Методикиcегодня в Базе - 25 креативных методик

Креативная методика: "ДИАГРАММА ИСИКАВЫ-СИБИРЯКОВА" все методики

Код для вставки в блог


Код вставки в блог | Результат

Скопируйте готовый код используя комбинацию клавиш Ctrl+C.

ДИАГРАММА ИСИКАВЫ-СИБИРЯКОВА
Диаграмма Исикавы – это средство, позволяющее выразить взаимосвязи между проблемой и её возможными причинами в простой и наглядной форме. Чаще всего используется для определения причин и систематизации списка причин. В Японии применяется для упорядочения факторов в научно-исследовательских работах с начала 50-х годов. С начала 60-х годов применяется японскими рабочими в кружках качества.
Читать полностью

21.12.2016

© Калошин Н.Г., Сибиряков В.Г., 1996.

Библиографическая ссылка: 

Калошин Н.Г. Диаграмма Исикавы-Сибирякова / Н.Г. Калошин, В.Г. Сибиряков. – 1996. – 10 с. – Деп. в ЧОУНБ 28.05.1998 № 2257.

 

Диаграмма Исикавы – это средство, позволяющее выразить взаимосвязи между проблемой и её возможными причинами в простой и наглядной форме. Чаще всего используется для определения причин и систематизации списка причин. В Японии применяется для упорядочения факторов в научно-исследовательских работах с начала 50-х годов. С начала 60-х годов применяется японскими рабочими в кружках качества. В настоящее время эта диаграмма используется во всем мире не только применительно к показателям качества продукции, но и в других областях для анализа и исследования взаимосвязей и отображении их графическим способом. Эти диаграммы иногда называют диаграммами “рыбий скелет” или “рыбья кость” из-за их вида. Другие названия, используемые за рубежом: диаграмма или схема причинно-следственных связей, причинно-следственная диаграмма (cause-effect diagram, cause and effect diagram).

Достоинства диаграммы Исикавы:

  •  наглядность,
  •  простота построения диаграммы,
  •  возможность системно рассмотреть рассматриваемый объект или проблему.

Методика построения “классической” диаграммы Исикавы
для анализа показателя качества

По японскому промышленному стандарту (JIS) – эта диаграмма показывает отношение между показателем качества и воздействующими на него факторами. Первое описание на русском языке – в 1970 г.

1. Определите (выберите) показатель качества.

Примечания:

П1. Для решения конкретных проблем сформулируйте показатель качества как можно точнее.

П2. Для каждого исследуемого показателя качества постройте СВОЮ диаграмму причин и результатов.

П3. Выберите такие показатели качества и такие факторы (причины), которые можно измерить. Если их измерение невозможно, то надо все-таки попытаться это сделать или найти показатели-заменители.

2. Если диаграмма строится для систематизации списка причин, то перейти к пункту 4. Если диаграмма строится для определения причин, то перейти к пункту 3.

3. Построить “скелет” диаграммы.

3.1. Выберите показатель качества и напишите его в середине правого края чистого листа бумаги. Слева направо проведите прямую линию (“хребет”), а записанный показатель заключите в прямоугольник.

3.2. Напишите главные причины, которые влияют на показатель качества, заключите их в прямоугольники и соедините с “хребтом” стрелками (в виде) “больших костей хребта”.

Примечания:

П4. Для определения причин, влияющих на показатель качества, порассуждайте об изменениях в показателе качества. Если данные показывают, что изменения этого показателя существуют, то продумайте и определите причины изменений. Изменение результата может обусловливаться изменениями в факторах.

П5. Если из рассмотрения выпал какой-то фактор, то он не появится на более поздней стадии.

П6. Наиболее общими категориями причин являются:

  •  методы, процедуры, процессы,
  •  сотрудники,
  •  материалы,
  •  механизмы и оборудование,
  •  средства измерения,
  •  руководство,
  •  финансы.

3.3. Напишите причины (вторичные), влияющие на главные причины (“большие кости”), и расположите их в виде “средних костей”, примыкающих к “большим”.

Примечание:

П7. На этом шаге построения и на следующем прибегнуть к рассмотрению проблемы с точки зрения “изменчивости” (по аналогии с примечанием П4).

3.4. Напишите причины третичного порядка, которые влияют на вторичные причины, и расположите их в виде “мелких костей”, примыкающих к “средним”.

3.5. Необходимо убедиться в том, что причины понятны всем участникам анализа. Для этой цели рекомендуется использовать подход, предусматривающий поиск ответов на следующие вопросы, приписываемые римскому ктитору Квинтиллиану: Почему? Что? Где? Когда? Кто? Как?

3.6. Перейти к пункту 5.

4. Для систематизации списка причин.

4.1. Отыщите как можно большее число причин, которые, возможно, влияют на выбранный показатель.

Примечания:

П8. Для поиска причин можно использовать любые известные Вам методы (мозговой штурм и т.п.).

П9. См. примечание П5.

4.2. Рассмотрите отношения между причинами и постройте диаграмму, сочленяя ее элементы на основе отношений причина-результат с показателем качества.

4.3. Систематизируйте причины, рассматривая их в последовательности: от “мелких костей” к “средним” и от “средних” к “большим”.

4.4. Если одна категория причин начинает преобладать, ее рекомендуется выделить в качестве отдельной причины и построить самостоятельную диаграмму.

5. Установите важность каждого фактора и отметьте особо важные факторы.

5.1. Распределите (проранжируйте) причины по степени их важности (значимости) на основе объективных значений или данных.

Примечание:

П10. Большинство проблем, которые могли быть поставлены и решены на основе субъективного опыта или знаний, вероятно, уже решены. Оставшиеся же не решены из-за сложности или не ставились из-за неочевидности. Объективное установление важности факторов с помощью данных – это более строгий и логичный подход.

5.2. Выделите особо важные причины, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества, и выделите их другим цветом на диаграмме.

По причинам, по которым можно дать количественную оценку, надо провести измерения с помощью различных методов. Это подтвердит наличие проблемы, укажет на степень ее серьезности, создаст основу для определения первоочередных задач и последующих оценок принятых мер.

6. Нанесите на диаграмму всю необходимую информацию: ее название, наименование изделия, процесса анализа (или группы процессов анализа), имена участников процесса анализа, дату и т.д.

7. Отыщите факторы, по которым подлежит принять меры.

На последнем этапе определяются одна или две наиболее вероятные причины, разрабатываются рекомендации по их устранению.

Последующая оценка, желательно количественная, призвана установить, позволили ли принятые меры реально устранить эти наиболее вероятные причины. При отрицательном результате следует продолжить работу по выявлению наиболее вероятных причин и разработке мер по их ликвидации до полного решения проблемы.

Примечание:

П11. Если по обнаруженной причине нельзя предпринять никаких действий, то проблема неразрешима. Чтобы процесс совершенствования стал эффективным, надо разбивать причины на подпричины до тех пор, пока по каждой из подпричин можно будет предпринять управляющие действия, иначе сам процесс выявления подпричин превратится в бессмысленное упражнение.

8. Пытайтесь постоянно совершенствовать диаграмму причин и результатов, пока вы ею пользуетесь. Использование диаграммы поможет обнаружить элементы:

– которые нужно проверить, устранить или модифицировать,

– которые надо добавить.

Из методики построения “классической” диаграммы виден основной ее недостаток – диаграмма применима для анализа простых систем с незапутанными следствиями и причинами.

Методика построения комплексной диаграммы Исикавы-Сибирякова
для анализа нетехнических систем

В 1992 г. для анализа деятельности коммерческих структур (т.е. для выявления и постановки задач совершенствования работы или развития нетехнической системы: банка, биржи, финансовой, страховой, риэлтерской или торговой компании) диаграмму доработал консультант по ТРИЗ к.т.н. В.Г. Сибиряков (г. Новосибирск). В ней используются следующие инструменты и понятия теории решения изобретательских задач и функционально-стоимостного анализа: идеальность, функция, формулирование противоречий, "диверсионный” анализ (т.е. методика инверсной постановки задач и "черного" прогноза), ранжирование задач и т.п.

