Статьиcегодня статей - 280

Изобретаем, отвечая на вопросы

Дата публикации: 16.12.2010

Основные этапы полета воображения опытного ТРИЗ эксперта можно представить приблизительно так. От ясной постановки задачи к противоречиям, образу Идеала, доступным ресурсам, а затем к практически осуществимому решению.

Но как быть инженеру, едва знакомого с методологией и инструментами ТРИЗ? На полноценное обучение требуются сотни часов и опытный наставник, который научит формировать и обострять противоречия и генерировать вдохновенные формулировки ИКР. А еще надо решить десятки учебных задач, на которые просто "нет времени". Кажется, что гораздо проще освоить Мозговой Штурм или другой подобный метод, описание которого умещается на одной странице. Легко понять - легко использовать!

В большинстве случаев так и происходит, "узкое место" проекта или срочная производственная проблема решается штурмом инженеров, чей опыт является единственной гарантией удовлетворительного решения. Ну а ТРИЗ эксперт в этой ситуации наверняка мог бы сказать: "Да, вы получили неплохое решение, но есть решение проще и дешевле…. А если вы хотите построить абсолютно новую систему, то используйте вот эти системные принципы….".

Потребность в ТРИЗ экспертах возникает там и тогда, где о них знают, проверили и поверили в их эффективность. Тогда их приглашают решать задачи и учить молодых инженеров. И, как правило, такое обучение начинается с объяснения принципов развития технических систем, этапов эволюции техники от рождения к созреванию и плавному переходу к естественной "старости", которая обнаруживается на фоне новых, более эффективных машин и технологий…

Разумеется, у каждого ТРИЗ специалиста свой более или менее тернистый путь к тонкому пониманию принципов развития технических систем, и начать этот путь можно с использования относительно простых методов стимулирования воображения, которые не дают полного представления об арсенале методов ТРИЗ, но позволяют познакомиться с некоторыми изобретательскими приемами.

Метод контрольных вопросов


Один из наиболее известных методов стимулирования творческой активности был предложен Осборном и носит название Checklist или "Метод Контрольных Вопросов". Его суть в том, чтобы на основе реализованных идей, генерировать новые, отвечая на серию "контрольных вопросов".

Список контрольных вопросов Осборна:

1. Повторить или адаптировать для нового применения?

2. Приспособить? Что это вам говорит? Есть что-то похоже на это? С чем это можно сравнить?

3. Модифицировать? Подать это под другим углом? Другой цвет, звук, смысл, движение, форма?

4. Увеличить? Что именно? Время? Частоту? Высоту? Длину? Прочность?

5. Уменьшить? Что можно устранить? Сделать маленьким и низким? Коротким? Легким? Проницаемым? Складным? Ломающимся?

6. Заменить? Использовать другие ингредиенты? Другой материал? Другие процессы? Другое место? Другой подход? Другой тон голоса? Что-то еще?

7. Перестроить? Заменить компоненты? Изменить модель, последовательность или расположение? Изменить темп или расписание? Поменять местами причину и следствие?

8. Сделать наоборот? Сдать назад? Поставить с ног на голову? Сменить обувь? Вращающиеся и двигающиеся поверхности?

9. Объединить? Объединить детали, цели, лозунги или идеи? Смесь, сплав, или ансамбль?

В этих нескольких строках Осборна можно увидеть истоки оператора РВС и корни ресурсного анализа. Осборн был рекламистом и в этом контексте его Checklist выглядит совершенно понятным и естественным. Основное достоинство - краткость и легкость восприятия.

 

Для решения технических проблем могут быть полезны более поздние модификации. Приведена сокращенная версия одной из них:

1. Какое новое применение техническому объекту вы можете предложить?

2. Возможно ли решение задачи путем приспособления, упрощения, сокращения?

3. Какие модификации возможны?

4. Что можно увеличить?

5. Что можно уменьшить?

6. Что можно заменить?

7. Что можно преобразовать?

8. Что можно сделать наоборот?

