Статьиcегодня статей - 280

Крестьянское время

Дата публикации: 03.11.2010


Крестьянское-время (Acrobat PDF, 200 кб.)

В эпоху неолита, около 10 тысяч лет до н. э., начало зарождаться земледелие. Появились первые цивилизации, люди наблюдали за движением светил - космические часы с четкими ритмами стали идеальным прибором определения времени для земледельцев. Регулярная смена дня и ночи, времен года формировала в аграрном обществе зависимость человека от природных циклов, влияла не только на хозяйственную деятельность, но и на его сознание.

Крестьянин не мог преодолеть господство природного кругового движения. Он мог только подчиниться природному ритму и обожествить наиболее влиятельные светила. Так у земледельческих народов зародился культ Солнца, Луны, некоторых звезд, повлиявших впоследствии на развитие различных религиозных направлений. Примечательно, что на севере Солнце являлось воображению человека в виде доброго бога, дающего земледельцам свет и тепло, благотворно влияющего весной, летом и осенью на рост растений, сбор и сохранение урожая. Совершенно иным Солнце казалось в Египте, Месопотамии, Италии. Здесь оно в качестве могущественного божества поражало людей. Палящий зной иногда уничтожал все посевы, превращая земли в пустыню.

Поклонение древнеегипетскому богу Солнца Ра

Рис. 1. Поклонение древнеегипетскому богу Солнца Ра

Крестьянам важно было отслеживать наступление нового года. Это время ассоциировалось с весной, с началом полевых работ. Для каждой местности были свои приметы, подсказки, связанные с приходом весны, выработанные на основе многолетних наблюдений за различными природными явлениями. Служители культа, владевшие астрономическими знаниями, "обыгрывали" эти знания, придавали им статус чудодейственных знамений. Так, в Древнем Египте сказочное благосостояние или голод и мор целиком зависели от ежегодных разливов реки Нил, приносивших на поля плодородный ил. Астрономы знали, что разлив Нила наступает во время летнего солнцестояния. Именно в это время на востоке перед самым восходом солнца загоралась одна из ярчайших из неподвижных звезд - звезда Сотиус (Сириус). Это был первый утренний восход звезды после периода невидимости, вызванного тем, что солнце в своем годичном движении проходит эту область неба. Жрецы Древнего Египта пользовались этим для предсказания наступления разлива Нила, что позволяло своевременно подготовить поля и ирригационные сооружения. Древнеегипетский календарь вначале был солнечным сельскохозяйственным календарем. Он начинался с разливом Нила и содержал три сезона. Первые четыре месяца назывались месяцами наводнения, следующие четыре - месяцами роста, или зерна, и последние четыре - месяцами зноя, или месяцами сбора урожая.

С развитием земледелия у всех народов, населявших нашу планету, вырабатывались календарные традиции. Часто в одной стране бытовало несколько календарей - церковный, гражданский, народный. Сельскохозяйствен-ный, народный календарь во все времена отличался и от чисто церковного, и впоследствии от гражданского. Да-же месяцы земледельцы называли не именами императоров и богов, а важными для крестьян видами работ. На-пример, в древней Германии июнь назывался месяцем пара, июль - месяцем косьбы, сентябрь - месяцем по-сева, октябрь - месяцем вина. У скандинавов май именовали временем сбора яиц, июнь - солнечным месяцем. Лето называли временем между плугом и скирдованием. До нашего времени в украинском и белорусском кален-дарях сохранились месяцы, в названии которых отражены основные сельскохозяйственные работы. Зимой славяне готовили землю для посева. Для этого выбирали участок в лесу и вырубали деревья. Этот месяц так и называли - сечень, от слов "сечь", "рубить". Затем лес сушили и сжигали - следующие месяцы назывались сухий и березол. Весной землю, посыпанную золой, разрыхляли деревянной сохой или оралом, затем сеяли семена. Созревший хлеб вначале жали серпами - жнивень, серпень, а затем сушили и молотили - вресень (от слова "врещи" - молотить).
Сельскохозяйственный календарь и распорядок дня, недели, года варьировались в зависимости от места про-живания земледельцев. Время средневекового человека - это местное время. Этот календарь устанавливался и совершенствовался веками, и крестьяне следовали ему неукоснительно. Вехами календаря были народные при-меты, привязанные, как правило, к дням памяти святых или к праздникам. Чуть ли не каждый день крестьянского года расписывался по делам. "Расписание" это было настоящей наукой - непростой, требующей высокой тради-ционной культуры, внимательности, сообразительности и, наконец, просто хорошей памяти, чтобы ориентироваться в сотнях примет, их последовательности и сочетаниях.

Крестьянский год начинался весной. В. Даль собрал богатейшую коллекцию отточенных веками пословиц и поговорок, связанных с повседневной народной жизнью. Вот несколько примеров (даты даны по старому стилю).

  • 5 мая на Ирину-рассадницу приговаривали над рассадой капусты: "Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика".
  • 9 мая на Николу Вешнего - "Сади картофель".
  • 27 июня - с Петрова дня - "Доставай косы и серпы к Петрову дню".
  • 20 июля - пророк Илья - "Лето кончает, жито зажинает".
  • 24 июля - Борис и Глеб - "Поспел хлеб".
  • 15-16 августа - Третий Спас - "Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - "на зеленых горах холсты продают".
  • 16 января - на Петра-полукорма - "Вышла половина зимнего корма".
  • 1 марта - Евдокия - "Какова Евдокия, таково и лето".
  • В марте-апреле крестьяне праздновали Пасху. В крестьянском сознании Пасха - Воскресение Христа - ассоциировалась также с воскресением (прорастанием) семян для будущего урожая.

Многим народам, населявшим Землю в древние века, для повседневной жизни не нужны были часы. Адыги , например, в старину пользовались наблюдениями за движением солнца, звезд и созвездий, за поведением животных. О том, что наступила середина ночи, они судили по тому, что с этого момента лошади стоя засыпали. Год адыги делили на четыре части и определяли наступление очередного времени года по положению созвездия Вагъуэбэ . Выход Вагъуэбэ из земли соответствовал весеннему равноденствию. В этот период, 20-22 марта, наступал новый сельскохозяйственный год. Адыги считали, что только в это время солнечные лучи начинают проникать в землю и обогревать ее. Вагъуэбэ "смотрело на урожай" в дни летнего солнцестояния. После этого события растения быстро росли, наливались соком. Этот момент определяли по народной примете: в обеденное время "собаке не хватает тени от задка арбы", то есть в полдень - самая короткая тень. В дни осеннего равноденствия Вагъуэбэ заходило в кроны деревьев. Это был знак того, что отныне с каждым днем в земле будет меньше тепла. С этой поры адыги начинали заготавливать дрова. "Входило" Вагъуэбэ обратно в землю, то есть достигало своего нижнего рубежа в дни зимнего солнцестояния, - из земли выходило все тепло, и начиналась зима.
Поклонение славян Солнцу

Рис. 2. Поклонение славян Солнцу

Людям, работавшим на земле, не нужны были мелкие отрезки времени - час, минута, секунда. Важнее было знать, когда наступит новый сезон, какая-либо часть дня. Например, для человека Древней Руси ориентирами во времени были повторяющиеся природные явления, церковные службы, некоторые ежедневные бытовые действия:

  • заутреня;
  • заря;
  • ранняя заря;
  • начало света;
  • восход солнца;
  • утро;
  • средина утра;
  • обедня;
  • обед;
  • уденье ;
  • полуденье;
  • паобед ;
  • вечерня;
  • ночь;
  • полночь.

Каждый день начинался с заутрени до восхода солнца, "вослед за куроглашением" (то есть с петухами). Восход солнца имел в старину для людей колоссальное значение, ночью человек ощущал себя неуютно.
Гномон солнечных часов на городской башне

Рис. 3. Гномон солнечных часов на городской башне

Неудивительно, что птица, предвещавшая восход солнца, становилась уважаемой, а иногда и священной, первым будильником. Для крестьянина не было более точных часов, чем петушиный крик. Считалось, что первое "ку ка-ре-ку" раздается в первом часу ночи. После вторых петухов (в 2 часа) хозяйки вставали поставить хлеб и подоить коров. С третьими петухами - в четыре утра - просыпалась вся деревня: жители славянских сел выходили из домов и, обращая взор на восток, пением и молитвами встречали восходящее светило.
Клепсидра в средневековом Китае

Рис. 4. Клепсидра в средневековом Китае

Позже, в Средние века, для основной массы населения главным ориентиром суток был звон церковных колоколов, регулярно призывавших к службам: заутрене, обедне, вечерне, - течение времени контролировалось духовенством. Сутки делились на ряд отрезков - канонических часов, обычно их было семь, и обозначались они боем церковных часов. Различали также "колокол выгона в луга", "колокол жатвы", "колокол тушения огней".

Солнечные часы в деревнях специально не устанавливали. Зачем? Строили дом, ориентированный по сторонам света, с окнами, выходящими на юг. Над одним из окон втыкали шест, а на стене избы делали зарубки. Тень от шеста - гномона - падала на зарубки и указывала время. Вот вам и солнечные часы. Такие дома строили в Литве вплоть до XIX века.

Скотоводы древней Калмыкии в качестве часов использовали внутреннее убранство своей кибитки. Ее дверь была всегда обращена на юг, и все вещи располагались по единому общепринятому принципу. Наблюдая за солнечным лучом, проникающим через дымовое отверстие в верхней части кибитки, можно было определять время суток. При восходе солнца освещались только верхние концы каркаса, перемещение солнечного луча на предметы, расположенные на северной стороне кибитки, означало наступление полдня и т.д.
Когда в долинах крупных рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга - возникло около 5 тысяч лет назад поливное земледелие, появился и человек, ведавший распределением воды. Вода в этих жарких местах была на вес золота. Пуская воду на поле, этот человек одновременно заполнял и сосуд с отверстием внизу. Когда вода вытекала из сосуда, он прекращал подавать воду на поле одного крестьянина и пускал ее на поле другого, при этом опять заполняя тот же сосуд - клепсидру, или водяные часы. Человека, владеющего клепсидрой, или стоящего у "крана", можно было подкупить, и тогда в сосуд наливалось немного больше воды, а для неугодных крестьян - чуть меньше. Так время постепенно стало приобретать значение "время - деньги".

Долгие века крестьяне жили, ориентируясь во времени по солнцу, бою церковного колокола, петушиному крику по утрам. Личных - карманных и наручных - часов у сельских жителей не было вплоть до начала ХХ века. Если у кого то из крестьян появлялись карманные часы, значит, это были часы наградные. Такими часами в российской царской армии награждали отличившихся солдат. На корпусах часов была гравировка с названием заслуг и рода войск, например, изображение скрещенных ружей и надпись: "За отличную стрельбу".

В XVIII - XIX веках в домах наиболее зажиточных крестьян начали появляться очень простые и дешевые на-стенные часы типа ходиков. Первое производство настенных часов с самым примитивным механизмом, с деталями, вырезанными из дерева чуть ли не кухонным ножом, возникло в начале XVIII века в Шварцвальде (Германия). Совсем дешевые изделия пользовались большим спросом, тем более что часы сами "приходили" в отдаленные поселения. Возникла новая профессия - странствующие часовщики. Зимой, когда было меньше работы по хозяйству, мастера изготавливали часы, а летом некоторые из них превращались в торговцев. Обвешанные часами крестьянские мастера ходили из деревни в деревню, из страны в страну и предлагали незамысловатые механизмы с расписными деревянными циферблатами.

В 1738 году в том же Шварцвальде изготовили первые часы с кукушкой, настолько полюбившиеся в России, что многие обыватели ошибочно полагают, что это, как и матрешка, типично российское изобретение. Корпуса часов с кукушкой мастерили из дерева в виде домиков, украшенных резными охотничьими трофеями или лесными сценками. Начав с самых простых настенных часов с гирями, немецкие крестьяне-ремесленники научились изготавливать и более сложные часы с движущимися и танцующими фигурками, изображающими солдат в карауле, трубачей, флейтистов. В середине XIX века появились часы с "бегающими глазами": выполненные на отдельных плашках, глаза были соединены с маятником и при его колебании двигались. Создавалось впечатление, что волк, кошка или человек следят за вами.
В 1860 е годы подобный промысел появился в России. Жители подмосковных деревень в районе Звенигорода стали заниматься не только традиционным сельским хозяйством, но и производством часов ходиков. В трех избах села Шарапово Герасим Афанасьев вместе с домохозяевами и членами своей семьи выпускали в год до 1500 часов на простейшем самодельном токарном станке и делительной машине для нарезки зубьев на колесах часовых механизмов. В книге А.С. Курской "Производство часов в Москве и Московской губернии", вышедшей в 1914 году, было написано: "Благодаря своей дешевизне ходики эти продаются не только в специальных магазинах, но даже в посудных и галантерейных лавках".
Часы с кукушкой и часы-ходики

Часы с кукушкой и часы-ходики

Рис. 5. Часы с кукушкой и часы-ходики

Звенигородские кустари-"ёкольщики" по сути оставались крестьянами. Многие из них приходили на промысел из деревень и отпрашивались летом на покос и уборку урожая, уезжали на Рождество и Пасху. В производстве было занято много женщин и детей. Как правило, женщины у себя дома изготавливали цепочки для гирь, их так и называли - цепочницы.

Сегодня в деревнях, как и в городе, жители пользуются самыми разнообразными часами в зависимости от достатка и вкуса. Но для производственных целей в крупных сельскохозяйственных птицеводческих и животноводческих комплексах применяются различные программно-временные устройства, например программное реле времени ПРУС-1. Этот прибор предназначен для управления включением и выключением электрического освещения в безоконных птичниках. Прибор автоматически регулирует освещение птичника, имитируя рассвет и закат, различную силу света в зависимости от времени суток и времени года. Он имеет разные программы для кур-несушек и для цыплят.

Переход сельского хозяйства к высоким технологиям меняет и крестьянское время. Оно требует все более точного измерения, и единицей измерения становятся секунды.

Крестьянское время


Литература

Завельский Ф. С. Время и его измерение. М.: Наука, 1987.
Киттары К. Я. Обозрение Санкт-Петербургской выставки русской мануфактурной промышленности 1861 года. СПб., 1861.
Курская А. С. Производство часов в Москве и Московской губернии. М., 1914.
Нурок М., Фокина Т. Штука механики // Наука и жизнь. 1983. №12.
Пипуныров В. Н. История часов с древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1982.
Пленков В. Вятские умельцы. Киров, 1971.
Полянский С. Часы механика самоучки // Известия. 1952. 12 марта.
Риан Л., Флориан Г. Указатель выставки изделий русской промышленности в Санкт-Петербурге. СПб., 1861, №12.
Фокина Т. А. Астрономические часы Ф. Карася // Памятники науки и техники в музеях России. М.: Знание, 1992.
Фокина Т. А. История отечественной часовой промышленности. Первый ли в России Первый московский часовой завод? // Машиностроитель. 2003. №10.
Фокина Т. А. Часпром времен Екатерины // Часовой бизнес. 2000. №5.
Альбом Всероссийской промышленной выставки в Нижнем Новгороде. СПб., 1896.
Всероссийская кустарно-промышленная выставка 1902 г. в Петербурге. СПб., 1902.
Солнечные часы и календарные системы народов СССР: Тематический сборник научных трудов. Академия наук СССР. Л., 1985.

 

Добавить в блокнот

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии:
  • abba-trans.comXW|2018-06-03|Автобус в аренду киров

    Автобус в аренду киров http://abba-trans.com/page/avtobus-v-arendu-kirov/ .