Тризба-читальня

Интервью с В. Бубенцовым в преддверии Нового года

Дата публикации: 31.12.2012

См. предыдущие интервью с исполнительным директором центра креативных технологий «Идеальные решения» В.Ю. Бубенцовым: интервью 1 и интервью 2.

 

- Здравствуйте, Владимир Юрьевич! У нас с Вами после большого перерыва вновь выпала возможность побеседовать, причём почти под Новый год, и в день празднования католического Рождества…

В.Б.: Здравствуйте! Что касается католического Рождества, то, вообще говоря, католики празднуют его не один день, а восемь дней с 25 декабря по 1 января. Эти восемь дней Рождества Христова у католиков называются Октавой Рождества. Наше же православное Рождество празднуется 7 января (то есть тоже 25 декабря, но по юлианскому календарю). Помимо Русской церкви, в этот же день его празднуют  Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви, Афон, а также древневосточные и восточнокатолические церкви.

 

- Что же, значит, у нас ещё всё впереди. Кстати, если уж говорить о теме рождественской: зная любовь тризовцев привлекать для составления задач и примеров, иллюстрирующих те или иные принципы методики, различные материалы из далеких друг от друга областей (от военного дела до ботаники и лингвистики) – не было ли попыток искать такую информацию в области религиозной?

В.Б.: К сожалению, были.

 

- Почему «к сожалению»?

В.Б.: Для полноценного использования материала из какой-то области, особенно препарируя его в достаточно непривычной модели (а ТРИЗ использует свои модели анализа и представления материала), надо, как минимум, в этой области неплохо разбираться. К сожалению, те попытки привлечения религиозного материала, которые делались, были очень неадекватны как по источникам, откуда они брались, так и по интерпретации. Вряд ли можно считать адекватными источниками статьи из крайне ангажированного журнала «Науки и религия» 80-х годов, или из «Философского словаря» начала 70-х, когда всё издаваемое в стране могло соответствовать лишь одной идеологии – коммунистической. А составной частью этой идеологии был атеизм. И соответственно используемый религиозный материал трактовался в традициях наивно-атеистической пропаганды. Поэтому можно только порадоваться, что тризовцы всё-таки почти не трогали этот пласт культуры в качестве источника задач и демонстрационных примеров. При отсутствии знаний специфики религиозной области те попытки, которые делались, выглядели по меньшей мере нелепо.

 

- Понятно. Но Ваш ответ также подразумевает, что при правильном подходе в области религии – истории, богословия, - есть примеры, которые можно использовать для демонстрации эвристических подходов?

В.Б.: Да, таких примеров множество. Достаточно внимательно почитать, например, Новый завет с сопутствующими квалифицированными комментариями, или книги других религиозных традиций. Но это требует некоторой подготовки и времени, поэтому лучше сосредотачиваться на более доходчивых и простых примерах. Например, в своих семинарах в компании «Идеальные решения» мы используем для обучения почти исключительно примеры и задачи, для решения и понимания которых достаточно иметь среднее образование, то есть закончить школу. Это, слава Богу, у всех приходящих на занятия общее – уж школу-то все как-то и когда-то заканчивали. Поэтому такие задачи и примеры воспринимаются одинаково хорошо и инженерами, и экономистами, и психологами. Главное же не сложность или специфичность задачи, а её уместность для демонстрации методических принципов и их наиболее легкого усвоения.

 

- Вот таким образом мы плавно перешли к теме обучения ТРИЗ людей нетехнических специальностей, как и собирались во время нашей прошлой беседы. Итак, сложно ли это для нетехнарей? Какие особенности в подаче ТРИЗ гуманитариям?