 

1. Определение (выбор) главной проблемы или цели, для анализа которой будет построена диаграмма.

1.1. Предложите первоначальную формулировку проблемы или цели анализа, которая представляется правильной.

1.2. Дать уточненную формулировку главной проблемы или цели анализа, используя вопрос "Для чего нужно решать проблему или достигать поставленную цель?".

1.3. Если предварительная формулировка окажется неточной, то процедура по п.1.2 повторяется до нахождения уточненной формулировки.

Примечания:

П1. Если на вопрос в п.1.2 ответить сложно, то процедуру выявления главной проблемы или цели анализа можно начать с элементов надсистемы, с которыми система взаимодействует. После определения этих элементов определяются их главные полезные функции. Для этого необходимо ответить на вопрос: "Элемент надсистемы что делает?" А затем для определения главной проблемы или цели анализа ответить на вопрос: "Каким образом элемент надсистемы это делает?".

П2. В результате выполнения шагов 1.1 и 1.2 (или примечания П1) выявляется система проблем и целей. Эта система в себе содержит иерархию проблем и целей. Самая главная цель из этой системы может совпадать с главной полезной функцией системы (с "миссией" коммерческой структуры).

1.4. Постройте схему иерархии проблем и целей.

1.5. Выберите главную проблему или цель, для анализа которой будет построена диаграмма.

2. Построение функциональной диаграммы ("дерева" функций).

2.1. Определите (выберите) главную полезную функцию (ГПФ) системы с учетом главной проблемы или цели, выбранной на шаге 1.4.

Примечания:

П3. Для решения конкретных проблем сформулируйте главную полезную функцию как можно точнее.

П4. Если система имеет несколько подсистем, деятельность каждой из которых можно считать независящей от других подсистем, то для каждой исследуемой подсистемы постройте СВОЮ диаграмму.

П5. Желательно выбрать главные полезные функции такими, чтобы производимые ими изменения можно было измерить. Если их измерение невозможно, то надо все-таки попытаться это сделать или найти показатели-заменители.

 

2.2. Напишите главную полезную функцию, определенную в п.2.1, в середине правого края чистого листа бумаги и заключите ее в прямоугольник. Вправо от этого прямоугольника проведите короткую прямую линию. Превратите эту линию в стрелку, направленную слева-направо.

Примечания:

П6. Функции, обеспечивающие выполнение главной полезной функции (ГПФ) системы, назовем основными. Этих функций не бывает меньше двух.

П7. Для определения основных функций порассуждайте о возможности обеспечения выполнения ГПФ или воспользуйтесь консультацией узкого специалиста по этой системе.

2.3. Слева-направо проведите к прямоугольнику ГПФ длинную прямую линию («ствол дерева»). Превратите эту линию в стрелку, направленную слева-направо. Напишите основные функции, заключите их в прямоугольники и соедините со "стволом" стрелками (в виде) "больших ветвей дерева".

Примечания:

П8. Если из рассмотрения выпала какая-то обеспечивающая функция, то она (при невнимательной работе) может и не появиться на последующих шагах.

П9. Типовыми носителями обеспечивающих функций являются:

  • методы, процедуры, процессы,
  • сотрудники,
  • материалы,
  • механизмы и оборудование,
  • средства измерения,
  • руководство (управление),
  • финансы.

П10. Вспомогательная функция первого ранга – функция, обеспечивающая выполнение основной функции. Для любой основной функции этих функций не бывает меньше двух.

2.4. Для каждой основной функции (для каждой "большой ветви") напишите вспомогательные функции, обеспечивающие ее выполнение и расположите их в виде "средних ветвей", примыкающих к "большим".

 

Примечания:

П11. На этом шаге построения и на следующих прибегнуть к рассмотрению проблемы с точки зрения "возможности обеспечения функции" или воспользуйтесь консультацией узкого специалиста по рассматриваемой системе (по аналогии с примечанием П7).