9. Что можно объединить? Какие новые комбинации элементов возможны?

Метод Киплинга

 

Стимулирующую и познавательную силу вопросов чувствовал не только Осборн. Киплинг знал это наверняка:

I keep six honest serving men
(They taught me all I knew):
Their names are What and Why and When
And How and Where and Who
I send them over land and sea,
I send them east and west;
But after they have worked for me,
I give them all a rest…

По-русски это звучи приблизительно так:

Есть у меня шесть верных слуг
Они мне дали все, что знаю я:
Их имена - Что, Почему, Когда
И Как и Где и Кто
Я посылаю их везде и даже за моря
Но после их трудов
Даю им отдых всем...

Итак, Киплинг и Осборн дали нам тот минимальный перечень вопросов, которые помогают правильно поставить задачу, ответив на первые 5 вопросов:

1. Что должно быть улучшено?

2. Почему это нужно улучшить?

3. Когда это должно быть сделано?

4. Где это должно быть сделано?

5. Кто должен это сделать?

6. Как именно это должно быть сделано?

 

Последнему вопросу Генрих Альтшуллер посвятил всю свою жизнь.

 

АРИЗ Альтшуллера

 

АРИЗ-77 был построен с использованием большого числа вопросов, и на шаге 1.1 есть два очень важных:

1. Какой главный технико-экономический показатель надо улучшить?

2. Каковы допустимые затраты?

Иными словами, чего именно вы хотите и сколько вы за это готовы заплатить? Эти вопросы косвенно адресованы потребителю создаваемого изобретения, но на них обычно приходится искать ответ ТРИЗ эксперту во время общения с заказчиком. Роль этих вопросов в том, что бы понять какое решение из спектра возможных будет приемлемо и осуществимо. В АРИЗ-85 , этих вопросов в явном виде уже нет. Их "вытеснила" основная идея-тенденция - решить задачу, "ничего не меняя в системе" и при нулевых затратах. Ключевое требование АРИЗ-85-В: "Все остается без изменений или упрощается, но при этом появляется требуемое действие (свойство) или исчезает вредное действие (свойство). Требование - результат должен быть получен "без ничего" - ориентирует на обострение конфликта и заранее отрезает пути к компромиссным решениям".

Таков основной мотив АРИЗ-85-В. Идеальный конечный результат (ИКР) определяется как минимум изменений и максимум самоорганизации:

ИКР-1: Икс-элемент (некоторое изменение в системе), абсолютно не усложняя систему и не вызывая вредных явлений, устраняет проблему.

ИКР-2: Оперативная зона сама обеспечивает идеальное решение проблемы.

Разумеется, мы все за физически осуществимое "волшебство" и изящный трюк (в хорошем смысле), которые дают "бесплатные" решения. Однако идеальное во всех отношениях решение - редчайшее явление. Альтшуллер это понимал, поэтому предусмотрел шаг назад от ИКР с минимальными демонтирующими изменениями .

Но вернемся к АРИЗ-77.

Шаг 1.2: "Проверить обходной путь. … какую другую задачу надо решить, чтобы получить требуемый конечный результат? … Переформулировать задачу на трех уровнях (надсистема, система, подсистема)… ".

"Шаг 1.3. Определить, решение какой задачи целесообразнее - первоначальной или одной из обходных. Произвести выбор.

Главное зерно этих шагов - проверка смысла поставленной задачи. Эту проверку предлагается сделать до погружения в процесс решения. С самого начала эксперту (изобретателю) предлагалось сформировать свое мнение о системе, уровне ее идеальности, о тенденциях развития данного класса систем, и, разумеется, о корректности постановки задачи продиктованной Заказчиком.

Часто говорят: "Правильная постановка задачи - 50 или даже 90% ее решения". Правильная постановка задачи включает цель и/или некоторое описание конечного результата. Подобное описание представляет собой первый акт синтеза - выбор Идеала или, по крайней мере, направления развития в сторону предполагаемого и неявно очерченного образа Идеала. В любом случае, корректная постановка задачи требует указать или даже синтезировать цель. А затем следует относительно рутинный процесс решения, когда собирается "строительный материал" для здания, контуры которого уже начерчены. И здесь приветствуется радикальная и смелая постановка задачи. Если это происходит, появляется шанс достижения Идеала. Решаются только поставленные задачи.

Часть 2 (АРИЗ-77) - выяснение сути проблемы и доведения ее до предельно ясной формулировки. Если угодно, подобная формулировка (краткое и корректное описание проблемы) может быть использована как ключевая часть контракта с Заказчиком о решении изобретательской задачи.

Часть 3 - "выбор элемента системы, который легко изменять … ИКР: "Элемент сам …устраняет вредное взаимодействие, сохраняя способность выполнять (указать полезное взаимодействие)…, выделить зону элемента (вещество/поле), которая не справляется с требованиями ИКР..., сформулировать противоречивые физические требования, предъявляемые к состоянию выделенной зоны…". ИКР, оперативная зона и формулировка физического противоречия поставлены рядом. Цель и корень проблемы в поле зрения исследователя и это важно для сохранения ориентира, поскольку увлеченный творческий поиск нередко уводит далеко от актуальной цели.

Часть 4 - процесс решения как процесс "преобразования выделенной зоны элемента, разделения противоречивых свойств в пространстве; во времени; путем использования переходных состояний …, путем перестройки структуры…

4.2. Использовать таблицу типовых моделей задач и вепольных преобразований…

4.3. Использовать таблицу применения физических эффектов и явлений….

4.4. Использовать таблицу основных приемов устранения технических противоречий.

4.5. Перейти от физического ответа к техническому: сформулировать способ и дать схему устройства, осуществляющего этот способ…"

 

Поставим рядом две схемы, которые указывают основные этапы решения, без детализации сути процесса:

 

АРИЗ-77 и 85 объединяет общая идея поиска решения через вскрытие противоречий, которые по мысли Альтшуллера являются индикаторами или даже корнями проблемы.

Но зачем ставить рядом две родственные и внешне очень похожих схемы? Что уникальное было в АРИЗ-77, чего нет в АРИЗ-85В? Фактически, такое сравнение было сделано давно: "Особенно серьезные проблемы возникали при решении практических (всегда плохо сформулированных) задач, в первую очередь из-за отсутствия в АРИЗ 85-В постановочной части. Такая часть, существовавшая в старых модификациях (АРИЗ 71,77) была исключена в связи с тем, что сильно устарела …" .

Разумеется, в сравнении с первой частью АРИЗ-96 (вариант Эдуарда Курги), которая предполагает подробный анализ изобретательской ситуации (структурно-функциональный анализ; анализ тенденции развития технической системы и т.д), АРИЗ-77 выглядит скромно, но для молодых инженеров (и для множества простых изобретательских ситуаций) его первая часть предельно ясна и существенно менее трудоемка, поэтому более предпочтительна для решения относительно простых задач, когда нет явной необходимости проводить "техно-генеалогический анализ". Весьма интересен тот факт, что Таблица Применения Приемов Разрешения Технических Противоречий , получившая всемирное признание и вошедшая в изобретающие компьютерные программы, не вошла в АРИЗ-85В. Это обстоятельство никого особенно не смущало, а идея перехода от технического противоречия к группе наиболее подходящих приемов через Таблицу, получила дальнейшее развитие , но лишь спустя 30 лет, после прекращения этой работы самим Альтшуллером. ТРИЗ специалисты хорошо знают, Таблица 39х39 успешно применима далеко не всегда. Она вобрала в себя опыт лишь нескольких изобретателей и вполне уместна для тренинга, т.е. для передачи этого опыта ученикам при решении учебных задач. Таблица бесполезна для решения новых задач, в которых рассматриваются конфликты параметров, которые не учтены ею. При наличии развитого воображения и инженерного опыта, прямой выбор приема - путь более продуктивный и быстрый. Поэтому опытные ТРИЗ специалисты держат перед глазами не Таблицу, а список изобретательских приемов и стандартов.

Тем не менее, Таблица широко используется для обучения, когда ее достоинство - концентрированный изобретательский опыт - удается легко продемонстрировать при помощи серии предварительно подобранных и проверенных учебных задач. Решать совершенно новые задачи по Таблице и демонстрировать этот процесс публично - большой риск. Вероятность отыскания удовлетворительного решения невелика, не более 30%.

АРИЗ-85В предполагает поиск, уточнение и устранение физического противоречия, которое отождествляется с корнем проблемы. Поэтапно уточняется образа Идеала (ИКР-1, усиленная формулировка ИКР-1, ИКР-2) на фоне расширяющейся панорамы доступных вещественно-полевых ресурсов (ВПР)… Но давайте вернемся к первым шагам и понятию противоречия. Термины "техническое противоречие" и "физическое противоречие" укоренились, их смысл кажется предельно ясным. Но, говоря о противоречии, мы чаще всего имеем в виду противоречия параметров, т.е. противоречивые требования к одному и тому же, или к двум зависимым параметрам. Но между техническими и физическими параметрами систем нет никакого определенного различия. Разумеется, понятие надежность обычно фигурирует как технический параметр. Но такие параметры как скорость, объем, мощность, вес (масса) - это одновременно и физические и технические параметры. Но так уж сложилось в ТРИЗ, противоречие двух физических параметров приходится называть техническим противоречием.

Поэтому, для более ясного и корректного разделения противоречий предлагается использовать два новых термина:

1. Однопараметрическое противоречие - противоречивое требование к одному и тому же параметру (вместо термина "физическое противоречие", там, где речь об одном параметре или свойстве). Ситуация "должен быть и не должен быть" - скорее логическое противоречие.

2. Двухпараметрическое противоречие - ситуация, когда изменение одного параметра приводит к нежелательному изменению другого параметра системы (вместо термина "техническое противоречие").

Объект должен быть горячим и холодным, твердым и мягким или длинным и коротким… Эти пары представляют собой примеры однопараметрических противоречий, для разрешения которых в ТРИЗ есть серия специальных приемов, как минимум 11., те которые Альтшуллер рекомендовал специально для разрешения физических противоречий .

Разумеется, применимость терминов однопараметрическое и двухпараметрическое противоречие - вопрос вкуса и традиции, но и признак понимания того факта, что речь обычно идет не о противоречии вообще, а о противоречивых требованиях к одному параметру, или о конфликте двух параметров анализируемой системы.

По мысли Альтшуллера, процесс углубленного изучения сути проблемы предусматривает поиск физического противоречия как корня проблемы, устранение которого и есть непременное условие сильного изобретения. Но что делать тем, кто, используя АРИЗ-85В, так и не нашел глубинного, "физического" корня проблемы?

По своей сущности методология ТРИЗ и ее инструменты вполне либеральны и допускают обходные пути. Если явного "физического" противоречия найти не удалось, или этот путь не дал удовлетворительного результата, задача может быть решена на основании одного, или комбинации нескольких из 50 приемов, рекомендованных Альтшуллером специально для преодоления технических (двухпараметрических) противоречий.

 

Этот маневр есть в АРИЗ-77 (шаг 4.4), но он исключен из АРИЗ-85В. И здесь нет никаких серьезных отступлений от духа и методологии ТРИЗ, если мы вернем его в АРИЗ-85В.

При всей детализации и сложной организации, АРИЗ-85В не унаследовал одну важную стратегическую линию, которая была в АРИЗ-77. Суть этой линии в том, что сначала предлагалось указать конечную цель , а затем искать доступные средства для ее достижения.

"Есть два стратегических принципа. Первый из них состоит в упорном поиске средств для реализации намеченной цели. Второй - в поиске цели, которую можно достичь благодаря тем ресурсам, которые есть. Оба принципа не исключают друг друга, а дополняют!"

В АРИЗ-85В второй принцип явно доминирует, предпочтение отдается решениям на основе минимальных изменений. При этом параллельно формируется и уточняется образ ИКР, отыскивается такая версия, которая может быть хорошо согласована с имеющимися ВПР. Стачало обнаружение и анализ ВПР, а затем новая версия ИКР (уточненная цель) на их базе.

В АРИЗ-77 наоборот, сначала формулируется цель, а затем отыскиваются средства для ее достижения.

Итак, а АРИЗ 77 и 85В использованы два стратегических принципа решения изобретательских задач:

1. Путь сверху, от намеченной цели к средствам ее реализации:

 

2. Путь снизу, приближение к Идеалу, опираясь на прочную базу доступных ресурсов:

 

Какой стратегии отдать предпочтение?

АРИЗ -85В - инструмент более совершенный для решения локальных проблем "без ничего", с минимальными затратами и минимальными изменениями в существующей системе. Поэтому путь снизу представляется вполне оправданным для модернизации. Но если речь идет о создании принципиально новых систем, и при этом допускаются значительные затраты, путь сверху является предпочтительным или даже единственным.

Разумеется, мы вовсе не намерены противопоставлять путь сверху и путь снизу. Оба принципа имеют свои достоинства, своих приверженцев и свое уместное применение. Мы лишь хотим отметить, что при решении стратегических задач, на этапе концептуального проектирования, предпочтение в большинстве случаев отдается простым алгоритмам, подобным Методу Киплинга или Checklist Осборна. Поэтому было бы весьма полезно применять, пропагандировать и развивать идеи первой части АРИЗ-77 как инструменты выбора Цели и анализа состояния системы для относительно простых задач, а для концептуального проектирования сложных систем - АРИЗ-96 Эдуарда Курги.

Изобретательские Стандарты

"…основная часть задач должна решаться по стандартам, в то время как АРИЗ следует использовать преимущественно для анализа нестандартных задач и получения информации, помогающей формировать новые стандарты".

Эти строки, написанные Г.С. Альтшуллером 20 лет назад, несут в себе надежду, что такой многообещающий инструмент как СТАНДАРТЫ не заморожен, а имеет некоторые возможности для дальнейшего развития. И такая необходимость существует, поскольку молодые инженеры затрудняются применять стандарты по той простой причине, что им нелегко дается неоднозначный язык веполей. Разумеется, для назначения "стандартного лекарства" требуется опыт и практика сопоставления текущих проблем со стандартами, а также некоторый запас знаний и творческий потенциал, которые позволяют плодотворно интерпретировать краткие рекомендации стандартов. При наличии опытного наставника эти трудности легко преодолимы. Тем не менее, стандарты нуждаются в развитии. Описания стандартов и графика веполей могут быть изменены, сделаны более ясными, легкими для восприятия и более согласованными с формулировкой задачи. Ниже приведено несколько примеров того, как это может быть сделано.

Пример 1.

Подкласс 1.2. Устранение нежелательных эффектов и связей В подкласс входят обобщенные принципы нейтрализации нежелательных взаимодействий, эффектов и связей в функционирующих или во вновь создаваемых системах. Основная идея данного подкласса стандартов состоит в мобилизации и трансформации имеющихся вещественно-полевых ресурсов для решения обнаруженных проблем. Особый интерес представляют решения, использующие ВПР самой системы.

Стандарт 1.2.1.

Устранение нежелательного эффекта введением вещества-протектора извне Конфликт между двумя веществами устраняется введением третьего вещества извне. При одновременном полезном и вредном действиях вещества S1 на вещество S2, задачу устранения вредного действия решают введением извне третьего вещества S3:

1. Описание проблемы:

Между двумя веществами системы возникают сопряженные действия - полезное и вредное.

2. Цель:

Устранить или нейтрализовать нежелательное действие/связь.

3. Место применения/изменений:

Пространство между конфликтными веществами системы.

4. Условия и ограничения:

Сохранить полезные функции и действия. Непосредственное соприкосновение конфликтных веществ сохранять необязательно.

5. Средства:

Третье вещество извне.

6. Рекомендации для решения:

Между конфликтными веществами вводят третье вещество-протектор извне, устраняющее вредное действие.

Графическая иллюстрация стандарта

 

Стандартная ситуация и стандартное решение:

Проблема:

 

Человек вынужден вдыхать загрязненный воздух, но его легкие могут быть защищены при помощи воздушного фильтра (S3'), а глаза при помощи прозрачного стекла/пластика (S3").

Стандартное решение:

 

Пример 2.

Стандарт 1.2.5. "Отключение" магнитных связей Устранение нежелательного магнитного поля/взаимодействия нагревом вещества выше точки Кюри, размагничиванием или компенсацией.

1. Описание проблемы:

Магнитное поле оказывает нежелательное действие на вещество/элемент системы.

2. Цель:

Устранить или нейтрализовать нежелательное взаимодействие.

3. Место применения/изменений:

Пространство вокруг вещества, которое необходимо защитить от нежелательного магнитного поля.

4. Условия и ограничения:

Сохранить полезные функции и действия.

5. Средства:

Тепловое и/или магнитное поле.

6. Рекомендации для решения:

1. Влияние нежелательного магнитного поля устраняется нагревом вещества выше точки Кюри;

2. Размагничивание вещества - носителя поля переменным магнитным полем;

3. Компенсация, введение компенсирующего магнитного поля противоположного знака и действия.

 

Стандартная ситуация и стандартное решение:

"Магнитное дутье" - эффект выталкивания расплавленного металла (при электросварке) за пределы шва под действием магнитного поля. В данном случае эффект является следствием остаточной намагниченности соединяемых стальных конструкций.

"Магнитное дутье" увеличивает трудоемкость и ухудшает качество сварных швов:

 

Способ устранения нежелательного явления - размагничивание торцов трубы перед сваркой. Результат - устранение эффекта "магнитного дутья", существенное повышение качества сокращение продолжительности сварочных работ.

 

Основное (предполагаемое) преимущество данной интерпретации стандартов заключается не в новой графической интерпретации веполей, а в новой формулировке по следующей схеме:

1. Краткое описание проблемы (что происходит? каков диагноз?);

2. Цель (что именно должно быть достигнуто?);

3. Место, подлежащее изменению (где это должно быть сделано?);

4. Условия и ограничения (что должно быть сохранено? что может быть изменено?);

5. Доступные средства (каковы ресурсы? внешние? внутренние?);

6. Рекомендации/указания для решения (что именно следует сделать?).

Каждая проблемная ситуация может быть представлена подобным же образом, по первым пяти пунктам. Общая форма для стандартов и проблем позволяет легко их сопоставлять. Стандарты для решения проблем и сами проблемы оказываются представленными в согласованном виде. Применимость того или иного стандарта становится более очевидной. Интуитивная составляющая процесса решения уменьшается, алгоритмическая (формальная) - приобретает большую силу.

По мысли Альтшуллера, стандарт - сочетание приемов и физэффектов, которое способно давать сильные решения для множества подобного задач. Поэтому для успешного развития и применения стандартов необходимо отыскивать новые наиболее эффективные сочетания приемов и облегчать их применение для решения текущих изобретательских задач. Остается лишь один деликатный вопрос. Достаточно ли одного пионерского изобретения, что бы вновь найденный принцип (сочетание приемов) рекомендовать как стандарт? С одной стороны, показателям ценности и надежности изобретательского стандарта является частота и эффективность его использования в прошлом. С другой стороны, вновь открытый и потенциально эффективный принцип (сочетание приемов) может дать куст новых изобретений, которые желательно сделать под флагом ТРИЗ, а не ждать пока эти изобретения будут сделаны методом проб и ошибок, чтобы затем использовать данный принцип как полноправный стандарт в рамках ТРИЗ.

Разумеется, консервативный подход, когда телега с изобретениями едет впереди лошади (ТРИЗ), имеет своих сторонников и оправдан, когда речь идет об учебном курсе или о справочнике по классической ТРИЗ. Но если речь идет о ТРИЗ как об источнике изобретений, любая идея о новом стандарте должна приветствоваться и поддерживаться дополняющими идеями и примерами. Впрочем, в нашем распоряжении есть один вполне надежный источник новых изобретательских стандартов. Это фрагменты технологий и принципы, которые испытаны и хорошо известны в одной области знания, но, по тем или иным причинам, неизвестны и не применялись в других областях. Два примера, вернее два новых (предполагаемых) стандарта.

Проект стандарт Х1

Замена поля

Конфликт между полем и веществом или между двумя веществами устраняется заменой поля. При одновременно полезном и вредном действии поля на вещество, задача устранения вредного действия решается заменой поля.

1. Описание проблемы:

Между полем и веществом или между двумя веществами системы посредством поля возникают сопряженные действия - полезное и вредное.

Примеры:

- Передача сигналов при помощи относительно длинных металлических проводов сопровождается возникновением электростатических и/или индукционных помех, конторы повреждают приемно-передающие устройства канала связи.

- Индукционный или СВЧ нагрев сопровождается вихревыми токами на поверхности и внутри нагреваемых тел. Желательно обеспечить нагрев, но устранить вихревые токи.

2. Цель:

Устранить, нейтрализовать электростатические и индукционные помехи (токи и напряжения).

3. Место применения/изменений:

Среда/пространство предназначенное для передачи энергии/информации.

4. Условия и ограничения:

Сохранить полезные функции и действия.

5. Средства:

"Новое" поле, способное обеспечить требуемую функцию и устранить нежелательное явление.

6. Рекомендации для решения:

Использование иных полей и иных способов передачи энергии/информации, исключающих обнаруженное вредное действие.

Примеры:

- Гальваническая развязка (дополнение проводного канала связи трансформатором или оптоэлектрическим преобразователем);

- Замена электрического кабеля оптическим волоконным кабелем;

- Замена СВЧ или индукционного нагрева нагревом при помощи ИК излучателя;

- Пневмо- или гидропривод, вместо электро- или механического привода;

- Замена электрического освещения внутренних помещений солнечным светом, передаваемым по оптическому каналу (светопроводу).

Проект стандарт Х2

Прямое цифро-аналоговое преобразование Точность механического устройства, например регулятора потока жидкости/газа, может быть существенно увеличена при использовании принципа прямого цифро-аналогового преобразования, широко известного в электронике.

1. Описание проблемы:

Между полем и веществом или между двумя веществами системы существует неоднозначная, нестабильная и/или неточная связь/взаимодействие. Пример: Механический регулятор потока жидкости/газа имеет недостаточную точность из-за трения и ошибок сложного механизма электропривода подвижной заслонки/клапана.

2. Цель:

Увеличить точность взаимодействия/управления.

3. Место применения/изменений:

Пространство взаимодействия поля и вещества или двух веществ.

4. Условия и ограничения:

Сохранить полезные функции и действия.

5. Средства:

Доступные и надежные электрически управляемые исполнительные устройства.

6. Рекомендации для решения:

Использование принципа прямого цифро-аналогового преобразования.

Пример для регулятора потока жидкости:

1. Разделение входного потока жидкости на N частей;

2. Введение бинарного управления (открыт/закрыт) каждой отдельной частью потока;

3. Объединение (суммирование) потоков на выходе регулятора;

4. Управление двоичным кодом.

Итак, предложения высказаны в надежде на то, что синергетический дух жив, доброжелательное и конструктивное отклики возможны.

Сколько шагов от Идеала можно сделать

Обычно предполагается, что полностью детерминированный алгоритм должен давать единственный правильный результат. Однако есть и указание АРИЗ-85В: "При решении максизадачи целесообразно проверить все существующие в данном случае линии, т. е., получив ответ, например, на "линии инструмента", следует проверить также линии внешней среды, побочных ВПР и изделия. При обучении АРИЗ последовательный анализ постепенно заменяется параллельным: вырабатывается умение переносить идею ответа с одной линии на другую".

Речь не только о "многоэкранном" мышлении, но и о разнообразии возможных решений. Если допустимо разнообразие линий развития, следовательно, и разнообразие версий решения. Результат анализа линий развития - спектр новых концепций. И это вполне естественно, что коллекция идеи и фрагменты технологий добытых при помощи разных областей знания и для разных линий развития, являются достойной базой для создания спектра эскизных проектов разного уровня сложности и затрат. Такой спектр необходим для выбора конечного решения с допустимым или оптимальным уровнем затрат. И здесь на первый план выходят не ИКР, а потребности рынка, возможности и доминирующие интересы Заказчика инновации.

Идеальным с точки зрения Альтшуллера является решение, которое нечего не стоит. Мы можем согласиться с этим лишь отчасти, зная, что качественные изменения системы (ее отдельных элементов) с последующим радикальным повышением эффективности системы, стоят довольно дорого, но результат многократно окупает затраты.

На практике цель любого проекта обычно сводится к отысканию и воплощению одной наиболее эффективной концепции с допустимым уровнем затрат, вне зависимости от того, как далеко проектное решение отстоит от Идеала.

Разумеется, мы все стремимся найти решения, которые "ничего не стоят" и дают ощутимое приращение качества за счет вновь открытых возможностей или перераспределения функций внутри системы, которая внешне никак не изменилась. "Тело" остается прежним, но "душа" (функции элементов системы) способны изменяются радикально. В результате эффективность "старого железа" значительно возрастает. В этом состоит тот искомый элегантный трюк, на который способен ТРИЗ эксперт, знающий философию и методологию предмета.

Геннадий Кизевич,
февраль 2008

Добавить в блокнот

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии:
  • CraigkeRLB|2018-01-30|Сироп Мангустина

    Приобрести можно на веб-сайте http://mang.bestseller-super.ru Хотим предложить вам потрясающее средство для снижения веса Mangoosteen. С ним реально сбросить около 15 кг за 14 дней. Растение мангостан произрастает в Таиланде. Плоды этого дерева имеют замечательные свойства. Во флакончике содержится около 25 плодов данного удивительного растения. Плоды растения мангустин помогают убрать излишнею жировую ткань. Также замечательно влияют на организм в комплексе. Специфика изготовления средства, и уникальная упаковка помогают сохранить все удивительные свойства плодов. Главным компонентом сиропа Mangoosteen являются фрукты с растения гарциния, в которых содержится огромное количество питательных веществ. Благодаря компоненту ксантону, которое в больших количествах содержатся в плоде, сильно притормаживаются окислительные процессы в организме. Окись дифениленкетона признана одним из наиболее сильных антиоксидантов. В плодах дерева гарциния также есть разные группы витаминов и элементы. Купить сироп Mangoosteen можно на веб-сайте http://mangjoo77.mangoosteen.com.

  • CraigkeRLB|2018-01-30|Mangosteen Сироп Для Похудения

    Приобрести можно на веб-сайте http://mangg.bestsky.info Предлагаем нашим клиентам потрясающее средство для похудения Mangoosteen. С его помощью возможно избавиться от 15 kg за 2 недели. Дерево мангустин растет на Шри-Ланке. Плоды данного растения имеют удивительные свойства. Во флакончике содержится около 25 плодов данного удивительного дерева. Плоды дерева мангостин помогают убрать излишнею липидную ткань. И отлично воздействуют на организм в комплексе. Технология изготовления средства, и спе­ци­али­зиро­ван­ная упаковка помогают сохранить все полезные свойства растения. Основным действующим компонентом сиропа Мангустина являются фрукты с растения мангостан, в них содержится большое число питательных веществ. Благодаря компоненту ксантону, которое в больших количествах имеется во фрукте, значительно замедляются процессы окисления в теле. Окись дифениленкетона считается одним из самых сильных антиоксидантов. В плодах растения мангустин также есть различные группы витаминов и микроэлементы. Приобрести сироп Mangoosteen можно на веб-сайте http://mangoo77.mangoosteen.com.