В.Б.: Ну, о задачах и примерах было уже сказано выше – они даются из тех соображений, что на семинары приходят разные люди, и на занятии рядом могут оказаться психолог-коуч, инженер, действующий бизнесмен, айтишник-стартапер, экономист и врач. Поэтому единственное, что объединяет этих людей – это то, что все они оканчивали школу, и это тот базовый уровень знаний, информации, который есть у всех. И, исходя из этого, даются задачи, которые на самом деле относятся к разным областям профессиональной деятельности, но не требуют привлечения дополнительных специальных знаний для своего решения.

Что касается тех продуктов, которые предлагаются нашей компанией, то это разные виды обучения, очного и дистанционного, печатные издания, консалтинг, также как очный, так и дистанционный, и т.д.

Из очных мероприятий наиболее характерный продукт – это так называемая «Креативная неделя».

 

- «Креативная неделя» - это что?

В.Б.: Это пять однодневных семинара, объединенные некоей единой логикой, с использованием ТРИЗ и ряда других эвристических методов. Первый семинар посвящен методам генерации идей при недостаточности исходных данных. Здесь слушателям даются такие инструменты, как метод фокальных объектов в нескольких вариациях, метод аналогий, морфологический анализ, метод фантограмм, мозговой штурм (также несколько вариантов). Что важно, слушателям даются также указания на те типы задач, для которых эффективны те или иные из предлагаемых инструментов.

Второй семинар-тренинг даёт навыки применения некоторых базовых инструментов ТРИЗ для  решения задач, возникающих при внедрении идей, а именно: идеальный конечный результат, ресурсы и физическое противоречие, навыки использования которых отрабатываются на разных задачах из разных областей бизенс-деятельности.

Третий семинар обучает более углубленной постановке задачи. Здесь даются такие инструменты, как алгоритм предварительного анализа проблемы, причинно-следственные цепочки нежелательных эффектов, диаграмма Исикавы-Сибирякова, оператор РВС, системный оператор, метод FAST, метод решения научных задач и диверсионный анализ.

Четвертый семинар обучает использованию 40 изобретательских приёмов при совершенствовании или создании товаров и услуг, причем в двух разных аспектах; поиску новых рыночных ниш; использованию парных приемов.

Пятый семинар даёт навыки разработки стратегий, позволяющих бизнесу находить и занимать зоны высокой прибыли. Он посвящен анализу и использованию бизнес-моделей в преломлении через ТРИЗ инструменты. Материал этого семинара достаточно уникален, это совсем свежие разработки Мастера ТРИЗ Тимохова В.И. Если предыдущие четыре дня мы ведем вместе, то этот семинар – по бизнес-моделям – ведет он один. Я пока недостаточно хорошо владею этим материалом.

Другими словами, за эти 5 дней человек учится генерировать идеи, решать необходимые задачи, проверять постановку или более глубоко анализировать возникшие сопутствующие задачи и прикладывать это всё к существующему бизнесу, или сконструировать новый.

Причем семинары построены так, что можно посетить и какие-то отдельные дни по желанию, если нет времени или интересуют отдельные темы. Опережая вопрос о том, кому предназначено это мероприятие: оно полезно в первую очередь предпринимателям, маркетологам, директорам по продажам, менеджерам, специалистам по развитию бизнеса, разработчикам новых продуктов, специалистам по подготовке кадров, бизнес-тренерам и коучам. За 40 часов даётся некий набор инструментария, позволяющий решать достаточно большой массив задач. Такая своеобразная «школа молодого бойца». Во время семинаров слушатели используют специальную рабочую тетрадь с материалами, шаблонами, алгоритмами, в ней около 200 страниц формата А4. За 5 дней мы разбираем около 200 разных задач. И, как уже было сказано выше, семинары ведут сразу 2 преподавателя.

 В. Бубенцов интервью

- Много ли раз вы проводили это мероприятие?

В.Б.: Да уже несколько лет проводим. На наших сайтах можно посмотреть отчеты по этим событиям, отзывы участников. Были случаи, когда побывавшие на Креативной неделе слушатели присылали на последующие мероприятия своих коллег или подчиненных. На последних двух Креативных неделях были ребята из бизнес-инкубатора Высшей школы экономики – им все эти инструменты как раз очень в тему. Для бизнес-инкубатора мы предоставляем места на семинарах бесплатно. Кстати, наши московские коллеги-тризовцы также заглядывают иногда на огонёк.

 

- Кстати, о ценах: насколько участие в этих семинарах дорого?

В.Б.: На самом деле достаточно недорого. Если смотреть средние цены по рынку семинаров такого рода, то мы скорее ближе к нижней границе. К тому же у нас есть система скидок, а часть мест нами предоставляется иногда бесплатно или на льготных условиях.

 

- Итак, про деятельность компании «Идеальные решения» мы поговорили, про преподавание ТРИЗ людям нетехнических специальностей - также, осталось затронуть из запланированного темы сертификации и расстановки сил ТРИЗ-специалистов на современной карте России и мира.

В.Б.: Ну давайте двигаться по плану. Что касается сертификации МА ТРИЗ – подавляющее большинство наших слушателей этот вопрос вообще не интересует. Сертификаты по ТРИЗ не являются востребованными в российских компаниях и учебных заведениях, не дают преимуществ при устройстве на работу. В Южной Корее дают, а у нас нет. Поэтому вопросы о сертификации задаются, но не более того. На семинары приходят люди, которых интересуют практические результаты, отдача от изученных инструментов на своём рабочем месте, в своём бизнесе. К тому же наши программы немного отличаются от стандартного обучения ТРИЗ, как оно представлено в стандарте по ТРИЗ для претендентов на аттестат «пользователь ТРИЗ» для 1 – 3 уровней МА ТРИЗ.

 

 - Понятно. То есть Вы считаете, что аттестация и сертификация  - ненужное занятие?

В.Б.: Я этого не говорил. Ах, эти журналистские фокусы… Я напомню, что декларируется по этому поводу в Положении о многоступенчатой аттестации пользователей и сертификации специалистов Международной Ассоциации ТРИЗ (если эти пункты ещё не изменили).

 

- А что там говорится?

В.Б.: А там говорится, что разделение по уровням призвано стимулировать профессиональный рост лиц, работающих в области использования ТРИЗ, а также создать наилучшие условия для четкого позиционирования специалистов перед заказчиками услуг, оказываемых с применением ТРИЗ. Вот так примерно. То есть заказчик должен понимать, кто это и что он может.

А ещё там говорится, что первые три уровня предназначены для удостоверения  уровня знаний по ТРИЗ. Четвертый же и пятый уровни отражают, в первую очередь, результативность деятельности в области ТРИЗ. И всё это оценивается, естественно, с позиций МА ТРИЗ, а точнее, с позиций действующего на момент аттестации или сертификации Экспертно-методического и Диссертационного Советов.

 

- То есть, если я правильно понял, в решениях этих органов Вы видите некую предвзятость?

В.Б.: Я бы сказал так: вопрос несколько сложнее. Судя по тому, что можно наблюдать последние годы, сразу действует несколько факторов. И исторический момент, наличие всё более расходящихся, разбегающихся школ и направлений ТРИЗ. И субъективные, в том числе личностные факторы. И, возможно, коммерческие интересы. И неоднозначное понимание того, что такое сегодня ТРИЗ, а что уже нет. И многое другое. В общем, всё как в жизни… Те же проблемы, что у любых диссертационных советов.

Что касается аттестации, то есть получения с 1 по 3 уровни, там особых сложностей вроде не возникает. Вопросы вызывает скорее защита на 5 уровень, то есть на Мастера ТРИЗ. Там всё как-то неоднозначно. Это тема сложная, я могу говорить о ней лишь как сторонний наблюдатель, который может читать представленные к защите работы, видеть результаты защиты, и выслушивать мнения разных сторон-участниц этого процесса.

 

- Сами не собираетесь защищаться на Мастера ТРИЗ?

В.Б.: В этом году меня уже спрашивали на эту тему, когда готовили списки претендентов на защиту 2012. Пока нет. И ближайшие год-два, вероятно, также нет. Понимаете, я перфекционист. И пока не вижу себя как Мастера ТРИЗ. Опять же, возвращаясь к Положению о сертификации: в требования к претендентам на 5 уровень, то есть на Мастера ТРИЗ, включены навыки самостоятельно ставить задачи и решать их с использованием ТРИЗ; занятие теоретическими и практическими разработками в области ТРИЗ, развитием ТРИЗ как научной теории, включая развитие методических основ ТРИЗ, инструментов анализа проблем и синтеза решений изобретательских задач; расширение возможности практического применения ТРИЗ. И написание соответствующей диссертационной работы.

А диссертационная работа по ТРИЗ, в свою очередь, является работой научно-квалификационной. В ней на основании выполненных автором исследований разработаны какие-то теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое научное достижение (например, новое научное направление, выявленное и разработанное диссертантом; существенная переработка традиционных предметных областей), либо автором решена крупная научная проблема, либо изложены научно обоснованные решения, внедрение которых вносит существенный вклад в своей области.

Я считаю, что пока у меня нет достаточного количества материалов для такой работы. Могу сказать больше – ТРИЗ за 60 лет своего развития стала достаточно разветвлённой дисциплиной. И есть многие её разделы, которые я либо знаю чисто теоретически, либо вообще лишь что-то слышал, и не более. Мастер же ТРИЗ, в моём понимании, должен владеть всей совокупностью методов, причем на практике, то есть уметь правильно использовать при решении реальных проблем. Хотя, с учетом того, что ТРИЗ уже разбежалась на множество школ, наверное, стоит поправиться: Мастер ТРИЗ должен владеть всей совокупностью методов своей школы ТРИЗ. И если это не доминирующая в момент защиты в диссертационном совете школа, то могут быть, на мой взгляд, сложности во взаимном понимании и неоднозначный результат.

Кроме того, специалисты по ТРИЗ бывают разные. Есть великолепные теоретики-методисты, но средние решатели задач. Есть великолепные практики-решатели, но они с трудом могут отрефлексировать ход применения ими инструментария, или написать диссертацию в достаточно академической традиции. Есть так называемые «переводчики» - то есть люди, относительно неплохо знающие базовые теории, инструменты, и умеющие более-менее прилично решать задачи, но главное их преимущество – это умение переходить с одной системы понятий на другую, с технической на гуманитарную. Или, например, изложить сугубо инженерный подход, задачу в терминах из области музыки, спорта, искусства. То есть уметь выстраивать развернутые системы аналогий и метафор. Это также не самые лучшие кандидаты в написание диссертационной работы – к ним будет слишком много вопросов и замечаний, в связи с теми, зачастую не очень строгими, допущениями, которые требуются при выстраивании системы аналогий.

 

- Вы говорили о каком-то историческом моменте, о разбегающихся школах. Нельзя ли поподробнее об этом? Что имелось в виду? Распад МА ТРИЗ? Рассыпание методики?  

В.Б.: Давайте заглянем немного в историю ТРИЗ. Тогда будет лучше понятно, что имеется в виду. Согласно основной версии, работа по созданию новой технологии технического творчества была начата в конце 40-х годов 20 века в СССР Альтшуллером Г.С. и Шапиро Р.Б. Затем к Альтшуллеру присоединилась группа энтузиастов, и созданную технологию стали называть сначала АРИЗ, а затем ТРИЗ – «Теория решения изобретательских задач».

Важно отметить, что работа эта делалась не на пустом месте, о чем обычно скромно умалчивают популярные книжки по ТРИЗ. Предпосылки для создания системной методики начали складываться ещё во второй половине 19 века. К концу 40-х годов большинство элементов, из которых сложилась теория решения изобретательских задач, уже существовало, где-то даже в виде неких систем, как например у Бартини, или в виде определенных разрозненных приёмов. Не абсолютно новой была и основная идея ТРИЗ – что технические системы возникают и развиваются по определенным законам; что их можно использовать для сознательного решения изобретательских задач; что решение изобретательских задач должно строиться на системе логических операций обработки исходно заданной ситуации и встроенных в общую логику операторов творческого воображения.

