Блог Владимира Бубенцова

Креативность в бизнесе, МГУ, парадигма и другие страшные слова…

Блог Владимира Бубенцова

Дата: 09.12. 2013

4 ноября в рамках программы День открытых дверей программы переподготовки «Предпринимательство и инновационное развитие бизнеса» в МГУ я побывал на лекции руководителя программы Михаила Антропова. Тема обсуждения - "Креативность в бизнесе: современная парадигма". Почему пошел послушать? Заинтересовали следующие фразы из описания: «В ходе лекции будут кратко рассмотрены известные концепции креативного решения проблем: методики Эдварда де Боно, синектика, НЛП-техники, ТРИЗ. Мы поговорим о применении этих подходов к решению проблем и связи с методами системного исследования». Собственно, упоминание ТРИЗ, несмотря на явно рекламно-завлекательный характер мероприятия (люди приглашались на обучающую программу стоимостью почти 200 тысяч рублей),  и подвигло на ночь глядя поехать через весь город на Экономический факультет МГУ.

Первое, что меня смутило ещё до начала самого мероприятия – это немного странная его организация. Не было никаких указателей на этаже, где проводилась лекция, даже на самой аудитории. Вообще, с учетом того что с потенциальных покупателей услуг предполагалось «стрясти» по 200 тыс., можно сказать, организационно не было сделано ничего – обычный режим студенческой лекции, полное ощущение заурядного проходного семинара. Это даже на предлагаемой обучающей программе сказалось – из описанных блоков и преподаваемых в их рамках дисциплин совершенно непонятно, что там внутри. В общем, с подходом к продажам сложных решений у ребят беда – даже имей я желание и возможности пойти на такую программу, сильно бы задумался после такого вступления.

Семинар начался вовремя, при наличии в зале 5 слушателей. Ещё четверо подошли где-то через 40 минут после начала. Можно сказать, почти аншлаг.

Из двух с половиной часов почти два часа были посвящены монологу на тему, что такое креативность, кто как это определял. Был десятиминутный спитч про Apple и Джобса – куда уж без них… Остальное время звучало много специальных понятий и англицизмов, вроде природы проблемы, рефрейминга, дескриптивного подхода, тестов Майерс-Бриггс и Киртона, адаптора и т.д. То есть обсуждались вещи скорее академические, интересные скорее теоретикам и к практике решения проблем имеющие малое отношение. Всё сказанное в течение двух часов, кроме периодической саморекламы, можно было уложить в 10 минут и перейти к описанию, как же это всё делать практически, обосновав, зачем инноваторам и бизнесменам вообще знать все эти страшные слова и тесты. Поможет ли им это решать их текущие задачи?

Наконец начался рассказ собственно о методах. Автор не забыл упомянуть, что он полгода в каком-то западном университете изучал креативные методы решений задач (что вообще-то не значит, что там учат этому лучше, чем в каком-нибудь корейском или российском университете). Из методов собственно был упомянутый уже рефрейминг, метод Де Боно, метод мозгового штурма, метод Диснея в НЛПишной интерпретации (с легкой руки автора трехтомника «Стратегии гениев» кочующий по всем отечественным семинарам о креативности), карты мышления в вариации Бьюзена, и наконец ТРИЗ.

Рассказ про ТРИЗ  вызвал у меня море разноречивых чувств. С одной стороны, лектор с искренним восторгом отзывался о методике ТРИЗ и всячески её расхваливал. С другой стороны, сам он ею не владел, и рассказ о ТРИЗ опирался почти полностью на книги печально небезызвестного М.А. Орлова, забившего отечественный книжный рынок книгами, в которых под видом классической ТРИЗ и модерн-ТРИЗ преподносится исключительно его авторская переделка и подача материала, крайне неудачная и сильно портящая впечатление о ТРИЗ у тех, кто что-то пытался разобрать по этим книгам.

После семинара я подошел к лектору и высказал своё мнение про ссылки на Орлова и представление сути ТРИЗ исходя из его трудов. Надо заметить, реакция была быстрая и вполне положительная – мне пообещали иметь в виду мои пожелания и уточнить как материал по существу, так и на кого же лучше ссылаться.

И был задан один вопрос, который касается каждого специалиста по ТРИЗ, неожиданный, но вполне резонный и весомый. Меня спросили: «Ребята, а если этот Орлов так плох, то почему его книгами забиты все магазины, а книг других авторов, более правильных, по вашему мнению, не видно нигде?»

Я нашелся что ответить в тот момент, но на самом деле это для всего ТРИЗ-сообщества большой камень в маленький огород. Действительно, чтобы люди могли отличать хорошее от ещё более лучшего, надо много книг, правильных и разных. Но, дорогие коллеги! Мало кто из нас пишет, ещё меньшее количество публикуется (а то, что публикуется, написано скорее для пары сотен специалистов). И если ставить вопрос ребром – где хорошие, понятные книги про методику ТРИЗ, понятные людям; книги, которые может понять человек без инженерного образования, и не просто понять, а научиться по ним чему-нибудь – то ответ печальный. Нет, или почти нет, ничего такого в наших книжных магазинах. И уж массовыми тиражами точно. Это задача, это вызов, и уж точно это вопрос выживания, как самой методики, школы, так и людей, этим занимающихся.

 

Добавить в блокнот
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)




Добавить комментарий:

Комментарии: