Статьиcегодня статей - 280

Мир меняется. Как быть первым?

Дата публикации: 03.11.2010

Мы живем в век, когда технологии меняются со все увеличивающейся скоростью… Перемены затронут и вас, чем бы вы ни занимались.
Эндрю Гроув,
председатель совета директоров корпорации Intel Сегодня скорость – это успех, промедление же…
Как сократить процесс внедрения инноваций? Быстро решать сложные технические проблемы. Это возможно?...
В ряде компаний, таких как «Форд Мотор», «Боинг», «Проктер энд Гэмбл» (США), «Глоубл тэкнолэджиз» (Канада) убедились – да, возможно. В этом им помогал Алексей Васильевич Подкатилин известный в мире специалист по ТРИЗ, ведущий конструктор. Более чем за 40 лет он решил несколько тысяч задач, многие его решения внедрены в производство.

– Алексей Васильевич, расскажите, как Вы начинали свою деятельность в области инноваций?
– Все началось с пятого курса института, когда я писал диплом. Мне в руки попала книга Генриха Сауловича Альтшуллера «Основы изобретательства», из которой я узнал о ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Затем свою задачу из дипломной работы я решил заново – но уже с помощью методов, почерпнутых из книги. Мне удалось найти простое и эффективное решение. И эта возможность находить «мощные» решения меня ошеломила. Конечно же, я продолжил применять изобретательские инструменты. За много лет работы решил тысячи сложных технических задач.

– Можете рассказать о какой-нибудь из них?
– Приведу пример из тех времен, когда я только начинал работать. На крупном горно-обогатительном комбинате стояла проблема электроснабжения. Рассматривалось два варианта. Первый – протянуть линию электропередачи в обход озера. Второй – проложить кабель по дну озера. Разница в стоимости этих вариантов… сейчас прикину, в сегодняшних ценах – это около 2 млн долларов. Инженеры спорят, какой из вариантов выбрать. Но никто так и не спросил, зачем? Зачем понадобилось тянуть линию электропередачи? Начинаем разбираться… Оказалось, что руду нужно вывозить самосвалами и ссыпать в шахту. При выгрузке руды возникла проблема. Инженеры решили устранить ее, установив дополнительное оборудование, но для него была необходима электроэнергия. Я же решил проблему по-своему: решение было примерно в 70 раз дешевле, а электроэнергия вообще не понадобилась. Эффективность увеличилась не на проценты, а почти в сотню раз! И это – благодаря новому подходу к решению проблем.

– Под новым подходом Вы имеете в виду ТРИЗ?
– Генрих Альтшуллер создал ТРИЗ – инструмент повышения эффективности систем. Я же, решая большое количество задач, понял, что нужно не только найти эффективное решение. Необходимо еще и внедрить его, иначе красивая идея так и останется просто идеей. Этот принцип лег в основу нового подхода, я назвал его ТЭР – технологией эффективных решений.

– То есть, Вы делаете акцент на внедрение?
– Опыт показывает, что при внедрении возникает на порядок больше задач, чем при поиске идеи. И внедренческие задачи нужно обязательно решать, иначе вроде бы мелкие проблемы нарастают, как снежный ком. Моя конечная цель – поиск эффективного решения, причем простого и самого дешевого. Такого, которое будет внедрено без особых проблем.

– Помогла ли Ваша уникальная методика решения задач в Вашем профессиональном росте?
– Конечно, помогла. За очень короткий срок я, молодой специалист, стал главным конструктором крупного оборонного предприятия, а к этому обычно идут 15-20 лет. Был руководителем крупнейших проектов, каждый год проводил 200-часовые семинары для инженеров. В 90-е годы я консультировал более 500 заводов, решал задачи. В то время шла приватизация, заводы находились в плачевном состоянии. И вдруг – один, второй … несколько заводов мы подняли при мизерных затратах. Я понял, что наши промышленные предприятия можно сделать конкурентоспособными, и это меня вдохновило. Из крупных заказчиков на тот период отмечу нефтеперерабатывающие, машиностроительные, молочные заводы. Кроме этого консультировал иностранные компании.

Поездив по стране, с сожалением могу сказать, что опытных инженеров и конструкторов становится все меньше. И это не может не вызывать тревоги. Но я уверен, что с помощью моей технологии эффективных решений можно восполнить этот пробел, обучать инженеров.

– Ваша ТЭР только для инженеров?
– И для бизнесменов, и для предпринимателей тоже. Например, она позволяет сделать более эффективной технологию производства, снижать затраты, энергопотребление, обходить конкурентов, совершать рывки. Я помогал все это делать как консультант, но если обучить предпринимателей, то они сами будут эффективно решать свои проблемы.

– А как Вы обучаете?
– Я провожу обучающие семинары-тренинги разной продолжительности и тренинги, на которых слушатели решают свои производственные задачи. То есть участники сразу же применяют методику к своим реальным проблемам. Так, недавно на одном таком семинаре около половины слушателей нашли решение своих производственных задач прямо в аудитории. Несколько решений получили положительную оценку на предприятиях. Теперь прорабатывается вопрос об их внедрении.