В ТРИЗ стали использоваться несколько моделей представления задачи и перехода от этой модели к решению, в том числе:

- задача как противоречие и решение как устранение этого противоречия;

- задача как обобщенная структурная модель и решение как построение правильной структурной модели;

- задача как выявленная функция и решение в виде переноса принципа решения из других областей техники (решение по аналогии);

- задача как требование спрогнозировать пути развития технической системы и решение как построение прогноза, основанного на законах развития технических систем.

К слову, разрешение противоречия было заезженной темой (правда, на уровне лозунгов) в курсе любой партийной школы и курсов повышения квалификации советского периода, где «диалектику учили не по Гегелю». Во всяком случае, это словосочетание было на слуху, что имело свои плюсы, маркетологические в первую очередь, при продвижении методики.

Использование структурных моделей и создание вепольного анализа по времени создания забавно совпадает с появлением большого количества переводных книг-учебников по теории графов.

Использование аналогий – это вообще тема древняя, как мир, и используемая практически в любой изобретательской методике.

И, наконец, прогноз развития систем – также тема новая не вполне.

Что же было тогда новым? Новым были не все эти отдельные элементы, а та система, которая получилась после их сборки. При доминировании в области креативности психологов и попыток найти все секреты, отталкиваясь от изучения человеческого фактора, группа, разрабатывающая ТРИЗ, сделала смелый шаг (впрочем, диктуемый временем и идеологией), символично отодвинув в сторону психологов и философов и сделав ставку на использование закономерностей развития объектов внешнего мира. Такой несколько упрощенный материализм в подходах дал на определенном этапе свои плоды. Ирония же заключается  в том, что закономерности, которые тризовцы искали и формулировали на этом историческом этапе, получались как результат изучения рукотворного, технического в первую очередь, мира. А все искусственные объекты, задуманные и сделанные человеком, неотъемлемой своей частью имеют отпечаток всех человеческих особенностей, его психики, физиологии и т.д. Тем самым, отвергнув изучение человека в лоб, тризовцы сосредоточились по сути на изучении человеческих особенностей через их проявление на объектах внешнего мира. Можно сказать, ушли от попыток влезть напрямую в мозг человека, и сосредоточились на косвенных показаниях «приборов» - то есть на плодах человеческой деятельности. 

Первым этапом развития ТРИЗ был так называемый «классический» этап, который длился со времен первой публикации по ТРИЗ в 1956 году до формирования последнего варианта алгоритма АРИЗ - АРИЗ-85В, а по сути, до момента отхода «главного инженера проекта ТРИЗ» Г.С. Альтшуллера от активной деятельности. В этот период было отработано сочетание ТРИЗ с таким мощным инструментом совершенствования техники как функционально-стоимостной анализ (ФСА), разработаны методики диверсионного анализа. Были начаты разработки приложения ТРИЗ к решению исследовательских задач к программному обеспечению.

ТРИЗ впитывала в себя множество уже созданных инструментов и приёмов из других эвристических методов, с сильными переделками и самодеятельным осмыслением этих методов. Отчасти это обуславливалось тем, что литература по эвристическим методикам из-за рубежа была крайне редкой, а то, что было опубликовано, чаще представляло описания каких-либо методов в сжатом виде, хорошо если в виде реферата. Но всё-таки что-то было. Наиболее популярной иностранной книгой по методикам в тот период была книга Дж. К.Джонса «Методы проектирования». Были описания метода Коллера, конструирования по каталогам, были на русском языке описания других методов, разрабатываемых в странах соцлагеря, преимущественно в ГДР. И многое приходилось тризовцам того периода осмысливать и переосмысливать самостоятельно, подгоняя под существующую реальность и включая в существующие наборы инструментов. Что где-то даже было скорее плюсом.

 

Вторая особенность – это то, что ТРИЗ на этом этапе разрабатывал большой коллектив, точнее, распределенная сеть школ. Коллектив этот состоял в подавляющем числе из инженеров и научно-технических работников. Налёт некоторого технократизма этой эпохи остаётся в ТРИЗ до сих пор и является пугающим фактором для людей нетехнических специальностей, желающих изучить ТРИЗ. Особенно если посмотреть, какой книгой-флагманом представлена сейчас ТРИЗ на книжных полках (очередное переиздание книги «Найти идею», сугубо технической по своему содержанию).

 

Важной чертой развития в тот момент было противопоставление ТРИЗ всем другим системам. Это имело как негативные последствия, так и некий позитив: помогло выстроить не только саму  методику, но и определенную школу. Сеть специалистов, разрабатывавших отдельные инструменты, которые затем сливались в рамках некоей общей идеологии в методику школы – при всех издержках это был плодотворный подход. И на фоне других эвристических методик ТРИЗ смотрится существенно более выигрышно и потому, что является намного более проработанной методикой, плодом работы сотен и тысяч специалистов в течение десятков лет.

 

Были на этом этапе развития ТРИЗ и перегибы. Так называемое ТРИЗ-движение было выстроено в авторитарную схему, вполне «сталинскую», и влияние личности главного создателя ТРИЗ, было решающим. «Возмутители спокойствия», несогласные и т.д. из системы исторгались с ярлыком «враг ТРИЗ», и от этого пострадали не только отдельные люди, но целые школы были объявлены «вне закона» (Горьковская и т.д.). Эти перегибы выбросили из ТРИЗ-движения очень многих ярких специалистов, и в конечном счете, пострадало от этого само ТРИЗ-движение – снижение внутренней сложности устройства пагубно повлияло на развитие теории.

 

Новый, можно сказать «постклассический» этап развития ТРИЗ совпал с началом перестройки. Это развитие шло на фоне развала страны, разрушения промышленности. ТРИЗ в это время пытаются применять в областях, далеких от техники. К сожалению, попытки инженеров влезать в гуманитарные области не всегда были успешны, так как нехватка соответствующих знаний приводила иногда к курьёзам. Впрочем, мы об этом уже говорили сегодня.

В это же время активно стали возникать зарубежные консалтинговые фирмы, использующие в своей работе ТРИЗ – этому способствовал отъезд из страны большого количества российских специалистов, и распространение программного обеспечения, написанного с использованием ТРИЗ. К сожалению, уехало слишком много тризовцев высокого уровня, что не могло не сказаться на развитии ТРИЗ в России.

Работа в иностранных компаниях, «коммерциализация» ТРИЗ сослужила плохую службу не только отъездом специалистов. Очень сильно это повлияло на информационный обмен в среде тризовцев. Если на предыдущем этапе многие новые разработки становились известными при успешной апробации, ими делились, то теперь обмен информацией из полноводной реки превратился в жиденький ручеёк. Это сильно ударило как по уровню специалистов, так и по уровню ТРИЗ-разработок. Международная ассоциация ТРИЗ, уже существующая в это время, не смогла, да и не очень-то пыталась, надо заметить, решить эту проблему. Количество школ по обучению ТРИЗ резко уменьшилось. Сроки и качество обучения резко упали – мало кто мог позволить себе отвлекаться от работы для серьезного обучения в количестве, например, 270 часов. Стали появляться малые формы – одно-, двух- или трехдневные семинары, на которых стали пытаться давать хотя бы какие-то основные моменты методики.  

 

В то же время тризовцы за рубежом первыми столкнулись с необходимостью существенно доработать ряд разделов методики, поскольку столкновение с рыночной действительностью выявило ряд упущений и слабых мест. Перефразируя слова из доклада Мастера ТРИЗ Кудрявцева А.В., который он читал некоторое время назад в лектории Политехнического музея в Москве, если на первых этапах развития ТРИЗ главным вопросом было «Как хорошо решить задачу?», то теперь вопрос встал так: «Как выбрать ключевую задачу?». А затем от этого вопроса плавно перешли к вопросу «Какой объект развивать?», и далее – «Как понять, что надо потребителю?» Это способствовало развитию постановочной части ТРИЗ, стали использоваться и включаться в ТРИЗ разнообразные способы постановки задачи, исследования потребителей и т.д. Но при отсутствии единого центра и открытого обмена информацией многие техники этого периода до сих пор весьма мало известны за пределами немногочисленных ТРИЗ-фирм. На этом этапе стали активно формироваться отдельные закрытые ветви, школы ТРИЗ, наиболее многочисленная из них – версия ТРИЗ компании С.Литвина «G3».

 

- Что же происходит сейчас?  

В.Б.: Много разного и интересного. Во-первых, идет активное сочетание ТРИЗ с разными системами повышения качества, инженерного проектирования. Далее – активное возвращение в ТРИЗ психологов, философов и т.д. Происходит научный ревизионизм основ ТРИЗ в России. Появляется много новых инструментов, основанных на значительном практическом опыте. Идёт массовое распространение классической ТРИЗ на Западе, а в последние годы и в Азии.

 

И это всё вроде бы хорошо. Но есть и печальные тенденции. Существует значительное различие в количестве и качестве информации о современной ТРИЗ в различных странах. Налицо также разрыв пирамиды преемственности. То есть в наличии много новичков, есть некоторое количество высококлассных профессионалов, мало специалистов среднего уровня. Или, другими словами, много «школьников», есть кучка «докторов наук», но мало «кандидатов наук» и «выпускников вузов». И всё это на фоне назревания смены поколений (большинство ТРИЗ-специалистов высокого уровня по своему возрасту в ближайшие 10 лет прекратят свою активную деятельность в этой области, а замена им соответствующего качества и количества отсутствует). И что особенно печально – так это недостаток информации о новых разработках и отсутствие явного центра-лидера, объединяющего и совершенствующего ТРИЗ как некую единую методику. Существующая ассоциация не справляется с этой задачей.

 

Всё вышеперечисленное приводит к тому, что большое количество ТРИЗ-специалистов, работая над разными проектами и создав массу новых решательных, аналитических и прочих инструментов, по сути обособляется, создавая свои стили, направления, а по сути зачастую и школы ТРИЗ, которые всё более непохожи друг на друга, и понимают друг друга со всё большим трудом. Отсюда, кстати, и сертификационные проблемы.

 

Понятно, что это закономерный этап истории. Нечто, объединившись в большую «империю», и сообщив тем самым толчок в развитии более отсталым своим частям, затем закономерно распадается, уходя из-под жесткого диктата, и образуя сеть более мелких частей, живущих самостоятельно. И затем, через некоторое время, если эти части будут живы-здоровы, наступит необходимость нового объединения для получения нового качества. Всё вполне в рамках гегелевского учения об узловой линии мер. Но пока этих объединительных тенденций не видно, видимо, это дело следующего поколения.

 

Хотя уже сейчас понятно, что ТРИЗ, углубившись в прошлые годы на какой-то довольно глубокий методический уровень, сейчас, «выбрав» на этом уровне большую часть материала, притормозилась. Дальше можно конечно заниматься сто сорок пятой переделкой тех или иных алгоритмов, но настоятельно необходимым видится переход на новый, более глубокий этап. И это отнюдь не математизация и академизация ТРИЗ, куда её сейчас пытаются активно затолкать некоторые новые тризовцы, работавшие всю жизнь в университетской среде, – понятно, что для них это удобный и желательный вариант. Но для ТРИЗ это направление не очень полезное, хотя и допустимое в небольших количествах.

