Статьиcегодня статей - 280

Схема синтеза творческих задач. Теория

Дата публикации: 05.03.2013
I. Предварительная часть.

1. Выбор учебной темы, для которой предназначена задача.

Например, нужна задача на приемы разрешения противоречий.

2. Подбор информации.

"...композитор Дмитрий Кабалевский проанализировал партитуру "Золотого петушка" и показал, как Римский-Корсаков создает ощущение сатиры у слушателей. "Обратимся к теме, открывающей первый акт оперы,- писал Кабалевский. — Начальный такт этой темы не содержит ничего, наводящего на мысль о сатире, о "смешном", "глупом" царе Додоне, хотя это одна из его основных тем. Перед нами русская, мужественная, почти богатырская мелодия. Но уже второй такт заставляет насторожиться: неужели у этого "богатыря" хватило сил только на почти механическое повторение первого шага-такта? Важности в нем, кажется, больше, чем настоящей силы. Третий акт усиливает это впечатление, а с четвертого мы уже окончательно убеждаемся, что перед нами не "богатырь", а лишь раздувающийся от показной важности пигмей... Так Додон осмеян, прежде чем успел появиться на сцене и произнести хоть слово". (Л.Тарасов. Волшебство оперы. Л.: Детская литература, 1979. с.128)

II. Составление текста задачи.

3. Опишите исходную ситуацию для события, изложенного в информации ("Было").

Римскому-Корсакову нужно было показать,что царь Додон — типичный русский царь. Это можно сделать типично русской, "Богатырской" мелодией выхода Додона.

4. Опишите претензию, предъявленную к описанной исходной ситуации.

Одновременно нужно показать, что Додон — никакой не богатырь, он просто смешен.

5. Опишите суть возникшей проблемы.


ПРИМЕЧАНИЕ 1
  Пока не нужно точных формулировок. Просто описание проблемы должно быть понятным.

Показать "смешного" царя можно "смешной"музыкой, но это не совместимо с "богатырской" музыкой, выбранной для выхода Додона.

6. Опишите решение проблемы ("Стало").


ПРИМЕЧАНИЕ 2
  Если информация подобрана правильно, то в ней содержится описание решения. Его нужно изложить понятным языком.

Каждый кусочек — такт музыки серьезен, а их повторение смешно.

7. Какое физическое противоречие устранено этим решением? Запишите формулировку этого физического противоречия. (Напомним типовую формулировку ФП: объект должен быть..., чтобы..., и должен быть..., чтобы...)

Музыка должна быть серьезной, чтобы показать "солидность" Додона, и должна быть смешной, чтобы высмеять царя.

8. Какой "инструмент" изменен (введен) для решения этой проблемы?

Инструмент — многократный повтор такта.

9. Какое художественное противоречие устранено решением задачи? Запишите формулировку этого художественного противоречия. (Напомним типовую формулировку ХП: Если... — то..., но...)

Если музыка будет серьезной, то будет видно, что Додон серьезный царь, но не видно, что он смешен. Если музыка будет смешной, то будет видно, что Додон смешен, но не удастся показать, что от претендует на серьезность.

10. Перечислите ресурсы, которые применены при решении проблемы. Запишите их.

Ресурс весьма идеальный — такт "серьезной" музыки, уже предназначенной для выхода Додона.

11. Составьте план задачи.


ПРИМЕЧАНИЕ 3
  В план задачи должны входить результаты Вашей работы по пунктам 3, 4, 5, 10. Проверьте еще раз, содержит ли задача все элементы раздела "Состав задачи". Состав задачи:

Любая творческая задача должна содержать, как минимум:
а) описание предыдущей ситуации;
б) суть возникшей проблемы, претензию, противоречивую ситуацию;
в) ресурсы для решения данной задачи (кроме случаев, когда эти ресурсы очевидны для тех, кому предназначена задача).

Нужно показать с первых же тактов выхода Додона, что он претендует на солидность. Для этого написана серьезная, "богатырская" музыка в типично русском стиле. Но одновременно сразу же должно быть ясно, что ничего богатырского в Додоне нет. Он просто смешен. Как это сделать?

12. Персонифицируйте задачу.


ПРИМЕЧАНИЕ 4
  Привлекательная задача относится не к событиям или объектам, а к человеку. Не здание должна быть большим и маленьким, а архитектору пришлось делать здание большим и маленьким.

Задачу можно построить, как эпизод из жизни Римского-Корсакова. Из его биографии известно, что он был в то время уже старым человеком, но с прежним молодым пылом высмеивал русское самодержавие, основательно себя дискредитировавшее.

13. Составьте сюжет задачи.


ПРИМЕЧАНИЕ 5
  Хорошая учебная задача должна быть настоящим литературным произведением. С напряженным сюжетом, с подходящей лексикой, с образным языком.

Прекрасный композитор, новатор и реформатор русской оперной и симфонической музыки Римский-Корсаков всю жизнь был настроен против самодержавия, считал его тормозом в развитии русской культуры. Высмеиванию самодержавия посвящена и его опера "Золотой петушок", которую он написал уже в очень солидном возрасте.

Сатира начинается уже с первых тактов выхода царя Додона. Но сопровождать царя откровенно гротескной музыкой нельзя — ведь выход царя обставляется очень солидно, серьезно. Если же начать с серьезной музыки, то эффект насмешки пропадет.

Что же делать?

III. Проверка текста задачи.

14. Проверьте задачу на группе слушателей, учеников, коллег.

Задача проверена на семинаре с школьными учителями гуманитарного цикла.

15. Составьте список промахов.


ПРИМЕЧАНИЕ 6
  Список промахов включает в себя все, что было непонято или неправильно понято слушателями. Нельзя при этом разъяснять слушателям, что именно Вы хотели сказать в задаче. Не важно, что Вы хотели, важно, что другие люди увидали в Вашей задаче.

Повторяющихся претензий было две: предлагали первую часть музыкального эпизода сделать серьезной, а вторую — смешной; кроме того высказывалось возражение что Римский-Корсаков жил в XIX веке и "не мог быть борцом против самодержавия".

16. Классифицируйте промахи.


ПРИМЕЧАНИЕ 7
  Чаще всего встречаются следующие типы промахов:
а) отсутствие механизма решения (или слабый механизм решения) данного типа задач;
б) плохо сформулирована задача — нет нужных данных, нечеткое описание, избыток несущественных деталей, излишне образный язык;
в) отсутствие нужных знаний у многих слушателей (или наличие массового искаженного стереотипа, вроде Сальери-отравителя);
г) случайное непонимание.

Причина а) требует дополнительных исследований; причины б) и в) — переформулировки задачи; причину г) можно временно не принимать во внимание (если только она не начнет слишком часто повторяться).

Промахов типа а) нет — задача достаточно типичная. Предложенный вариант решения сам по себе вполне возможен, но хуже контрольного, т.к. крупный кусок серьезной музыки создаст у слушателя определенный настрой, который помешает воспринять дальнейшую сатиру. А насчет XIX века — типичный искаженный стереотип: во-первых, опера написана в XX веке (Римский-Корсаков до него дожил), а во-вторых, борцы против самодержавия были уже в XVIII веке.

17. Устранение в тексте причин промахов.

Композитор-новатор, реформатор русской оперной и симфонической музыки Римский-Корсаков всю жизнь был настроен против самодержавия считал его тормозом в развитии русской культуры. Высмеиванию самодержавия посвящена и его опера "Золотой петушок", написанная 63-летним композитором в 1907 году. Сатира начинается уже с первых тактов выхода царя Додона, Но сопровождать царя гротескной музыкой нельзя — выход его обставляется солидно. Если же начать с серьезной музыки, то создается соответствующий настрой, и пропадает сатирический эффект. Даже если через какое-то время заменить стиль музыки на гротескный. Как сохраняя солидность выхода царя, все-таки высмеять его?

18. Проверка новой версии задачи.


ПРИМЕЧАНИЕ 8
  При необходимости пункты 14 — 18 повторяются несколько раз до полной работоспособности задачи.

При второй проверке возникла еще одна проблема: слушательница предложила смешную часть передать в текст. Пришлось ввести еще одно ограничение. Последняя фраза задачи теперь выглядит так:

Как сохранить солидность выхода царя, но при этом высмеять его только музыкой?

Добавить в блокнот

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии: