Крестьянское-время (Acrobat PDF, 200 кб.)
В эпоху неолита, около 10 тысяч лет до н. э., начало зарождаться земледелие. Появились первые цивилизации, люди наблюдали за движением светил - космические часы с четкими ритмами стали идеальным прибором определения времени для земледельцев. Регулярная смена дня и ночи, времен года формировала в аграрном обществе зависимость человека от природных циклов, влияла не только на хозяйственную деятельность, но и на его сознание.
Крестьянин не мог преодолеть господство природного кругового движения. Он мог только подчиниться природному ритму и обожествить наиболее влиятельные светила. Так у земледельческих народов зародился культ Солнца, Луны, некоторых звезд, повлиявших впоследствии на развитие различных религиозных направлений. Примечательно, что на севере Солнце являлось воображению человека в виде доброго бога, дающего земледельцам свет и тепло, благотворно влияющего весной, летом и осенью на рост растений, сбор и сохранение урожая. Совершенно иным Солнце казалось в Египте, Месопотамии, Италии. Здесь оно в качестве могущественного божества поражало людей. Палящий зной иногда уничтожал все посевы, превращая земли в пустыню.
Рис. 1. Поклонение древнеегипетскому богу Солнца Ра
Крестьянам важно было отслеживать наступление нового года. Это время ассоциировалось с весной, с началом полевых работ. Для каждой местности были свои приметы, подсказки, связанные с приходом весны, выработанные на основе многолетних наблюдений за различными природными явлениями. Служители культа, владевшие астрономическими знаниями, "обыгрывали" эти знания, придавали им статус чудодейственных знамений. Так, в Древнем Египте сказочное благосостояние или голод и мор целиком зависели от ежегодных разливов реки Нил, приносивших на поля плодородный ил. Астрономы знали, что разлив Нила наступает во время летнего солнцестояния. Именно в это время на востоке перед самым восходом солнца загоралась одна из ярчайших из неподвижных звезд - звезда Сотиус (Сириус). Это был первый утренний восход звезды после периода невидимости, вызванного тем, что солнце в своем годичном движении проходит эту область неба. Жрецы Древнего Египта пользовались этим для предсказания наступления разлива Нила, что позволяло своевременно подготовить поля и ирригационные сооружения. Древнеегипетский календарь вначале был солнечным сельскохозяйственным календарем. Он начинался с разливом Нила и содержал три сезона. Первые четыре месяца назывались месяцами наводнения, следующие четыре - месяцами роста, или зерна, и последние четыре - месяцами зноя, или месяцами сбора урожая.
С развитием земледелия у всех народов, населявших нашу планету, вырабатывались календарные традиции. Часто в одной стране бытовало несколько календарей - церковный, гражданский, народный. Сельскохозяйствен-ный, народный календарь во все времена отличался и от чисто церковного, и впоследствии от гражданского. Да-же месяцы земледельцы называли не именами императоров и богов, а важными для крестьян видами работ. На-пример, в древней Германии июнь назывался месяцем пара, июль - месяцем косьбы, сентябрь - месяцем по-сева, октябрь - месяцем вина. У скандинавов май именовали временем сбора яиц, июнь - солнечным месяцем. Лето называли временем между плугом и скирдованием. До нашего времени в украинском и белорусском кален-дарях сохранились месяцы, в названии которых отражены основные сельскохозяйственные работы. Зимой славяне готовили землю для посева. Для этого выбирали участок в лесу и вырубали деревья. Этот месяц так и называли - сечень, от слов "сечь", "рубить". Затем лес сушили и сжигали - следующие месяцы назывались сухий и березол. Весной землю, посыпанную золой, разрыхляли деревянной сохой или оралом, затем сеяли семена. Созревший хлеб вначале жали серпами - жнивень, серпень, а затем сушили и молотили - вресень (от слова "врещи" - молотить).
Сельскохозяйственный календарь и распорядок дня, недели, года варьировались в зависимости от места про-живания земледельцев. Время средневекового человека - это местное время. Этот календарь устанавливался и совершенствовался веками, и крестьяне следовали ему неукоснительно. Вехами календаря были народные при-меты, привязанные, как правило, к дням памяти святых или к праздникам. Чуть ли не каждый день крестьянского года расписывался по делам. "Расписание" это было настоящей наукой - непростой, требующей высокой тради-ционной культуры, внимательности, сообразительности и, наконец, просто хорошей памяти, чтобы ориентироваться в сотнях примет, их последовательности и сочетаниях.
Крестьянский год начинался весной. В. Даль собрал богатейшую коллекцию отточенных веками пословиц и поговорок, связанных с повседневной народной жизнью. Вот несколько примеров (даты даны по старому стилю).
- 5 мая на Ирину-рассадницу приговаривали над рассадой капусты: "Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика".
- 9 мая на Николу Вешнего - "Сади картофель".
- 27 июня - с Петрова дня - "Доставай косы и серпы к Петрову дню".
- 20 июля - пророк Илья - "Лето кончает, жито зажинает".
- 24 июля - Борис и Глеб - "Поспел хлеб".
- 15-16 августа - Третий Спас - "Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - "на зеленых горах холсты продают".
- 16 января - на Петра-полукорма - "Вышла половина зимнего корма".
- 1 марта - Евдокия - "Какова Евдокия, таково и лето".
- В марте-апреле крестьяне праздновали Пасху. В крестьянском сознании Пасха - Воскресение Христа - ассоциировалась также с воскресением (прорастанием) семян для будущего урожая.
Многим народам, населявшим Землю в древние века, для повседневной жизни не нужны были часы. Адыги , например, в старину пользовались наблюдениями за движением солнца, звезд и созвездий, за поведением животных. О том, что наступила середина ночи, они судили по тому, что с этого момента лошади стоя засыпали. Год адыги делили на четыре части и определяли наступление очередного времени года по положению созвездия Вагъуэбэ . Выход Вагъуэбэ из земли соответствовал весеннему равноденствию. В этот период, 20-22 марта, наступал новый сельскохозяйственный год. Адыги считали, что только в это время солнечные лучи начинают проникать в землю и обогревать ее. Вагъуэбэ "смотрело на урожай" в дни летнего солнцестояния. После этого события растения быстро росли, наливались соком. Этот момент определяли по народной примете: в обеденное время "собаке не хватает тени от задка арбы", то есть в полдень - самая короткая тень. В дни осеннего равноденствия Вагъуэбэ заходило в кроны деревьев. Это был знак того, что отныне с каждым днем в земле будет меньше тепла. С этой поры адыги начинали заготавливать дрова. "Входило" Вагъуэбэ обратно в землю, то есть достигало своего нижнего рубежа в дни зимнего солнцестояния, - из земли выходило все тепло, и начиналась зима.
Рис. 2. Поклонение славян Солнцу
Людям, работавшим на земле, не нужны были мелкие отрезки времени - час, минута, секунда. Важнее было знать, когда наступит новый сезон, какая-либо часть дня. Например, для человека Древней Руси ориентирами во времени были повторяющиеся природные явления, церковные службы, некоторые ежедневные бытовые действия:
- заутреня;
- заря;
- ранняя заря;
- начало света;
- восход солнца;
- утро;
- средина утра;
- обедня;
- обед;
- уденье ;
- полуденье;
- паобед ;
- вечерня;
- ночь;
- полночь.
Каждый день начинался с заутрени до восхода солнца, "вослед за куроглашением" (то есть с петухами). Восход солнца имел в старину для людей колоссальное значение, ночью человек ощущал себя неуютно.
Рис. 3. Гномон солнечных часов на городской башне
Неудивительно, что птица, предвещавшая восход солнца, становилась уважаемой, а иногда и священной, первым будильником. Для крестьянина не было более точных часов, чем петушиный крик. Считалось, что первое "ку ка-ре-ку" раздается в первом часу ночи. После вторых петухов (в 2 часа) хозяйки вставали поставить хлеб и подоить коров. С третьими петухами - в четыре утра - просыпалась вся деревня: жители славянских сел выходили из домов и, обращая взор на восток, пением и молитвами встречали восходящее светило.
Рис. 4. Клепсидра в средневековом Китае
Позже, в Средние века, для основной массы населения главным ориентиром суток был звон церковных колоколов, регулярно призывавших к службам: заутрене, обедне, вечерне, - течение времени контролировалось духовенством. Сутки делились на ряд отрезков - канонических часов, обычно их было семь, и обозначались они боем церковных часов. Различали также "колокол выгона в луга", "колокол жатвы", "колокол тушения огней".
Солнечные часы в деревнях специально не устанавливали. Зачем? Строили дом, ориентированный по сторонам света, с окнами, выходящими на юг. Над одним из окон втыкали шест, а на стене избы делали зарубки. Тень от шеста - гномона - падала на зарубки и указывала время. Вот вам и солнечные часы. Такие дома строили в Литве вплоть до XIX века.
Скотоводы древней Калмыкии в качестве часов использовали внутреннее убранство своей кибитки. Ее дверь была всегда обращена на юг, и все вещи располагались по единому общепринятому принципу. Наблюдая за солнечным лучом, проникающим через дымовое отверстие в верхней части кибитки, можно было определять время суток. При восходе солнца освещались только верхние концы каркаса, перемещение солнечного луча на предметы, расположенные на северной стороне кибитки, означало наступление полдня и т.д.
Когда в долинах крупных рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга - возникло около 5 тысяч лет назад поливное земледелие, появился и человек, ведавший распределением воды. Вода в этих жарких местах была на вес золота. Пуская воду на поле, этот человек одновременно заполнял и сосуд с отверстием внизу. Когда вода вытекала из сосуда, он прекращал подавать воду на поле одного крестьянина и пускал ее на поле другого, при этом опять заполняя тот же сосуд - клепсидру, или водяные часы. Человека, владеющего клепсидрой, или стоящего у "крана", можно было подкупить, и тогда в сосуд наливалось немного больше воды, а для неугодных крестьян - чуть меньше. Так время постепенно стало приобретать значение "время - деньги".
