Методикиcегодня в Базе - 28 креативных методик

Креативная методика: "Мини алгоритм формулирования задач АВИЗ" все методики

Код для вставки в блог


Код вставки в блог | Результат

Скопируйте готовый код используя комбинацию клавиш Ctrl+C.

Мини алгоритм формулирования задач АВИЗ
Миниалгоритм выбора задач из произвоственно-технологической ситуации — это концентрация десятилетней практической работы Г. И. Иванова и А. А. Быстрицкого. Авторы надеются, что этот алгоритм поможет многим инженерам в их производственной деятельности.
Читать полностью

22.10.2011

Автор текста:  Быстрицкий А.

Мини алгоритм формулирования задач из производственно-технологической проблемной ситуации — АВИЗ 2000 (п.т.) (Мини алгоритм составлен на основе материалов ТРИЗ автора Г.С. Альшуллера)


Предлагаемый алгоритм предназначен исключительно для анализа производственно-технологических проблем, т.е. для устранения нарушений в технологических процессах, а не для создания новых технических систем. Для формулирования задач направленных на развитие старых или создание новых технических систем авторы разрабатываем свой отдельный алгоритм, который Авторы предлагают читателям сделать разбор по этому алгоритму своей задачи. Приславшие разборы своих задач (по адресам vanov@irmail.ru и tim@trizland.ru) получат от авторов бесплатно полный текст этого алгоритма.


Назначение

Алгоритм предназначен для выявления и формулирования задач при нарушениях и сбоях в производственно-технологических процессах.

Основные идеи:

  • Не решать задачу, а создавать условия, при которых она не возникает.
  • Что порождает проблему, то и должно ее устранять.
  • Формулировать задачу необходимо в месте ее первопричины.
  • Текст идеально составленной задачи несет в себе... ответ.

Основные шаги:

  1. Определить главный (!) производственно — технологический процесс и происходящее в нем Нежелательное Явление.
  2. Определить на линии главного производственно — технологического процесса место, где наблюдается Нежелательное Явление.
  3. Описать наблюдаемую картину с обязательным получением ответов на вопросы: "Что происходит?" — Указывается (на уровне физико-химических процессов!) само Нежелательное Явление, нарушающее производственный процесс. "Где происходит?" — Указывается конкретное физическое(!) место, где наблюдается Нежелательное Явление. "Когда происходит?" — Указывается конкретный технологический момент, при выполнении которого происходит Нежелательное Явление. "Почему происходит?" — Указывается физическая(!) причина возникновения Нежелательного Явления.
  4. Проверить описываемую проблему на ложность для чего выяснить:
  5. 4.1. Действительно ли возникают вредные последствия в будущем на уровнях системы, надсистемы, и подсистемы, если проблему не решать вообще.
  6. 4.2. Не является ли проблема результатом устаревших или ошибочных административных действий произведенных в прошлом.
  7. Не является ли проблема результатом ошибочных или излишних действий совершаемых на предыдущих технологических постах.
  8. Существует ли вероятность самоустранения проблемы на последующих технологических постах.
  9. Существует ли возможность передачи проблемы элементам надсистемы, для которых решение этой проблемы является естественной или желанной.
  10. При отсутствии положительных решений по пункту 4, вернуться к пункту 3 и определить, с максимально возможной точностью, место и время начала(!) возникновения Нежелательного Явления.
  11. В месте начального возникновения Нежелательного Явления найти один(!) Нежелательный Элемент (вещественный или полевой), который является причиной возникновения Нежелательного Явления.
  12. Выявить место и время первичного(!) возникновения (появления) Нежелательного Элемента.
  13. В месте выявленного первичного возникновения Нежелательного Элемента определить вредные, нейтральные и полезные вещественно-полевые ресурсы. В первую очередь определяются ресурсы Нежелательного Элемента, затем ресурсы примыкающих к нему элементов и, наконец, ресурсы элементов ближайших надсистем.
  14. Составить таблицу выявленных веществ с указанием имеющихся у них энергетических полей, и отобрать те, которые являются наиболее энергонасыщенными, т.е. обладают наибольшим количеством энергии.
  15. Поочередно, используя отобранные ресурсы, (в первую очередь вредные, затем нейтральные и, в последнюю очередь, полезные) составить, с позиции Идеального Конечного Результата, ряд задач на предупреждение возникновения Нежелательного Явления, или его уничтожение, или нейтрализации его вредного действия. Задачи составляются по следующим вариантам:

    Вариант 1
     

    "Элемент (указать Нежелательный Элемент), используя (указать имеющийся у него вещественный и полевой ресурс), не допускает (указать Нежелательное Явление).


