Что нового?

Фасилитация проектов в РЖД
Дата проведения: 09.12.2018

Преподаватель: 

 

Калошин Н.Г., к.т.н., Мастер ТРИЗ

 

В России появилась новая профессия – фасилитатор. Фасилитатор – это тот, кто, во-первых, направляет индивидуальную или групповую работу, меняя точку зрения на проблему, во-вторых, содействует поиску решения, привнося непредвзятый взгляд и методическое обеспечение этого поиска и, в-третьих, управляет динамикой этой работы.

Когда в начале 2000-х годов тризовцы-профессионалы стали разбираться с фасилитацией, то, во-первых, выяснилось, что, уже с начала 90-х годов прошлого века тризовцы занимаются именно фасилитацией групповой работы, проводя:

- семинары-воркшопы с постановкой и решением реальных инженерно-технических или организационно-управленческих (в т.ч. бизнес-) задач,

- стратегические сессии для различных коммерческих и государственных структур.

Во-вторых, оказалось, что тризовцы, не читая зарубежных книг, на уровне здравого смысла переоткрыли несколько методов фасилитации и дали им свои названия. В-третьих, оказалось, что некоторые чисто тризовские подходы очень эффективны для фасилитации.

Некоторые начинающие тризовцы пошли на курсы фасилитатии. Это, конечно, полезно. Но стало непонятно кому и кого больше надо учить: тризовцам – фасилитаторов или фасилитаторам – тризовцев.

Приведу пример фасилитации, недавно проведённой профессиональными тризовцами.

В ОАО «РЖД» проводится конкурс молодёжных проектов «Новое звено-2018». В этом конкурсе участвуют более чем 200 инновационных проектов. Большинство проектов направлены на техническое и технологическое развитие компании, сокращение издержек, а также повышение производительности и эффективности работы холдинга.

Полуфинал этого конкурса проводился в Москве, в августе 2018 года. Организаторы конкурса пригласили команду тризовцев для уточнения целей и задач проектов в форме мастер-класса по ТРИЗ.

Предварительная подготовка участников полуфинала конкурса заключалась в том, что за неделю до приезда в Москву каждый участник конкурса получил пять кратких форм (чек-листов), подготовленных тризовцами:

- чек-лист для предварительного описания проекта. Этот чек-лист содержал дюжину вопросов, ответы на которые необходимо было учесть конкурсанту при первичном анализе своей проблемы (или проекта) и её описании;

- четыре чек-листа были посвящены четырём различным методам анализа ситуации и постановки задач. Структура этих четырёх методических чек-листов была следующей: краткое описание метода (сначала суть и особенности метода, а затем пример его использования, при необходимости) и микроалгоритм использования метода.

22 августа 2018 г. в Центральном доме культуры железнодорожников (ЦДКЖ, г. Москва) в рамках полуфинала конкурса был проведен мастер-класс «ТРИЗ. Уточнение целей проекта и постановки задач». Этот мастер-класс был проведён в форме сессии параллельной индивидуальной работы над проектами, которую фасилитировали тризовцы центра креативных технологий «Идеальные решения». Для удобства работы конкурсанты в ЦДКЖ были разбиты на две аудитории примерно по 100 человек каждая аудитория, общее количество участников – 213 человек, каждый со своим проектом. Мастер-класс и фасилитацию индивидуальной работы над проектами в одной аудитории проводил Мастер ТРИЗ В.И. Тимохов, во второй аудитории – ТРИЗ-специалист 4-го уровня, к.т.н. В.Ю. Бубенцов. Помогали фасилитаторам Мастер ТРИЗ, к.т.н. Калошин Н.Г., Хребтов А.В., Сиволап Н., к.п.н., доц. Шастина А.Е., Тимохов М.В.

На этом мастер-классе тризовцам пришлось, буквально за десяток минут ознакомив конкурсантов с новым для аудитории методом, организовать их индивидуальную работу над своими проектами. А в ходе этой индивидуальной работы конкурсантов фасилитаторы оперативно ответили на огромное количество вопросов об особенностях применения используемого конкретного метода именно к реальному проекту данного участника.

Поскольку за отведённые тризовцам три астрономических часа полностью использовались три творческих метода, то этот цикл (10–15-минутное обучение, а затем практика) повторялся три раза. А после экспресс-обучения четвертому методу по этому методу конкурсантам было выдано домашнее задание по работе над своими корпоративными проектами.

Участники и организаторы конкурса молодёжных проектов «Новое звено-2018» остались довольны результатами мастер-класса по ТРИЗ, в ходе которого участники уточнили цели своих проектов и поставили ряд новых (в т.ч. вторичных) задач.

В итоге ТРИЗ опять показала свою эффективность для фасилитации. Важны: применение в аудитории правильного пакета методов (т.е. правильных методов и в правильной последовательности) и опыт фасилитации индивидуальной и групповой работы.

 

Благодарим участников за активность, настойчивость в работе над своими проектами, а также благодарим специалистов корпоративного университета ОА «РЖД» за предоставленную возможность провести такое обучающе-решательное мероприятие.

Отметим, что в 2018 году мы уже проводили проектные сессии по ТРИЗ для участников программ подготовки лидеров и кадрового резерва РЖД.




Добавить коментарий:

Коментарии:

    Форма заявки на участие.


    :*
    :*
    :*
    :*
    :*
    :*
    :