КейсыСегодня кейсов в Базе - 66

Дата публикации:  30.09.2014

Условие задачи: 

 

Пчелы иногда болеют.  Лечить пчёл отряда болезней можно с помощью лекарств, наносимых на их тело. Однако отлавливать пчёл по одиночке и наносить на тело каждой из них лекарство – долго и дорого, а опрыскивать весь улей изнутри нельзя, так как при этом ухудшается качество мёда (он даже может совсем испортиться!), а это не допустимо.
Как быть?

   1. Состав системы:
   - система состоит из пчёл, улья, меда, болезнетворных организмов.


   2. Конечная цель, с которой ставится задача:
   - вылечить пчелу, для чего надо нанести на неё лекарство.


   3. В какой постановке решаем задачу? 
   - задачу решаем в той постановке, как она дана.


   4. Идеальный конечный результат (ИКР):
   - система сама обеспечивает нанесение лекарства на тело пчелы.


   5.  В чём состоит помеха? В чём заключается существо конфликта? Что мешает достижению ИКР?
   - трудно нанести лекарство на каждую пчелу.


   6.   В чем состоит конкретная научно- или технически обоснованная причина помехи?  («почему мешает»)?
   - пчел много, они мелкие, быстро летают и «не желают» лечиться.


   7. При каких условиях помеха исчезнет?
   -  если пчелы или что-то из системы будут сами наносить лекарство на тело пчелы, надо использовать какое-то свойство пчел или других элементов системы. Конечно, существует принципиальная возможность создания прибора, который бы опрыскивал пчелу при вылете или влете в улей по сигналу, например, емкостного датчика, но желательно найти что-то попроще (идеальнее).

 
   8. Проверка приемлемости формулировок выполненных шагов алгоритма
   - пока не требуется.


   Перейдем к шагу 10 алгоритма ПА.

   10. В качестве помехи выступает:
   - рассмотрим снижение производительности при применении ручного способа лечения каждой отдельной пчелы. При этом можно рассмотреть прием  «увеличение числа одновременно действующих объектов».

Возможным вариантом решения может быть следующее:  выкурить дым окуром всех пчел в большую емкость и там опрыскать лекарством, а затем выпустить на волю. Это – приемлемое решение, но не отвечающее нашей формулировке ИКР  («система сама обеспечивает нанесение лекарства на тело пчелы»). Поэтому решение задачи продолжим.

 

Перейдём к алгоритму УА. 

 

1. В новь рассмотрим условие задачи. 

Её можно отнести к классу  «Устранение вредного или усиление полезного взаимодействия». 

2. При такой классификации вепольная формула будет следующей: 
- есть вещество В1 - пчела, и вещество В2 - порция лекарства, между ними осуществляется неудовлетворительное взаимодействие П.

3. Перейдем к пункту 5. 

5.1. Рассмотрим подкласс стандартов 1.2.
Его стандарты 1.2.1. и 1.2.2. предлагают ввести посредническое вещество В, внешнее или являющееся видоизменением В1 или В2 или их обоих для устранения вредного или улучшения имеющегося взаимодействия. Вещество В3 должно переносить лекарство на тело пчелы. Этого можно добиться, если пропитать лекарством пористые, например, поролоновые шарики. Пчелы, поддерживая чистоту, будут их выталкивать из улья, нанося на себя частички лекарства.  Можно также использовать вместо поролоновых шариков тельца пчёл, уже погибших от болезни (нанося на них лекарство и вновь помещая в улей).

lethit_pzhel  

5.3. Проверим, что может предложить таблица часто используемых приемов. 

В качестве улучшаемого параметра системы примем производительность, если за исходный вариант и в этот раз принять ручной вариант лечения каждой пчелы.

Таблица рекомендует следующие приемы: 

- 10 (предварительное действие) - заранее расставить объекты так, чтобы они вступили в действие без затрат времени; 

- 35 (изменение физико-химических параметров объекта): 
- изменить агрегатное состояние объекта; 
- изменить концентрацию или консистенциюобъекта; 
- изменить степень гибкости;
- изменить температуру.
- 28 (замена механической схемы);
- 1 (дробление).

 

Возможные решения: 

- в соответствии с приемом 35 превратить лекарство в желеобразные комочки, которые и внести в улей;
- в соответствии с приемом 1 можно использовать лекарство в аэрозольном виде (но при этом вновь придётся решать вопрос о защите меда от порчи).

 

Контрольное решение:

Лекарством пропитываются легкие шарики, помещаемые в улей.  Пчелы постоянно поддерживают чистоту в улье.  Выталкивая посторонние предметы из своего жилища, пчелы получают необходимуюдозу лекарства (Das Tier, 1987, № 12).

 

* * *

При разборе решения использовался «Алгоритм предварительногоа нализа».
Разбор цитируется по пособию: Гасанов А.И., Кокин С. М.  Учебно-методическое издание к курсу «Методы поиска решений творческих инженерных задач» (Часть III), М. 1999 г.

 

 

Для кого:  Предприниматель

Тип решаемой задачи:  Биология

Приобретаемые навыки:  постановка задачи,решение задачи,поиск проблем

Добавить в блокнотБлижайшие мероприятия
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)



Добавить комментарий:

Комментарии:
  • Rustem Bigeev|2017-10-24|

    ИМХО спорное решение, так как за чистотой следят не все пчелы, а только "няньки", поэтому те пчелы, которые носят нектар не будут заниматься чисткой улья это не их зона ответственности. Думаю, что нужно сделать леток несколько меньших размеров (уменьшить высоту) и на дне отверстия размещать лекарство, поэтому все пчелы, которые так иначе проходят через леток будут возить свое брюшко по дну летка и собирать на себя препарат.

Для кого:  Предприниматель

Тип решаемой задачи:  Биология

Приобретаемые навыки:  постановка задачи,решение задачи,поиск проблем

Добавить в блокнотБлижайшие мероприятия
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)



Добавить комментарий:

Комментарии:
  • Rustem Bigeev|2017-10-24|

    ИМХО спорное решение, так как за чистотой следят не все пчелы, а только "няньки", поэтому те пчелы, которые носят нектар не будут заниматься чисткой улья это не их зона ответственности. Думаю, что нужно сделать леток несколько меньших размеров (уменьшить высоту) и на дне отверстия размещать лекарство, поэтому все пчелы, которые так иначе проходят через леток будут возить свое брюшко по дну летка и собирать на себя препарат.