцова

Дата: 26.6. 2012

 

Латте, предприниматели и креатив

 

11 апреля 2011 года я сидел в уютном зале ресторана «Венеция» на Шаболовке, на  одной из встреч  Клуба "Московский предприниматель". Интерес был двоякий – во-первых, хотелось повидать коллег по Московской ассоциации предпринимателей, и, во-вторых, послушать мастер-класс, проводимый на этой встрече, по тематике, близкой к области, в которой работает наша компания.

 

Реклама мастер-класса под названием «Креатив приносит деньги» была столь же заманчиво-расплывчата, как реклама, где счастливые дети пьют молоко и становятся ещё счастливее, а зритель мучается вопросом, есть ли между счастьем и молоком некая причинно-следственная связь. В ходе мастер-класса предполагалось ответить на вопросы, есть ли формула у креатива, можно ли развить этот навык, что это вообще такое, как развить нестандартное мышление и как можно сэкономить деньги на продвижение и позиционирование товара или услуги. Последний пункт, правда, так и не был освещен…

 

Итак, вскоре после того, как приветствия, рукопожатия, обмен визитками с теми членами клуба, которых видел впервые, были закончены, а порция латте с сиропом выпита, начался мастер-класс.

 

латте с сиропом

 

К вершине за 3 года, или чем коучинг отличается от бухгалтерских курсов?

 

Забегая вперед, скажу, что в настоящее время тема креатива стала модной, особенно в приложении к предпринимательству, и тренинги на эту тему почти столь же многочисленны, как тренинги по продажам или ведению бухучета. Но вот содержание этих тренингов в основном крутится вокруг книг Де Боно, метофор и в лучшем случае каких-то обрывков из НЛП (Дилтс) и мозгового штурма. Квалификация тренеров также оставляет желать лучшего -  в плане содержания. Но слушателям как правило сравнивать особенно не с чем, и поэтому ещё достаточно долгое время в этой области будет полный разнобой. Тем более интересно было посмотреть, насколько типовым будет демонстрируемый подоход.

 

Проводившая мастер-класс женщина – Ирина Белозерова - начала по всем правилам с рассказа истории о своём пути в область креатива и тренингов. И путь этот после полутора десятков лет работы в разных ролях и качествах в средствах массовой информации – перечень ролей и качеств был проговорен как-то смутно, поэтому опустим, - в 2008 году привел её к коучингу и бизнес-тренерству. Во всяком случае на сайте-визитке род своих занятий ведущая обозначила как консультации людей «по вопросам бизнеса и жизни в целом». Там же было написано, что она  - профессиональный сертифицированный коуч, член ICF, бизнес-тренер. Для пути, начавшегося менее 3 лет назад, - или я что-то неправильно понял? - это немало, и тем интереснее было послушать, что же за начинка прячется под «Креативом, приносящим деньги». Тем более что в рекламе ведущая предлагала: «Запасайтесь своими нестандартными задачами и приходите на встречу, будем решать их по ходу мастер-класса».

 

Где прячется Креатиффф? 

 

После описания своего пути ведущая начала рассказывать о том, как устроен мозг и где же креатив  в нем прячется. Оказалось, что нам предлагается теория о разделении функций полушарий, - что правое полушарие отвечает за творчество, а левое за логику и т.д. -  которая была модной в популярной литературе по психологии лет 15 назад. С тех пор уже многое уже изменилось в знаниях психологов, и теория эта устарела. Но, увы, почти все тренеры повторяют эту историю, потому что до популярной литературы новости доходят медленно, а специальных изданий эти люди почти не читают.

 

Так же «свежо» звучал рассказ об интуитивном менеджменте, который очень напоминал литературу по биолокации в приложении к бизнесу отечественных и зарубежных авторов 90-х годов.

 

Интересно был найден выход ведущей, когда она вынуждена была дать какие-то определения творчеству, креативности и их взаимосвязи.  Оказалось, что творчество – это самовыражение, а креатив - это творчество плюс инновационный подход. Ясное дело, что понятие инновационного подхода уже не расшифровывалось. Однако, возможно, не стоит ставить ей это в вину, так как в отечественной литературе весьма солидные источники порой дают прямо противоположные определения для креатива и творчества – что является частным случаем чего. Да и что такое инновационный подход – так до конца не ясно.

 

Бубенцов семинар слон

 

Характерен список литературы, которую ведущая рекомендовала для желающих развить свою креативность. Это Де Боно (ну а куда же без него!), Тони Бьюзен, Питер Кук и Мэрили Зденек – классический набор популярных донельзя книжек, относительно бессистемно дающих некий набор упражнений. И именно эта бессистемность и даёт то разнообразие подходов к тренировке креативности, поскольку каждый в меру своей начитанности и умения компонует некий продукт, воспринимаемый покупателями. Об эффективности речь не идет, так как в ходе семинара это сложно оценить, особенно на волне эмоций, а после него большее значение для многих имеют новые клиенты, а не успехи уже отучившихся.

 

Практика – критерий истины

 

Далее пришел черед практики, и для проблем слушателей – а в нашей группе это были такие проблемы, как поиск надежного партнера по бизнесу, увеличение оборота продаж и межличностные отношения – были предложены два метода: техника случайных входящих ассоциаций и метод аналогий.

 

Техника случайных входящих ассоциаций – это усеченный, можно сказать «кастрированный» метод фокальных объектов, а скорее что-то даже более примитивное, предшествующее ему. Наборы таких простых техник, исторически восходящих к техникам гадания дописьменной эпохи, широко представлены в книгах того же Де Боно, Ванганди, и многих зарубежных авторов. Их применение требует соблюдений определенных условий. Которые, к сожалению, на мастер-классе объяснены и соответственно пробующими упражнение слушателями соблюдены не были – да и знала ли об этих условиях ведущая? Скорее  всего нет, поскольку даже для выбора случайных слов, наталкивающих на пресловутые ассоциации, группа была снабжена пятью не очень аккуратно выдернутыми из каталога объявлений турфирм листами, на которых тексты объявлений во многом дублировали друг друга, и все слова тематически близко соотносились друг с другом.

 

Новое – хорошо забытое старое

 

Прежде чем давать упражнение на метод аналогий, ведущая рассказала об одном «новейшем» передовом методе мозгового штурма – так называемом «деструктивно-конструктивном мозговом штурме». И естественно была история – о том, как при обучении этому передовому методу было клиентам счастье. Отечественным же специалистам и любителям креативных методов этот новейший «деструктивно-конструктивный мозговой штурм» известен как сочетание обратного и прямого мозгового штурма, которое описано широко в литературе 70-х годов, в частности, в книгах Г.Я. Буша и других источниках, и применялось в те годы, - да и позднее - много где на просторах нашей Родины.

 

Дошло после и до упражнений в следующем методе – методе аналогий. Здесь всё также было слабенько – не были показаны и объяснены способы выбора признаков, по которым эту аналогию надо искать. Не было объяснено, как выбирать вопрос, вызывающего аналогию. Не была отражена техника переноса полученных аналогий в рассматриваемую проблему. И не были рассмотрены характерные ошибки при использовании этого метода.

 

Слайды – это хорошо, или лучше бы их не было?

 

Отдельный разговор – слайды. Обычно на подобных семинарах бывают две крайности – или шикарные сложные многоцветные слайды, или слайды в стиле минимализма. В нашем случае это были скорее небрежные слайды. Некоторые из них создавали впечатление, что составитель презентации даже не владеет обрезкой вставляемых фотографий, а просто берет из сети как есть и на скорую руку накидывает их,  как говорится, «чтоб было!». Особенно развеселил слайд – представляющий метод аналогий – где помимо слова «Аналогия» на крышке коробки, с которой была сделана фотография, отчетливо были видны слова «Детям от 3 до 5». Если вспомнить, что в зале сидели предприниматели от 30 до 60, то можно понять, что думал про представляемый метод каждый раз человек, поднимающий во время работы глаза на экран.

 

семинар слон

 

Размышления на улицах ночной Москвы

 

В половине одиннадцатого ночи, идя по не очень хорошо освещенной Шаболовке к метро, я с грустью думал, что весь тот пласт креативных методов, который был глубоко разработан у нас,  практически канул в неизвестность пыльных полок крупных библиотек, и что иностранные поделки в красивой упаковке на эту тематику, подобно китайским игрушкам, верно и быстро вытесняют в сознании людей остатки воспоминаний о тех эффективных методах, которые были у нас.

 

И ещё меня жгуче интересовал так и не найденный ответ на вопрос:  как стать за два с небольшим года профессиональным сертифицированным коучем, членом ICF, бизнес-тренером? Или я что-то не так понял?

Добавить в блокнот
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)




Добавить комментарий:

Комментарии: