Скопируйте готовый код используя комбинацию клавиш Ctrl+C.
26.02.2016
Автор текста: Нестеренко Алла
Ученикам экспериментального Ц-класса и их родителям
Педагогические инновации – это всегда ответственность! Эксперименты в области образования должны быть, и они есть – иначе невозможно развитие. Но менять устоявшиеся шаблоны, рискуя на каждом шагу столкнуться с непониманием родителей и администрации, очень непросто.
Эта книга для учителей, которые не довольствуются стандартными методами обучения и хотят двигаться вперед. Точнее, это даже не книга, а заметки. Ведь заметки – это человечнее и проще. В них можно отразить скрытые страхи, радость первых достижений, опыт ошибок и гордость за своих воспитанников.
Так что открывайте первую страницу и пробуйте смотреть на учебный процесс через призму ТРИЗ-инструментов. Становитесь участником уникального эксперимента по воспитанию людей, способных ставить и решать проблемы в любой области жизни!
ОТСМ-ТРИЗ: учиться с удовольствием
Каждый ребенок треть своего детства проводит в стенах школы. Огромную часть самого радостного и беззаботного времени своей жизни он вынужден тратить на то, что не приносит ему ни малейшей радости! Редкий ученик видит смысл в посещении уроков и выполнении домашних заданий, но получать знания необходимо!
Как найти тонкую грань между свободой и необходимостью, непосредственностью и дисциплиной? Учебный процесс в школе существует внутри этого противоречия, и педагогические инновации должны быть направлены на его разрешение. Эта задача только кажется невыполнимой. И сдвинуть проблему с мертвой точки позволяют методы ОТСМ-ТРИЗ.
Проблемно-ориентированное обучение опирается прежде всего на интересы ребенка. У учителя, который использует даже элементы ТРИЗ теории, дети занимаются с увлечением.
Методы ОТСМ-ТРИЗ (общей теории сильного мышления и теория решения изобретательских задач) помогают без перегрузок осваивать новый материал, развивают речь и мышление. Школьники не зубрят, они сами приходят к определенным выводам. Мотивация в этом случае получается сильнейшая – и это не оценки, не страх перед учителем или родительским гневом, а собственная любознательность.
Вот и ученики Ц-класса с помощью ТРИЗ-инструментов изучали обычные предметы – те самые, которые вызывают нервную дрожь или зевоту у их сверстников – математику, русский язык, литературу, окружающий мир… Причем делали это с радостью и очень успешно!
Первый раз в экспериментальный класс
Что это за загадочный Ц-класс? Нет-нет, это вовсе не 25-й в параллели. Все просто, Ц – означает, целенаправленный! Вот такое содержательное называние было у одного экспериментального класса, в котором применялись ОТСМ-ТРИЗ методы обучения. А эксперимент ставился достаточно серьезный…
Создание экспериментального класса подчинялось простой и понятной цели: сформировать личность, способную обращаться с проблемами. С разными проблемами... С самыми разными...
Мир вокруг меняется слишком быстро, и непонятно, чему учить первоклассника, чтобы он был успешен в своей взрослой жизни. Невозможно исключить нестандартные ситуации, но можно научить, как действовать в таких случаях. Можно и нужно воспитывать способности, которые пригодятся в любой ситуации, а именно – работать с проблемами.
И пусть описываемый эксперимент стал только начальной вехой на этом пути – дорога любого первопроходца сложна и терниста – в копилке каждого ученика Ц-класса были сильные творческие удачи, а школа навсегда останется связана с приятными воспоминаниями.
Для любого преподавателя статьи А.А.Нестеренко, опытного педагога по методике ОТСМ-ТРИЗ, станут хорошим подспорьем в работе. В упражнениях и диалогах, на наглядных примерах показан сам принцип, по которому можно строить занятия по различным предметам. А подробные приложения с описанием проектов помогут педагогам разнообразить собственные уроки – ведь инструменты проблемно-ориентированного обучения не привязаны к конкретным областям знаний.
Пусть опыт экспериментального Ц-класса вдохновляет вас на создание новых методик – интересных и увлекательных для ребенка. Именно так и рождается новое образование!
Уровень сложности методики: Средний
Этап процесса решения задач:
Эффективность методики: 1
Подписка на рассылку