    Вариант 2
     

    "Элемент (указать элемент, выбранный в пункте 9), используя (указать его вещественный и полевой ресурс), не допускает (указать Нежелательное Явление).


    Вариант 3
     

    "Элементы (указать Нежелательный Элемент и наиболее энергонасыщенный элемент выбранный в пункте 9), используя (указать их вещественные и полевые ресурс) и, действуя совместно, не допускают (указать Нежелательное Явление).

  16. По вариантам пункта 10, составить ряд следующих задач, заменив слова "не допускает" на слова "уничтожает" или "нейтрализует". Примечание. Все варианты задач пояснить двумя рисунками: "Как есть" и "Как надо".
  17. В сформулированных задачах выявить возникающие противоречивые требования (по физическому состоянию), предъявляемые к Нежелательному Элементу или к элементам, которые необходимо изменить для достижения цели. Для разрешения противоречий используются основные диалектические принципы, в соответствии с которыми, задачи пересоставляются по следующим вариантам:

    Вариант 1 — разнесения противоречивых требований в пространстве.
     

    "Элемент (указать элемент, к которому предъявляются противоречивые требования), выполняя (указать выполняемую им технологическую функцию) разделяется на две части, одна из которых выполняет (указать выполняемое ранее действие, свойство), а другая одновременно, с помощью (указать ресурс) выполняет (указать противоположное или другое желаемое действие)".


    Вариант 2 — разнесения противоречивых требований во времени.
     

    "Элемент (указать элемент, к которому предъявляются противоречивые требования), во время (указать один технологический момент) выполняет (указать выполняемое ранее действие, свойство), а во время (указать другой технологический момент) в том же месте, с помощью (указать ресурс) выполняет (указать противоположное или другое желаемое действие, свойство)".


    Вариант 3 — изменения системных отношений
     

     — переход от моно к би-,полисистемам, введение антисистемы, переход на микроуровень и т.д. № 3.1. "Элемент (указать элемент, испытывающий противоречия) преобразуясь в ("бисистему", "полисистему" или "антисистему) выполняет (указать желаемое действие)". № 3.2. "Элемент (указать элемент, испытывающий противоречия), становясь (указать одно из фазовых состояний вещества) выполняет (указать желаемое действие)". № 3.3 "Элемент (указать элемент, испытывающий противоречия), используя, возникающие при (указать физико — химический эффект), свойства (указать) выполняет (указать требуемое или желаемое действие)".

Для решения сформулированных задач применяются решательные инструменты ТРИЗ — приемы, вепольный анализ, стандарты.

Рекомендации:

  • Мини алгоритм применять после ознакомления с его полным текстом.
  • Для устранения проблемы, в первую очередь, привлекают ресурсы элемента, который ее порождает. Необходимо помнить: — "Плюс состоит из двух минусов".
  • При анализе и выборе ресурсов изобразить крупным планом оперативную зону в момент Нежелательного явления со всеми основными и сопутствующими элементами.
  • При запрете на внесение изменений в зоне первопричины, перейти на ближайший пост основной технологической линии и уже там, используя имеющиеся ресурсы, формулировать задачи.
  • При запрете на внесение изменений в основной технологической линии, перейти на ближайшую вспомогательную линию и уже там, используя имеющиеся ресурсы, формулировать задачи.
  • Чем дальше от зоны первопричины будет формулироваться задача, тем сложнее потребуется решение.
  • Для уменьшения влияния инерции мышления, использовать метод Моделирования Маленькими Человечками (ММЧ) и оператор РВС (размер, время, стоимость).

Полный текст алгоритма опубликован Челябинским фондом ТРИЗ. Запросы посылать по адресу 454112. Челябинск, а./я. 12928, Кожевниковой Любови Анатольевне. Любые замечания, предложения и рекомендации авторы примут с благодарностью.

©, Иванов Г.И. Быстрицкий А.А., 2000 г.

Россия, Ангарск 2000 г.

Уровень сложности методики: Сложный

Этап процесса решения задач: постановка задачи

Эффективность методики: 1

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)



Добавить комментарий:

Комментарии: