Задачиcегодня задач в базе - 1448

Задача 20. "Есть ли разум у пчёл?" все задачи

Код для вставки в блог


Код вставки в блог | Результат

Скопируйте готовый код используя комбинацию клавиш Ctrl+C.

Обычноповедениеживотных принято объяснять прирожденными инстинктами. Но как, например, объяснить таким образом поведение в необычной обстановке? Предложите серию экспериментов, показывающих, что живые существа, например, пчелы, имеют разум, позволяющий им находить выход из нестандартной ситуации.
Читать полностью
23.08.2000

Автор текста: 

Обычно поведение животных принято объяснять прирожденными инстинктами. Но как, например, объяснить таким образом поведение в необычной обстановке? Предложите серию экспериментов, показывающих, что живые существа, например, пчелы, имеют разум, позволяющий им находить выход из нестандартной ситуации.

(Голосов: 3, Рейтинг: 4.00)
   


Добавить решение/комментарий:

Решения и комментарии:
  • |06.09.2010|

    В одну из пустых ячеек рамки с сотами у самой стенки втыкается иголка, и рамка ставится на место. Пчелы замуровывают иглу в воск, и стенка теперь снова становится восковой, а не металлической. Через определенное время иголка втыкается уже посредине ячейки. Пчелы выгрызают донышко восковой ячейки, сбрасывают иглу на дно улья, а затем заделывают оставшуюся дырочку.

  • |06.09.2010|

    В одном эксперименте они должны были подлетать сначала к синему экрану, затем к желтому и, наконец, к розовому - и только тогда получали корм. Чтобы научиться делать это, пчелам потребовалось от 40 до 100 попыток, но они все-таки решили задачу! Когда пчелы научились различать желтый и синий треугольники, опускаясь всегда на синий, где их ждала пища, экспериментаторы изменили ситуацию на обратную, положив подкрепление на желтый треугольник. Пчелам пришлось переучиваться, и вскоре они безошибочно выбирали желтый цвет. И опять перемена - подкрепление вновь на синем треугольнике. Пчелам снова надо переучиваться. Но вот что интересно: с каждым разом они делали это все быстрее и быстрее. Они как бы уловили закономерность: если кормушка пуста, значит подкрепление ждет на соседнем столике.

  • |06.09.2010|

    Чем плохи эти эксперименты? Предложите свои варианты экспериментов.

  • |06.09.2010|

    В опытах Н.Г. Лопатиной пчел обучали отыскивать корм в лабораторном лабиринте, ориентируясь на свет расположенных в определенной пос­ле­дова­тельнос­ти цветных светофильтров. Затем обученным пчелам предлагали найти корм на открытом воздухе. В этой ситуации они четко выбирали и входили в тот из четырех боковых коридорчиков прибора, в котором были видны через стекло кружки из бумаги такого же размера и цвета и расположенные в той же пос­ле­дова­тельнос­ти.

  • |06.09.2010|

    Пчел научили находить кормушку по запаху амилового спирта, а затем добавили еще один стимул - карточку красного цвета под кормушкой; она сви­детельство­вала, что кормушка пуста, хотя и пахнет амиловым спиртом. И вот после 15 безуспешных попыток найти пищу пчелы уловили значение красного цвета и не прилетали на кормушку, когда видели на ней карточку. Но если карточки не было, запах амилового спирта по-прежнему привлекал их. Еще поразительнее то, что красный цвет приобрел для этих пчел значение "условного тормоза" и в других ситуациях, в частности, когда кормушка пахла бутиловым спиртом или была иной формы и цвета. Получается, пчелы сделали элементарное обобщение: в присутствии красного цвета кормушка всегда пуста.

  • |06.09.2010|

    Решения 2, 4, 5 не отвечают на вопрос задачи - они показывают, что пчелы умеют образовывать условные рефлексы, а не то, что они имеют разум, позволяющий решать нестандартные задачи. Решение 1 может быть связано с безусловными рефлексами. Из условия задачи следует, что о наличии разума можно судить только по поведению при первом предъявлении ситуации. Значит делаем неадекватную опыту пчелы установку. Например, коробку с треугольным отверстием. В коробке светло, а за ее пределами темнее. Если пчела находит выход из коробки быстрее, чем следует из модели случайного блуждания - значит у нее есть "разум, позволяющий находить выход из нестандартной ситуации"

  • |06.09.2010|

    Не может быть корректного ответа на данный вопрос. У всех исследователей антропоцентризм берёт верх. Почитайте Лема, что ли... его "Сумму технологий" и "Мгновение" - там он очень убедительно показывает, что почти все существующие тесты решены могут быть совершенно без разума. Отличить разумное от неразумного - это так же "просто", как отличить живое от мёртвого или искуственное от естественного. perpetuum mobile

  • |06.09.2010|

    Надо нарисовать цветы. Если пчёлы будут к ним подлетать каждый раз, значит, они обладают абстрактным мышлением (распознают в изображении именно цветок), а значит у них есть разум

  • |06.09.2010|

  • |06.09.2010|