– Но Вы не сможете провести семинары для всех желающих, которым нужны Ваши знания и опыт...
– Да, проводить семинары – мало, тем более сейчас, когда растет интерес к инновациям, творчеству. Ведь для серьезного развития России нужна подготовка большого числа изобретательных, инновационных и самообучающихся людей, умеющих самостоятельно принимать решения. Поэтому мы планируем резко увеличить число обучаемых. Как? За счет дистанционного обучения с помощью системы кейсов. Кейс, в нашем понимании, – это подробный разбор процесса решения реальной инновационной задачи.
Приведу пример. «Не бросайтесь в проблему деньгами» – само название этого кейса дает совет: не спешите «откупиться» от проблемы, не стоит сразу тратить деньги. Суть его в следующем. Российское предприятие-производитель гидростеклоизола стояло без заказов почти год. Причина – низкое качество продукции. Рыночную нишу заняли зарубежные фирмы. «Нужно проводить модернизацию», – решило руководство завода. Сказано – сделано. Разработали бизнес-план. Но банкиры были категоричны: «В кредите отказать!».
Директор обратился ко мне от отчаяния. В его понимании, реанимировать завод могло только чудо. Я же поставил задачу так: обеспечить высокое качество продукции при полном отсутствии денег на новое оборудование. Выявил четыре проблемы. Вот одна из них. Нужно было просушить стеклоткань, а для этого ее пропускали через огромную, высотой в двухэтажный дом сушильную камеру, где она обдувалась горячим воздухом от электронагревателей. Но качество сушки было плохим, не вся влага испарялась. Поэтому на заводе решили многократно увеличить мощности нагревателей, а это – огромные расходы. Я же предложил вместо огромной сушильной камеры пропускать ткань через небольшую ванну с расплавленным оловом. Влага в стеклоткани, опущенной в ванну, мгновенно испарялась, а сама ткань не повреждалась. Решение очень простое и недорогое. Его внедрили. Были решены и другие проблемы. В итоге завод вышел из кризиса. Можно сказать, что кейс – это «учебник одной задачи».

– Какие отрасли затрагиваются в системе кейсов?
– Это тяжелая промышленность, нефтепереработка, энергетика, производство продуктов питания и многие другие. Приведу пару примеров решенных задач из своей практики, которые подробно рассмотрены в кейсах. Первая проблема. Фирма изготавливала и продавала градирни. Качество продукции было высокое, претензий не было.
Градирня — устройство для охлаждения большого количества воды направленным потоком атмосферного воздуха. Градирни называют также охладительными башнями.
Но продав градирни в заполярные регионы России, фирма получила рекламации от разъяренных потребителей – градирни взрывались!... Оказалось, что причина аварий – маленькая льдинка на оси вращающегося вентилятора. Льдинка постепенно росла, превращалась в глыбу льда, а затем срывалась и разносила градирню на куски. Инженеры придумали решение проблемы и внесли изменения в чертежи. Всю продукцию фирма доработала за свой счет. Но грянули новые холода – и опять градирни стали взрываться! Фирма-производитель вошла в крутой финансовый штопор… Я нашел выход, несколько моих решений внедрили, и рекламации прекратились.
Вот еще одна проблема. Нефть обычно откачивают из скважин насосами. Она содержит жидкие парафины, которые при откачке начинают сгущаться и превращаются в вязкие комки. А так как к пробуренной вертикальной скважине нефть просачивается из глубинных слоев, то постепенно вокруг скважины образуется плотное парафиновое кольцо. Скважину закрывают, хотя до 40% нефти остается не выкачанной! Серьезная проблема. Об ее решении тоже рассказано в одном из наших кейсов.

– А сколько кейсов включает система обучения?
– Сегодня я и мои коллеги из компании «ТРИЗ-профи» готовим сотню подобных кейсов, а также дистантные курсы по обучению решению изобретательских и инновационных задач. Я думаю, многим будет интересно пройти наши дистантные курсы. Это и курс «Технология эффективных решений», и курс по ТРИЗ, и многие другие.
А вот неожиданный курс – «Изобретательский экстрим», где решают задачи, сама постановка которых, казалось бы, противоречит здравому смыслу. Например, целый завод остался без воды. Что случилось? Рабочий уронил в скважину гаечный ключ, который застрял на глубине 60 метров и заклинил насос. Или, например, нужно вымыть железнодорожный вагон из брандсбойта, да так, чтобы, если струя заденет оголенные электрические провода, рабочего со шлангом не убило током. Скажете, таких задач не бывает? Да сколько угодно… Я думаю, что каждый из нас хотя бы раз сталкивался с подобными проблемами.

– А что читатели кейсов получат в результате работы над ними, а слушатели – по окончании курсов?
– Они научатся анализировать проблемы и искать их решения. А также получат удовольствие от творческого, по сути детективного процесса решения сложных проблем. Проработав десяток кейсов, они научатся не бояться задач, искать и эффективно их решать.
Умение отыскивать проблемы и заранее ставить новые задачи – это путь к успеху. Ведь мир не стоит на месте, скорость изменений возрастает. Жизненный цикл идей и товаров резко сокращается, уменьшаются сроки разработки и внедрения. И чтобы быть первым, нужно постоянно обновляться, искать новые идеи и возможности быстрее других. Если вы не научитесь быстро принимать решения, то не сможете делать деньги.
Предпринимателю решать, есть ли место творчеству в его бизнесе. Но тенденции сегодняшнего дня очевидны: если вас не удовлетворяет роль рядового «бизнес-винтика», то погоня за уникальностью неизбежна. И побеждает в ней креативный бизнес. Главное его отличие – это способность создавать в экономике новое - никем ранее не применявшиеся комбинации, схемы в сфере производства или обмена, находить незанятые ниши на рынке.

Интервью взяла Ольга Семенова.

Добавить в блокнот

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии: