Блог Сергея Красноборода
Дата: 22.8. 2013В истории с А.Э. Юницким для меня больше всего примечательны два момента: вера в правоту собственных идей и одновременно – невозможность реализовать эти идеи на родине на протяжении десятков лет.
Речь об ученом и изобретателе Анатолии Эдуардовиче Юницком (1949 г.р.). В свое время по роду журналисткой деятельности мне приходилось встречаться с ним. В доперестроечные времена его идея создания вокруг Земли в ближнем космосе своеобразного «кольца», на котором можно было бы разместить все основное промышленное производство, вызывала у большинства людей, мягко говоря, ухмылку и недоумение. Правда, про смелый проект Юницкого писала тогда не только региональная пресса, но и такие авторитетные популяризаторы науки как «Техника-молодежи» или «Изобретатель и рационализатор». Там же в общих чертах упоминался и особый вид транспорта, который сегодня получил название СТЮ – Струнный транспорт Юницкого.
Не буду вдаваться в подробности содержания самой идеи – кому интересно, без труда может найти информацию об этом в интернете. Главное здесь, на мой взгляд, то, что это не фантастический проект сумасшедшего изобретателя в стиле Жюля Верна, а, судя по оценкам экспертных советов, вполне просчитанная и достойная реализации научная разработка с огромным экономическим эффектом. Да и сам Анатолий Эдуардович имеет два высших образования, член Российской академии наук, автор 150 запатентованных изобретений. То есть вполне закаленный боец за свои права на интеллектуальную собственность еще в те доперестроечные времена.
Но одно дело чертежи и выкладки, совсем другое – реально действующий пилотный проект. Как только появилась возможность, Юницкий во второй половине 1980-х создает хозрасчетное научно-техническое предприятие, чтобы продвигать свою идею. Даже баллотируется в депутаты местных органов власти. Потом на протяжении десятилетий таких коммерческих и полу-коммерческих структур на свои деньги или целевые гранты будет множество.
Но построить полигон для практических испытаний своего струнного транспорта, чтобы на практике доказать все его преимущества, Анатолию Эдуардовичу так и не удается – ни в 1990-х в Беларуси на личном фермерском участке под Мозырем в Гомельской области, ни уже в нынешнем веке в России в г. Озеры Московской области. Да, появились проекты и для Сочи, и Хабаровска, и для Ставрополя, и для Ханты-Мансийского округа, и, наконец, для Москвы с Санкт-Петербургом. Но это были только проекты - "договоры о намерениях".
А параллельно, как сказано в одном из пресс-релизов СТЮ, «за период 2005—2009 г.г. к разработкам СТЮ проявили интерес такие страны как Австралия, ОАЭ, Канада, Южная Корея, Ливия, Пакистан, Саудовская Аравия, Китай, Финляндия, Германия, Индонезия, Азербайджан, Украина, Казахстан и др.»
Но почему не Россия? Разве «дома» не нужны «быстрые» и дешевые дороги? Разве не тратятся миллиарды рублей на транспортировку грузов из одного конца страны в другой? Или просто слишком много лиц, заинтересованных в том, чтобы реально эффективная разработка не была реализована – начиная от местных «бюджетопильщиков» до реальных монстров – транснациональных корпораций?..
В общем, шестидесятилетний ученый по большому счету «сдается»: компания, которая владеет всеми авторскими разработками изобретателя Юницкого появляется в конце концов в 2011 году на Кипре, чтобы уже оттуда управлять реализацией эффективного транспортного проекта Транснет по всему миру. «Дочки» тут же начинают «вырастать» в Австралии, в Твери, еще где-то.
История с Юницким, кажется, близится к логичному и не очень радостному – с позиции общественного и государственного блага! – финалу.
Поэтому и примечательны лично для меня в этой «вечной» теме «непризнанного гения» два характерных момента. Первый – это целеустремленность Анатолия Эдуардовича и его вера в то, что «благое (и, главное, экономически выгодное) дело всей его жизни» рано или поздно свершится. А второе – это некое «местечковое» мышление «окружающей среды», направленное на удовлетворения почти сиюминутных потребностей. Причем, иногда создается впечатление, что эта «местечковость» просто навязывается извне. Может быть, теми же транснациональными корпорациями, чтобы выудить с этой территории побольше мозгов?
Р.S.: А ведь, если задуматься, то ситуация с отечественной креативной педагогикой (та же ТРИЗ Г.Альтшуллера) аналогична...
Подписка на рассылку