Условие задачи:
Нередко случается, что малыши, забавляясь мелкими игрушками, пробуют их на вкус и незаметно для себя проглатывают. Если игрушка из пластмассы, то обнаружить ее в пищеводе или желудке ребенка с помощью, скажем, рентгена, невозможно; хирургам приходится действовать наугад, а между тем потерянная минута может стоить жизни маленькому пациенту. Вы — глава предприятия, выпускающего игрушки, и Вас мучает совесть за такие случаи. Как быть?
Решение:
- Состав системы: ребенок, пластмассовая игрушка.
- Конечная цель, с которой ставится задача, может быть сформулирована двояко:
- обеспечить, чтобы ребенок не брал в рот игрушку и уж тем более не глотал ее;
- обеспечить быстрое обнаружение игрушки в пищеводе или желудке ребенка.
(предпочтительным является вариант, не допускающий нежелательного явления).
- В какой постановке решаем задачу?
задачу решаем в первоначальной постановке.
- Идеальный конечный результат (ИКР): «система сама или ее элементы обеспечивают конечный результат» для данной задачи можно сформулировать в виде:
- игрушка сама препятствует тому, чтобы ребенок брал ее в рот;
- игрушка сама обеспечивает быстрое свое обнаружение при проведении рентгена.
- В чём состоит помеха? В чём заключается существо конфликта? Что мешает достижению ИКР?
- игрушка не обладает свойством, которое препятствовало бы ребенку брать ее в рот;
- игрушка не обладает свойством, которое позволяло бы легко ее обнаруживать при рентгенологическом обследовании (а это недопустимо).
- В чем состоит конкретная научно- или технически обоснованная причина помехи? («почему мешает»)?
Поскольку форма и вид игрушки могут быть произвольными, причина помехи кроется в материале — пластмассе, из которой игрушка изготовлена:
- пластмасса не взаимодействует с вкусовыми рецепторами во рту ребенка;
- пластмасса не содержит составляющих, легко выявляемых с помощью рентгеновского или иного излучений.
- При каких условиях помеха исчезнет?
- материал, из которого изготовлена игрушка, вызывает неприятные ощущения во рту;
- материал игрушки содержит составляющие (например, соли бария), которые легко выявляются с помощью рентгеновского излучения.
В обоих вариантах здесь использована простая аналогия:
- детей отучают сосать пустышку, нанося на ее поверхность горчицу;
- при проведении рентгеноскопического исследования полости желудка традиционно применяют соединения бария, которые входят в состав препарата, выпиваемого пациентом непосредственно перед обследованием.
Контрольное решение:
Ряд фирм США выпускает игрушки из пластмассы с добавкой сульфата бария: такая пластмасса хорошо видна на рентгеновских снимках.
Задачу также можно посмотреть в Базе данных сайта: (N 465 «Глотаем все»)
* * *
При разборе решения использовался «Алгоритм предварительного анализа».
Разбор цитируется по пособию: Гасанов А.И., Кокин С. М. Учебно-методическое издание к курсу «Методы поиска решений творческих инженерных задач» (Часть III), М. 1999 г.