 

Мне кажется, что следующий этап для ТРИЗ – это объединение ТРИЗ с философами и психологами, попытка уйти на ещё один уровень вглубь. Все предпосылки для этого уже сложились. И, кстати, на последней конференции по ТРИЗ уже были первые признаки движения в эту сторону. В частности, был интересный доклад психолога Ромащука, работающего над совмещением моделей, принятых в конфликтологии, с инструментарием ТРИЗ.

 

- Понятно. И последний на сегодня вопрос – о расстановке сил специалистов ТРИЗ в России и мире.

В.Б.: Этот вопрос конечно лучше задавать Международной ассоциации ТРИЗ – я думаю, у них более внятная статистика…

 

- Поскольку её представители в данный момент не участвуют в нашей беседе, может быть Вы скажете, хотя бы приблизительно, как обстоят дела?

В.Б.: Ну давайте попытаюсь, хотя полнотой сведений не располагаю.

Тризовцы работают по всему миру, но наибольшее их количество, насколько я знаю, помимо России, сейчас в США и в Южной Корее. Я сейчас говорю об опытных специалистах, в основном наших бывших соотечественниках. Потому что, если смотреть на количество аттестованных на 1-3 уровни, то тут Штаты и Южная Корея будут в лидерах. Тризовцы работают в двух вариантах – или как индивидуальные консультанты, или в составе тризовских фирм. Таковых сравнительно немного. Самая крупная – G3, которая работает в Штатах и имеет дочернюю фирму «Алгоритм» в Санкт-Петербурге. Был у них филиал и в Москве, но, кажется, после кризиса он закрылся. Есть ещё несколько фирм в России, и в других странах. Большинство тризовских фирм – это небольшие организации, по численности от 3 до 15 человек. Только фирмы Джентри и Алгоритм в совокупности имеют порядка пары сотен сотрудников.

В Европе тризовцы концентрируются как-то больше в академических заведениях. В Южной Корее работают почти исключительно индивидуальные консультанты, насколько мне известно, которых компании вроде Самсунга приглашает или на сроки от года до нескольких лет, или же консультанты работают в челночном режиме – пару месяцев в Корее, пару дома.

 

Большинство тризовцев – если не сказать подавляющее большинство – работает в области техники, решает технические задачи. И это понятно – почти все они инженеры. И большинство курсов обучения также рассчитаны на людей с техническим образованием. На настоящий момент это скорее недостаток для тризовской среды, мешающий методике распространяться в другие области человеческой деятельности, и идти в своём развитии вглубь, о чем мы выше говорили.

 

Что касается России, тут не всё благоприятно. ТРИЗ для многих, особенно для молодых, является системой неизвестной, о ней помнит лишь старшее поколение. Здесь надо начинать популяризацию почти с чистого листа. Из общественных организаций ТРИЗ в России находится чуть меньше половины всех зарегистрированных в Международной ассоциации ТРИЗ, но они очень небольшие, и в них входит мало молодежи, в основном это люди за 60 лет. Поскольку наша промышленность развивается не столь бурно, как на Западе и Востоке, то и востребованность ниже. Кроме того, нет пророка в своём отечестве, и если речь идет о пробах использования каких-то эвристических методик, то многие компании предпочитают пробовать западные методики, просто потому что они хорошо разрекламированы. Тризовцы не могут похвастаться большими рекламными бюджетами и умением подать себя с таким же размахом. В вузах же ТРИЗ толком нигде не читается, в лучшем случае это 20-40-часовые ознакомительные курсы. Да и восприятие студентов – не совсем то, что надо для нормального обучения ТРИЗ. Так что у ТРИЗ в России очень много проблем.

 

- Что же, спасибо. Будем надеяться, что эти проблемы как-то решатся. С наступающим Новым Годом Вас!

В.Б.: И Вас также с праздником.

 

 

Добавить в блокнот Скачать Банк идей
Ближайшие мероприятия

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии: