Что нового?

Смена Я-Изобретатель в Анапе
Дата проведения: 13.11.2014
Автор: Тимохов Виктор

Преподаватель: 

12-25 октября 2014 г. в г. Анапа (РФ) прошла тематическая и образовательная смена «Я – изобретатель» для московских и российских школьников, авторов изобретательских проектов. Выездная смена для творческих детей, подготовленная компанией ГБОУ «ИннАрт» (г. Москва), прошла в Федеральном детском центре «СМЕНА» (г. Анапа).

участники Смена Анапа 2014

Ведущие преподаватели:

Козырева Нелли Арнольдовна, зам. директора ГБОУ «ИннАрт», канд.пс.наук,

Тимохов Виктор Иванович, генеральный директор Центра креативных технологий «Идеальные решения», мастер ТРИЗ.

В программу входили семинары, тренинги, разборы проектов ребят и консультации по их проектам, самостоятельная и командная работа над развитием исходных изобретательских проектов, конкурсы на решение изобретательских задач, турнир по деловой игре «Выбираю Успех».

А завершилась образовательная творческая смена конференцией юниоров «Изобретаем Будущее», где ребята представили свои проекты в своем развитии за время проведения двухнедельной выездной сессии. И – соответственно – награждением победителей в конкурсах по решению изобретательских задач, и награждением юниоров, представивших лучшие творческие проекты.

В мероприятиях нашей образовательной программы приняло участие более 250-ти участников смены из Москвы, Воронежа, Тамбова, Новороссийска, Иркутска, Сарапула, Владикавказа, Воткинска и др.

Что было интересного на семинарах и тренингах?

Участники познакомились с отечественной Теорией решения изобретательских задач  (ТРИЗ) и другими креативными методами:

  • С методами развития воображения и снижения стереотипности мышления: использование аналогий при решении задач; применение метода фокальных объектов для поиска новых, неожиданных идей при решении определенных классов задач; применение морфологического анализа для систематизации поискового поля при совершенствовании технических систем, различных продуктов, инновационных проектов.
  • С историей возникновения и развития и основными понятиями и инструментами ТРИЗ: идеальность и идеальный конечный результат (ИКР), использованием внутренних ресурсов системы при решении изобретательских задач; техникой формулирования противоречий – для решений проблем.
  • С изобретательскими приемами и таблицей разрешения технических противоречий
  • С инструментами постановки задач: диаграмма Исикавы; причинно-следственные цепочки; метод FAST; антиаварийный анализ.
  • Коротко с другими инструментами ТРИЗ: законы развития технических систем; вепольный анализ и стандарты на решение изобретательских задач; банк эффектов – физических, химических, геометрических, биологических.

тематическая и образовательная смена Я изобретатель

Виктор Тимохов преподает в Анапе в Я изобретатель

Кроме того, в ходе работы:

  • Ребята тренировались на множестве разнообразных простых и сложных задач – от решения задач по совершенствованию предметов интерьера и игрушек до сложных технических, технологических и предпринимательских проблем.
  • Для развития творческого воображения участники смены использовали изобретательские приёмы для создания сюжета научно-фантастического рассказа. И на итоговой конференции в своих докладах ребята часть времени выделяли на представление идей своего фантастического рассказа.
  • И, конечно же, специально выделялось время для самостоятельной и командой работы по применению изученных креативных инструментов для совершенствования и развития собственных проектов ребят.
  • Проводились постоянные презентации своих проектов – для развития презентационных навыков и получения обратной связи: вопросов, мнений, новых идей от участников такой презентации и последующего обсуждения. И конечно, для консультация по проектам.

Виктор Тимохов преподает в Анапе для детей

Нелли Козырева преподает в Анапе

Кстати, зачастую совместные обсуждения проектов проводились в открытых беседках на территории лагеря, затягивались и заканчивались уже затемно, при свете фонариков.

 

И за время обучения и совместной работы у многих ребят появились идеи новых проектов, часть из них были ими концептуально проработаны (в т.ч. сделаны прототипы) и представлены на итоговой конференции научно-технической конференции «Изобретаем Будущее». Думается, уже в Москве – при поддержке специалистов ГБОУ «ИннАрт» - некоторые ребята смогут более серьезно развить свои проекты и задуваться о создании своих стартапов.

Еще один формат работы в ходе выездной креативной сессии – проведение конкурсов на решение изобретательских задач. Конкурсы проводились в три этапа (три дня) и в них приняло участие 9 команд (примерно 100 человек, в команде – по 10-12 человек) из разных городов России. Форматы конкурсов каждый день были разные.

 

Первый день – просто групповое решение задач фантазию и решение несложных изобретательских задач. За два тура (по часу каждый тур) команды прорешали по 20-ть творческих задач. Второй день – был посвящен решению задач по совершенствованию робота-пылесоса: опять в 2 этапа работали команды, но перед каждым этапом кратко рассказывалось об одном творческом методе и ребята применяли его для поиска новых идей для совершенствования робота-пылесоса. Работали, использую мозговой штурм и метод фокальных объектов. Третий день – был посвящен решению комплекса более сложных изобретательских и предпринимательских задач.

 

Естественно, в конце каждого изобретательского конкурса капитаны команд презентовали свои решения и ведущий конкурса – Тимохов В.И. – их сразу же достаточно кратко комментировал.

По результатам конкурсов были подведены итоги (по общему количеству баллов) и награждены победители.

Первое место было присуждено команде москвичей (опередили соперников на 7 очков). Втрое место заняла команда Ижевска (опередив команду, занявшую третье место на один балл). Третье место заняла команда Владикавказа.

Все команды победители и участники команд были награждены призами и соответствующими сертификатами.

Из интересных форматов работы на смене можно выделить проведение турнира по деловой игре «Выбираю Успех», в которой участникам предлагалось попробовать себя в роли профессионалов инновационной экономике: Изобретателя, Промышленника, Коммерсанта и Финансиста.

детское обучение Смена в Анапе 2014

В турнире приняло более 60 человек в составе 8 команд. Проводила деловую игру «Выбираю Успех» Козырева Нелли Арнольдовна – руководитель тематической смены «Я изобретатель». По результатам деловой игры поступили предложения провести подобные турниры в Воронеже, Удмуртии, Тамбове Дагестане, Перми.

 

Кроме занятий творческой деятельностью, ребята также и отдыхали: побывали на экскурсии в Новороссийске, гуляли по берегу Черного моря, купались (хотя температура воды была не очень теплая), совершили восхождение на гору Экономическая.

 

В последний день нашей работы по итогам образовательной программы «Я изобретатель», прошла научно-техническая конференция «Изобретаем Будущее». На конференции ребята представили свои проекты (часть из них они развили за время сессии, а часть – это были уже новые проекты, идеи которых возникли во время тематической смены). Авторы также поделились сюжетами придуманных ими НФЛ-рассказов.

Анапа СМена 2014 Авторы также поделились сюжетами придуманных ими НФЛ-рассказов

В работе итоговой конференции приняли участие Сахаров Станислав Константинович – руководитель федеральной программы  IT-start Росмолодежи, Михайлов Алексей Николаевич – руководитель направления Дома научно-технического творчества из Воронежа, Тимохов Виктор Иванович – мастер ТРИЗ, генеральный директор ООО «Идеальные решения», Козырева Нелли Арнольдовна – руководитель тематической смены «Я изобретатель», и 34 юных автора.

 

По итогам конференции все её участники и жюри выбирали Победителя тематической смены. Победителем смены стал ученик 9 «А» класса СОШ № 1739 г. Москвы Михаил Ткаченко с проектом «Homeleon». Все участники отметили как наиболее интересный также сюжет его научно-фантастического рассказа «Пётр I и машина времени». За лучший макет своей разработки был награждён ученик 8 «А» класса СОШ № 1716 «Эврика-Огонёк» г. Москвы Дмитрий Никифоров.

 

На церемонии закрытия прошло торжественное награждение победителей. Руководитель программы IT-start Станислав Сахаров обратился к участникам с речью и выразил надежду, что ребята будут активно развиваться как творцы, будут развивать свои инновационные проекты.

Церемония

Благодарим руководителей и сотрудников ГБОУ «ИннАрт» и особенно – зам. директора «ИннАрт» Козыреву Нелли Арнольдовну за проведение всего комплекса организационных работ по проектированию и проведению летней выездной сессии «Я – Изобретатель». Надеемся, что такой положительный опыт будет востребован, и работа со школьниками-изобретателями будет продолжаться.




Добавить коментарий:

Коментарии:

    Форма заявки на участие.


    :*
    :*
    :*
    :*
    :*
    :*
    :