Что нового?

Внимание ! Объявлена 5-ая Конференция по ТРИЗ-педагогике
Дата проведения: 12.04.2002

Преподаватель: 

ОО "ТРИЗ-Форум", Агентство интеллектуальной собственности А-ИС 24-26 июня 2002 года проводят в Челябинске традиционную пятую конференцию по ТРИЗ-педагогике.
Тема конференции "Проблемы ТРИЗ-образования: систематизация и пути решения".

Сама ТРИЗ существует уже 50 лет. В последнее десятилетие происходит достаточно быстрое внедрение ее в педагогический процесс. Казалось бы, все идет нормально. Но... Почему внедрение ТРИЗ, в частности в педагогику, идет так мучительно трудно? В рамках конференции нам хотелось бы обсудить проблемы, возникающие при внедрении ТРИЗ в педагогику. Возможно, эти проблемы связаны с трудностями формирования диалектического мышления в процессе обучения ТРИЗ. В этом случае можно обсудить пути разрешения этих проблем. Возможно, трудности связаны с социально-экономической ситуацией. В этом случае можно обсудить, какие шаги могут смягчить противостояние внешней среды и человека, изучающего и применяющего ТРИЗ. Если у человека в процессе обучения ТРИЗ меняется мышление, у него меняется и отношение к жизни и взаимоотношения с внешней средой.

Конечно, есть и другие проблемы. В настоящее время почти каждый из нас столкнулся с подобными проблемами в России или за рубежом и придерживается какой-то определенной стратегии взаимодействия с ними. Хотелось бы увидеть эти проблемы с разных точек зрения (хорошо бы и от посторонних для ТРИЗ людей), проанализировать и систематизировать существующие и возможные будущие проблемы и пути их преодоления, смягчения или существования вместе с ними. В процессе работы конференции предполагается:

  1. Осознать и систематизировать проблемы, которые существуют при обучении ТРИЗ. Они могут быть разные и рассматриваться могут с разных уровней.
  2. Сформулировать реально опробованные или предположительные пути их разрешения на различных уровнях: от общества в целом до отдельной личности (тризовца).
  3. По-возможности выработать какие-то рекомендации, как существовать, осуществлять свои жизненные планы, иногда просто выживать в сложившейся ситуации, получая все же удовольствие от жизни, от ТРИЗ, от творчества.

В процессе обсуждения тематики конференции были названы некоторые проблемные темы:

  • определение общей стратегии и тактики ТРИЗ-образования, обозначение вытекающих из этого задач, организация процессов их решения (М.Гафитулин).
  • отсутствие координации в области ТРИЗ-образования. Инструментом координации должны стать две взаимосвязанные системы: система многоступенчатой сертификации специалистов по ТРИЗ с ясными требованиями и ресурсами для их выполнения и система стандартов на ТРИЗ-образование. Обсуждение и внедрение этих систем даст реальный толчок, как в развитии ТРИЗ-образования, так и во внедрении этого направления в систему государственного образования (М. и Н. Рубины).
  • проблема подготовки учителей: можно ли из учителя сделать изобретателя-тризовца? Где лучше готовить преподавателей-тризовцев: в технических вузах или педагогических? Как лучше внедрять ТРИЗ в предметы: ТРИЗ-переработкой программы предмета, учебников, пособий и подготовкой учителей-предметников или хорошим, основательным обучением учителей-предметников классической ТРИЗ, а уж переработкой предмета учителя займутся сами? (С.Дмитриев).
  • Диагностика обучения творчеству, элементы ТРИЗ в проектной работе (А.Нестеренко).

Проблематика обучения ТРИЗ очень широка и ее невозможно всю охватить. Поэтому мы надеемся, что участники конференции (очные и заочные) сосредоточатся на наиболее острых и общих проблемах, препятствующих широкому внедрению ТРИЗ-образования, на проблемах, находящихся на стыке различных областей.

Организационные моменты Будет выпущен сборник тезисов конференции. Тема тезисов должна соответствовать тематике конференции. Тезисы, тематика которых не соответствует тематике конференции, в сборник включены не будут. Объем тезисов - 3-5 страниц. Если объем превышает 5 страниц, необходимо прислать еще и краткий вариант объемом 1-3 страницы. Если будет возможность, тезисы будут публиковаться в полном объеме. При возникновении каких-то проблем, например, общий объем сборника будет превышать 200 страниц, будет опубликован краткий вариант. С целью удобства работы с тезисами докладов при подготовке их к публикации, авторам тезисов предлагается после названия тезисов в скобках указать буквенный код степени проработанности выставляемой им проблемы.

Предлагаются следующие коды: А - Автор обозначил только саму проблему. Б - Автор обозначил проблему и дал ее анализ. В - Автор обозначил проблему, дал ее анализ и предложил вариант ее решения. Г - Автор обозначил проблему, дал ее анализ, предложил вариант ее решения, показал результаты этого решения. Д - Автор обозначил проблему, дал ее анализ, предложил вариант ее решения и обосновал новые проблемы.

Например: "Использование ТРИЗ в организации досуга школьников" (Б), т.е. автор в своем материале обозначил проблему и дал ее анализ.

Тезисы принимаются до 25 мая. Тезисы, присланные после этого срока будут депонированы в Фонде материалов по ТРИЗ ЧОУНБ, но в сборник включены не будут. Оргкомитет обеспечивает проживание иногородних участников конференции в благоустроенном общежитии.

До 1 июня необходимо прислать заявку на участие в конференции в произвольной форме. В заявке нужно указать - есть ли необходимость в общежитии. Оргкомитет конференции 454112 г. Челябинск-112, а.я. 12928 E-mail:vital@chel.surnet.ru

Диверсионный анализ проблемы "Внедрение ТРИЗ в педагогику"

С 24 по 26 июня этого года в Челябинске будет проходить традиционная педагогическая конференция по ТРИЗ. В этом году она будет посвящена проблемам внедрения ТРИЗ в педагогику. С целью выявления эффективных методов, средств, приемов, сценариев внедрения ТРИЗ в педагогику мы предлагаем провести анализ этой проблемы как исследовательской задачи с помощью диверсионного анализа.

Диверсионный подход для выявления и прогнозирования нежелательных явлений был предложен Б.Л. Злотиным в начале 80-х годов в процессе разработки алгоритма решения исследовательских задач. Основу этого алгоритма оставляет переформулирование исследовательской задачи в изобретательскую. Вопрос "Почему(как) это происходит?" заменяется на вопрос" Как это сделать?" Переформулирование задачи получило название "прием обращения". Модификация приема "обращения" исследовательской задачи получила название "диверсионный подход". Суть его заключается в том, что ставится проблема - не как сделать, а как испортить данную систему, как обеспечить получение нежелательных эффектов? Вместо вопроса "Какие дефекты есть в системе?" задается вопрос: "Как испортить данную систему? Как обеспечить получение этих самых дефектов?" Дети сказали бы проще: "Что нужно сделать, чтобы сломать?", причем сломать наверняка. По сути дела, речь идет о придумывании "диверсии", в результате которой происходят какие-то нежелательные эффекты. Отсюда и название. Примерный план проведения диверсионного анализа
Формулирование обращенной задачи

  1. Записать условия исходной задачи по схеме: "Дана система (указать какая) для (указать основную функцию и общепринятое название). Необходимо найти и устранить возможность появления вредных нежелательных эффектов и явлений, связанных с данной системой".
  2. Превратить исследовательскую задачу в изобретательскую ("диверсионную"), изменив основное требование по схеме: "Дана система (указать какая из пункта 1) для (указать основную функцию и общепринятое название из пункта 1). Необходимо создать максимально возможное количество вредных эффектов, явлений, связанных с данной системой".

Функцию системы и всех, входящих в нее подсистем, необходимо определить для того, чтобы было понятно, как затруднить ее выполнение, в идеале сделать выполнение этой функции невозможным.


Например
  Все мы в определенное время приходим на почту или в банк для осуществления разного рода платежей. "Дана социальная система, состоящая из работников банка, клиентов и разного рода техники для осуществления финансовых платежей Необходимо создать максимально возможное количество вредных эффектов, явлений, связанных с данной системой": т.е. обеспечивающих возможность осуществления финансовых платежей". Рассмотрим одну из частей данной системы "клиента". Основная функция клиента - оплатить счет, т.е. перевести наличные деньги на какой-то расчетный счет. Как можно затруднить или сделать невозможной выполнение этой функции? В идеале - закрыть банк вообще. Если же банк или почтовое отделение открыто, необходимо обеспечить большую очередь. При выявлении этого вредного эффекта сразу становиться понятным, как это можно сделать. Иметь одно окно для всех видов платежей и других услуг. Вывести из строя компьютер, машинку для пересчета денег, прибор для проверки денег. Просто отключить свет. Устроить дурной запах в помещении. Анализ такой педагогической системы, как школа довольно сложен из-за большого количества подсистем, входящих в нее. Можно проанализировать одну подсистему, или несколько. В идеале нужно провести анализ всех под- и над- систем. Провести диверсионный анализ будет довольно сложно, тем более, что основная задача - выявить скрытые нежелательные эффекты. После того, как нежелательные эффекты сформулированы, необходимо найти пути их устранения. В конечном итоге это то, ради чего и проводится диверсионный анализ.

Есть еще один вариант проведения такого анализа. Можно заменить ТРИЗ любым другим школьным предметом. Такой анализ можно провести вместе с детьми, знающими ТРИЗ. Например, выявить все нежелательные эффекты, не позволяющие внедрить в школьное обучение такого предмета, например, как физика (можно рассмотреть все школьные предметы). В этом случае удастся выявить типовые нежелательные эффекты. Если удастся сформулировать способы, средства, условия, тормозящие внедрение ТРИЗ в педагогику, станет более понятно, где слабые места и что нужно делать.

Если Ваши ответы будут присланы до 1 июня, то в процессе работы конференции можно будет провести анализ этой проблемы. Анализом этой проблемы можно заниматься и после конференции. Актуальность ее после конференции снята не будет.

Оргкомитет конференции 454112 г. Челябинск-112, а.я. 12928 E-mail:vital@chel.surnet.ru





Добавить коментарий:

Коментарии:

    Форма заявки на участие.


    :*
    :*
    :*
    :*
    :*
    :*
    :