Долгие века крестьяне жили, ориентируясь во времени по солнцу, бою церковного колокола, петушиному крику по утрам. Личных - карманных и наручных - часов у сельских жителей не было вплоть до начала ХХ века. Если у кого то из крестьян появлялись карманные часы, значит, это были часы наградные. Такими часами в российской царской армии награждали отличившихся солдат. На корпусах часов была гравировка с названием заслуг и рода войск, например, изображение скрещенных ружей и надпись: "За отличную стрельбу".
В XVIII - XIX веках в домах наиболее зажиточных крестьян начали появляться очень простые и дешевые на-стенные часы типа ходиков. Первое производство настенных часов с самым примитивным механизмом, с деталями, вырезанными из дерева чуть ли не кухонным ножом, возникло в начале XVIII века в Шварцвальде (Германия). Совсем дешевые изделия пользовались большим спросом, тем более что часы сами "приходили" в отдаленные поселения. Возникла новая профессия - странствующие часовщики. Зимой, когда было меньше работы по хозяйству, мастера изготавливали часы, а летом некоторые из них превращались в торговцев. Обвешанные часами крестьянские мастера ходили из деревни в деревню, из страны в страну и предлагали незамысловатые механизмы с расписными деревянными циферблатами.
В 1738 году в том же Шварцвальде изготовили первые часы с кукушкой, настолько полюбившиеся в России, что многие обыватели ошибочно полагают, что это, как и матрешка, типично российское изобретение. Корпуса часов с кукушкой мастерили из дерева в виде домиков, украшенных резными охотничьими трофеями или лесными сценками. Начав с самых простых настенных часов с гирями, немецкие крестьяне-ремесленники научились изготавливать и более сложные часы с движущимися и танцующими фигурками, изображающими солдат в карауле, трубачей, флейтистов. В середине XIX века появились часы с "бегающими глазами": выполненные на отдельных плашках, глаза были соединены с маятником и при его колебании двигались. Создавалось впечатление, что волк, кошка или человек следят за вами.
В 1860 е годы подобный промысел появился в России. Жители подмосковных деревень в районе Звенигорода стали заниматься не только традиционным сельским хозяйством, но и производством часов ходиков. В трех избах села Шарапово Герасим Афанасьев вместе с домохозяевами и членами своей семьи выпускали в год до 1500 часов на простейшем самодельном токарном станке и делительной машине для нарезки зубьев на колесах часовых механизмов. В книге А.С. Курской "Производство часов в Москве и Московской губернии", вышедшей в 1914 году, было написано: "Благодаря своей дешевизне ходики эти продаются не только в специальных магазинах, но даже в посудных и галантерейных лавках".
Рис. 5. Часы с кукушкой и часы-ходики
Звенигородские кустари-"ёкольщики" по сути оставались крестьянами. Многие из них приходили на промысел из деревень и отпрашивались летом на покос и уборку урожая, уезжали на Рождество и Пасху. В производстве было занято много женщин и детей. Как правило, женщины у себя дома изготавливали цепочки для гирь, их так и называли - цепочницы.
Сегодня в деревнях, как и в городе, жители пользуются самыми разнообразными часами в зависимости от достатка и вкуса. Но для производственных целей в крупных сельскохозяйственных птицеводческих и животноводческих комплексах применяются различные программно-временные устройства, например программное реле времени ПРУС-1. Этот прибор предназначен для управления включением и выключением электрического освещения в безоконных птичниках. Прибор автоматически регулирует освещение птичника, имитируя рассвет и закат, различную силу света в зависимости от времени суток и времени года. Он имеет разные программы для кур-несушек и для цыплят.
Переход сельского хозяйства к высоким технологиям меняет и крестьянское время. Оно требует все более точного измерения, и единицей измерения становятся секунды.
Литература
Завельский Ф. С. Время и его измерение. М.: Наука, 1987.
Киттары К. Я. Обозрение Санкт-Петербургской выставки русской мануфактурной промышленности 1861 года. СПб., 1861.
Курская А. С. Производство часов в Москве и Московской губернии. М., 1914.
Нурок М., Фокина Т. Штука механики // Наука и жизнь. 1983. №12.
Пипуныров В. Н. История часов с древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1982.
Пленков В. Вятские умельцы. Киров, 1971.
Полянский С. Часы механика самоучки // Известия. 1952. 12 марта.
Риан Л., Флориан Г. Указатель выставки изделий русской промышленности в Санкт-Петербурге. СПб., 1861, №12.
Фокина Т. А. Астрономические часы Ф. Карася // Памятники науки и техники в музеях России. М.: Знание, 1992.
Фокина Т. А. История отечественной часовой промышленности. Первый ли в России Первый московский часовой завод? // Машиностроитель. 2003. №10.
Фокина Т. А. Часпром времен Екатерины // Часовой бизнес. 2000. №5.
Альбом Всероссийской промышленной выставки в Нижнем Новгороде. СПб., 1896.
Всероссийская кустарно-промышленная выставка 1902 г. в Петербурге. СПб., 1902.
Солнечные часы и календарные системы народов СССР: Тематический сборник научных трудов. Академия наук СССР. Л., 1985.
Автобус в аренду киров http://abba-trans.com/page/avtobus-v-arendu-kirov/ .