П12. Диаграмму можно строить или на листе формата А0 или А1. Можно диаграмму строить и на листах формата А4. В этом случае основная функция F1 может выглядеть на отдельном листе следующим образом

П13. Степень углубления во вспомогательные функции (2-го ранга, 3-го ранга, ...) определяется целями анализа.

3. Нанесение на диаграмму нежелательных эффектов и выявление противоречий.

Примечание:

П14. При выполнении полезных функций любого уровня обычно возникают сопутствующие им вредные явления, препятствия и ограничения. Назовем их нежелательными явлениями (НЭ). НЭ обычно делятся на два класса: “вредности” и “недостатки”.

Вредная функция – функция, отрицательно влияющая на потребительские свойства объекта. Вредностью называется нежелательный эффект, заключающийся в недопустимом ухудшении параметров материальных объектов (что-то портится, ломается, загрязняется и т.п.). Типовая формулировка: имеется вредный фактор, изменяющий состояние объекта (вредное действие, вредный результат).

Объект вредной функции может:

а) отличаться от объекта ГПФ (т.е. система оказывает полезное действие на один объект надсистемы и оказывает вредное действие на какой-то другой объект надсистемы). Действие вредной функции будем обозначать волнистой линией;

б) совпадать с объектом ГПФ (т.е. система оказывает на один и тот же объект надсистемы полезное и вредное действия);

в) совпадать с носителем ГПФ (т.е. техническая система оказывает полезное действие на какой-то элемент надсистемы, но при этом происходит вредное воздействие на саму техническую систему или на какой-то элемент этой системы).

Недостатком называется НЭ, заключающийся в невыполнении или недостаточно качественном выполнении полезной функции. Недостаточное выполнение полезной функции будем обозначать пунктирной линией.

 

Типовые формулировки “недостатков” для системы:

  • отсутствует требуемое полезное действие по изменению (отсутствует требуемое полезное изменение) состояния объекта ГПФ;
  • требуемое полезное действие по изменению состояния объекта ГПФ осуществляется недостаточно эффективно (требуемое полезное изменение достигается не полностью);
  • отсутствует требуемая информация о состоянии объекта;
  • требуемая информация о состоянии объекта недостаточна;
  • сложность системы слишком велика;
  • стоимость системы слишком велика (в системе используются дорогие или дефицитные комплектующие);
  • значение характеристики системы (кроме характеристик измерения и контроля) не достигает требуемой величины;
  • значение характеристики системы (кроме сложности и стоимости) превышает требуемую величину.

Будем условно считать, что на диаграмме направление справа налево – это направление нежелательных эффектов. При реализации одной полезной функции может возникнуть несколько “вредностей” и “недостатков”.

3.1. Для каждой функции, нанесенной на диаграмму, определите сопутствующие этой функции нежелательные эффекты. Для этого для каждой функции ответьте на вопросы: "Что может помешать выполнению этой функции?" и "Какими нежелательными эффектами сопровождается действие этой функции?" Для выявления НЭ можно использовать вопросы: “Почему возникает этот НЭ?” или “Что нужно улучшить, чтобы устранить этот НЭ?” и “Почему опасен (нежелателен) этот НЭ?”.

Примечание:

П15. Для более полного выявления нежелательных эффектов можно использовать инверсный метод выявления скрытых нежелательных эффектов (“диверсионный” анализ).

3.2. Нанесите выявленные нежелательные эффекты на диаграмму в виде стрелок, направленных справа налево, вблизи соответствующих функций. Для наглядности стрелки, изображающие нежелательные эффекты, лучше рисовать другим цветом (например, синим).

3.3. Выявленные НЭ подлежат преобразованию в задачи двух типов: содержащие и не содержащие противоречие. Если задача не содержит противоречия, то в этом случае формулируется предложение, устраняющее НЭ.

