Лаборатории одного химического комбината, производящего красители, постоянно не хватало денег. Каждые сутки эта лаборатория обязательно проводила пробы на качество химических реагентов. Одна из таких проб предусматривала прокаливание порошка в большой пустотелой спирали из кварцевого стекла. После проведения анализа спираль приходилось выбрасывать, т. к. внутри нее намертво прилипал нерастворимый спеченный порошок наподобие пемзы.
Кварцевая спираль имеет продольное отверстие диаметром 5 мм по всей длине. Диаметр витков спирали – около 200 мм, количество витков – 20. Каждая спираль стоит примерно тысячу долларов и закупается в Европе. Только за год выбрасывали «на свалку» 365 тысяч долларов!
У новаторов на комбинате появилась идея: «А если чистить спирали упругой стальной проволокой?» Попробовали.
Оказалось: тонкая стальная проволока, имеющая острый расплющенный конец, разрыхляет осадок внутри спирали и он легко высыпается. А спираль можно использовать повторно, как новую!
Но выяснилось, что проволокой можно чистить только 1–2 витка: проволока пружинит, застревает в витках и «рыхление осадка» прекращается. Пробовали применять разные (по упругости и толщине) проволоки, тросики, однако прочищали лишь несколько витков.
Комбинат по-прежнему закупал дорогие спирали и нес «оправданные» убытки на лабораторные исследования.
Эту задачу решил на моем семинаре по решению творческих задач тот же самый человек, который и принес ее как «неразрешимую» – сам руководитель этой химической лаборатории.
Вместо проволоки внутрь отверстия насыпали немного мелких железных опилок и с помощью магнита, расположенного снаружи, стали перемещать и вращать опилки в каналах спирали. Острые опилки очистили прикипевший порошок, и спирали стали использовать многократно.
Хорошо, что на комбинате не успели ликвидировать свалку с использованными спиралями! А их там скопилось пару тысяч.
Для кого: Инженер,Предприниматель
Тип решаемой задачи: Техника,Физика,Химия
Приобретаемые навыки: оценка решений,решение задачи
Для кого: Инженер,Предприниматель
Тип решаемой задачи: Техника,Физика,Химия
Приобретаемые навыки: оценка решений,решение задачи
Подписка на рассылку