Примечание:

П16. Предложение, устраняющее НЭ, будем называть средством устранения (СУ). СУ содействует реализации ГПФ системы и поэтому изображается на диаграмме стрелкой, направленной слева направо и указывающей на устраняемый этим СУ нежелательный эффект. Для наглядности эти стрелки можно рисовать другим цветом, например, красным.

 

3.4. Если диаграмма строилась на отдельных листах, то сведите все функции, нежелательные эффекты и средства устранения на один большой лист.

3.5. Выявите на диаграмме все противоречия, выявленные после нанесения всех СУ. В системе имеется противоречие в том случае, если введенное СУ устраняет свой НЭ, но при этом возникает “новый” НЭ. Этот новый НЭ может появиться на любом уровне системной иерархии. Задачи, содержащие противоречия, иногда называют ключевыми задачами.

3.6. Систематизируйте функции и нежелательные эффекты, рассматривая их в последовательности: от "мелких ветвей" к "средним" и от "средних" к "большим" и далее к "стволу дерева".

3.7. Распределите (проранжируйте) ключевые задачи по степени их важности (значимости).

На военных картах СССР войска противника обозначались синим цветом, а свои - красным. Поэтому в этой статье нежелательные эффекты отмечаются синим цветом, а средства устранения - красным. Хотя красный цвет больше "бросается" в глаза.

Примечание:

П17. Чем ближе к линии ГПФ лежит точка суммирования НЭ и СУ ключевой задачи (т.е. для которой появился “новый” НЭ), тем выше ранг задачи. Решение ключевых задач высокого ранга предпочтительнее в связи с тем, что при этом "отсекаются" целые ветви функций (а это хорошо, во-первых, из-за повышения степени идеальности системы, а, во-вторых, из-за исчезновения из системы НЭ, имевшихся до “отсечения” на ветвях дерева функций).

3.8. Пытайтесь решать задачи последовательно в порядке убывания их ранга.

Примечания:

П18. Для решения ключевых задач рекомендуется применять современные технологии интеллектуальной деятельности, например, теорию решения изобретательских задач.

П19. Большинство проблем, которые могли быть поставлены и решены на основе субъективного опыта или знаний, вероятно, уже решены. Оставшиеся же не решены из-за сложности или не ставились из-за неочевидности. Объективное установление важности задач с помощью функций – это более строгий и логичный подход.

П20. В результате анализа с использованием диаграммы получена цельная картина функционирования системы со всеми нежелательными эффектами и противоречиями. Выявлена иерархия задач, позволяющая выявить оптимальную тактику их решения.

П21. Задачи не всегда могут быть решены сегодня, но сама их формулировка, вербализация, ранжирование приносят пользу тем, что в процессе этой работы члены временной рабочей группы, ведущие анализ, более глубоко проникают в процесс функционирования системы.

3.9. Иерархия проблем и целей системы, выявленная в п.1.4 данной методики, определяют стратегию развития этой системы, выявленные задачи и их иерархия являются перечнем тактических задач, требующих своего решения, а комплекс решений и предложений может служить прогнозом развития системы в том случае, если этот комплекс предложений одобрен заказчиком и будет внедряться.

3.10. Нанесите на диаграмму всю необходимую информацию: ее название, наименование системы (или ее подсистемы) и ее назначение, имена участников построения диаграммы, дату и т.д.

Примечание:

П22. Если по обнаруженному НЭ нельзя предложить никаких средств устранения, то проблема не решена. Чтобы процесс совершенствования системы стал эффективным, надо разбивать нежелательные эффекты на части до тех пор, пока по каждой из этих частей можно будет предложить средство устранения, иначе сам процесс выявления нежелательных эффектов превратится в бессмысленное упражнение.

3.11. Пытайтесь постоянно совершенствовать диаграмму Исикавы-Сибирякова, пока вы ею пользуетесь. Использование диаграммы поможет обнаружить элементы системы:

— которые нужно проверить, устранить или модифицировать,

— которые надо добавить.

Уровень сложности методики: 

Этап процесса решения задач: 

Эффективность методики: 1

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)



Добавить комментарий:

Комментарии: