Статьиcегодня статей - 280

Психология творчества – самая противоречивая из всех наук

Дата публикации: 26.08.2014

Фундамент знаний любой научной дисциплины формируют теории, концепции, имеющие наиболее устойчивую доказательную базу и минимум противоречий внутри себя. Чего не скажешь о такой отрасли науки, как психология творчества.  Здесь – что ни теория, то – сплошная загадка, тайна и неразрешимые противоречия.

В данной статье собраны самые яркие утверждения и стереотипы, касающиеся таких тонких предметов исследования, как процесс творчества, креативность, психология творческой личности. И, не смотря на то, что «голова – предмет темный и исследованию не подлежит», попытаемся пролить свет на изыскания ученых мужей в области творческой мысли и деятельности.

Для начала давайте вспомним тот самый «фундамент» современных представлений психологии креативности  и проанализируем факты, как доказывающие, так и опровергающие наиболее известные из стереотипов данной науки.

  1. Процесс творчества, это бессознательный, не управляемый процесс
  2. Творческих способностей не существует
  3. Нормальность и креативность – разнополярные понятия. Чем креативнее человек, тем он менее нормален
  4. Интеллект и креативность – однополярные понятия: чем более интеллектуален человек, тем больше у него творческий потенциал
  5. У творческой активности есть возрастные ограничения
  6. В творческой профессии много не заработаешь

Итак, разберемся с каждым кирпичиком этого фундамента.

1. ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА – ЭТО БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ, НЕ УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС

ПОДТВЕРЖДЕНИЯ

Определяя признаки, присущие творческому процессу, большинство исследователей подчеркивает его бессознательность, бесконтрольность и сопровождающее его состояние измененного сознания. Доказательством тому служат характерные высказывания многих гениальных личностей.

С бессознательной природой творческого акта связывают эффект «бессилия воли» при вдохновении, когда человеческого сознание становится неким «экраном», «отражателем» для отображения потоков бессознательного.

Одни выдающиеся деятели видят в этом вмешательство божьего провидения, другие – происки дьявола: « Свет этот – порождение тьмы ночной, и отнял место у неё самой» (И. Гете. «Фауст»)

ОПРОВЕРЖЕНИЯ

Противоречие рассматриваемого утверждения содержится уже в самой формулировке. Если процесс творчества  - не управляем, тогда каким образом происходит целеполагание людей творческих профессий, когда у творения есть свой deadline и работы сдаются ровно в срок.

2. ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ

ПОДТВЕРЖДЕНИЯ

Ряд исследователей считают, что способностей, которые принято считать творческими, не существует. Что в основе творческого процесса лежит интеллектуальная одаренность и определенный склад и ценности личности, самомотивированной на созидание (А. Маслоу, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Танненбаум). Творческая личность является отдельным предметом изучения психологии творчества, и, кроме особой мотивации, обладает ещё независимостью мышления, богатым воображением, склонностью к риску, самокритичностью и особой тягой к прекрасному.

ОПРОВЕРЖЕНИЯ

Если признать за аксиому теорию отсутствия «способностей к креативу», на чем тогда основана педагогика? Что так упорно и успешно развивают в детях, отдавая их во всевозможные кружки, студии, школы, творческие ассоциации? На какой теоретической базе основаны всевозможные методики и технологии развития творческих способностей, творческого потенциала? Каким образом работает технология решения творческих задач (ТРИЗ), предложенная Г. С. Альтшуллером в 1946 году и по сегодняшний день являющаяся эффективным прикладным инструментом запуска творческих процессов?

3. НОРМАЛЬНОСТЬ И КРЕАТИВНОСТЬ – РАЗНОПОЛЯРНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЧЕМ КРЕАТИВНЕЕ ЧЕЛОВЕК, ТЕМ ОН МЕНЕЕ НОРМАЛЕН

ПОДТВЕРЖДЕНИЯ

Наиболее цитируемый исследователь данного парадокса – Чезаре Ломброзо, автор научно-популярного бестселлера «Гениальность и помешательство» (1863 г.), в котором он многочисленными примерами подтверждает свою теорию, согласно которой человеческий гений и безумство – очень близкие психические состояния.

 
   

 

Не смотря на крайнюю категоричность теории Ломброзо, он не одинок в своих выводах. Ни для кого не секрет, что среди творческих личностей больше «чудаков», «фриков», нежели ординарных, обыкновенных людей. Моцарт страдал манией преследования. Шиллеру для творчества нужны были гнилые яблоки. Анри Матисса мучила бессонница. Шопенгауэр впадал в ярость, если его фамилию не правильно писали. Ван Гогу вообще было поставлено 150 диагнозов.

Список можно продолжать бесконечно, но он будет не полным без наших современников: Стив Джобс – был тираном, злым гением, Сергей Мавроди – ограбил половину населения Советского Союза, Г. Перельман – необъяснимый бессребреник.

ОПРОВЕРЖЕНИЯ

Совершенно невозможно представить, что все выдающиеся открытия, достижения, гениальные произведения искусства создали безумцы. Просто безумие, чудаковатость знаменитых творцов  у всех на виду, чего не скажешь об обывателях, которыми полны психиатрические стационары.

4. ИНТЕЛЛЕКТ И КРЕАТИВНОСТЬ – ОДНОПОЛЯРНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЧЕМ БОЛЕЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЕН ЧЕЛОВЕК, ТЕМ БОЛЬШЕ У НЕГО ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

ПОДТВЕРЖДЕНИЯ

Приверженцами подобных взглядов являются практически все специалисты в области интеллекта - Г. Айзенк, Р. Стернберг, Д. Векслер, Л. Термен, Р. Уайсберг и др. Основная мысль данной точки зрения: творческого процесса, как специфической формы активности не существует; высокий уровень творческих способностей определяется высоким уровнем интеллекта.

ОПРОВЕРЖЕНИЯ

  • Есть более мягкий вариант вышеуказанных взглядов. Ряд ученых считает, что творческие способности являются самостоятельным фактором (Я. А. Пономарев, К. Тейлор, Дж. Гилфорд, Г. Грубер). Это означает, что нет творческих личностей с низким интеллектом, но не все интеллектуалы достаточно креативны.
  • Как отмечали Н. Коган и М. Волах, некоторые тесты креативности просто диагностируют IQ, как обычные тесты диагностики интеллекта. Поэтому  с точки зрения научной чистоты, не всегда корректно соотносить уровень интеллекта и творческих способностей.

5. У ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЕСТЬ СВОИ ВОЗРАСТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

ПОДТВЕРЖДЕНИЯ

Для изучения возрастной динамики творческой активности в психологии творчества чаще всего применялся биографический метод, объектами наблюдения в котором выступали представители точных и естественных наук. Большинство исследователей наблюдали следующую динамику:

 
   

  • 20 – 30 лет – подъем творческой активности;
  • 30 -35 лет – пик продуктивности;
  • 35 – 45лет – спад;
  • 45 – 60 лет – полное угасание творческих способностей

Вот такая неутешительная статистика, дающая основание работодателям вводить возрастной ценз при приеме на работу.

ОПРОВЕРЖЕНИЯ

Выше приводятся усредненные данные, «средняя температура по больнице». Более дифференцированные исследования (Л. А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко (1997 г.)) приводят к выводу, что возрастная динамик сильно зависит от степени одаренности: чем выше творческий потенциал, тем раньше он раскрывается и тем дольше сохраняется на высоком уровне.

Открыли миру свой дар в раннем возрасте В. А. Моцарт, А. М. Ампер, Паскаль. Известные долгожители – Г. Галилей, И. Кант, Л. Толстой, Т. Эдисон, П. Капица.

6. В ТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ МНОГО НЕ ЗАРАБОТАЕШЬ

ПОДТВЕРЖДЕНИЯ

Во все времена более ценился утилитарный продукт. В древнем Риме, к примеру, работа переплетчика ценилась выше, чем авторство. В Средневековье творческая самостоятельность никак не поощрялась, творцы были приравнены к ремесленникам и должны были зарабатывать на жизнь иным путем. Все известно, что Ван Гог продал за свою жизнь всего несколько своих картин.

ОПРОВЕРЖЕНИЯ

Истории известны выдающиеся творцы, уже при жизни имеющие успех (и финансовый в том числе). Микеланджело, Дали, Пикассо … из ныне живущих - Карим Рашид – самые яркие представители этого списка.

Среди наших современников тоже не надо далеко ходить за примерами, особенно, если учесть, что к творческим профессиям, креативным личностям относятся не только деятели искусства. Речь идет об ученых и бизнесменах, и это тоже люди, созидающие новую реальность: Бил Гейтс, Марк Цукерберг, Жорес Алферов, Андрей Гейм…

Для тех, кто дочитал до конца – мораль, подводящая итог всему сказанному.

Выше приведены лишь самые яркие суждения в области психологии творчества.  И ни одно из них не может похвастаться своей универсальностью и безупречностью с точки зрения официальной науки. По сути, все научные теории, проливающие свет на творчество, креативность – тоже являются продуктом творчества отдельных выдающихся личностей. Продукт любого творчества не может и не должен обладать универсальностью, поскольку он лишь отражает взгляд создавшей его личности, выражает его индивидуальность.  Это как в притче про слона и слепцов, когда каждый видел то, что рисовало его воображение.

 

Но это сравнение ни сколько не умаляет ценности ни одной из рассматриваемых теорий. Просто, как чаще всего бывает в реальной жизни, истина где-то посередине:

1. Творческий процесс – многогранен и неоднороден по своей природе и складывается из неразрывного единства бессознательных и сознаваемых активностей.

2.  Вопрос о существовании творческих способностей существует до тех пор, пока есть разница в терминологии этого феномена психологии творчества.

3. То же самое и с определением нормы-паталогии в креативности. Если норма – это преобладающее большинство, то создание чего-то нового, ранее не существующего, никак не отнести к норме. С другой стороны, умение творить – неотъемлемая суть человеческой природы.

4. Творить ценности, востребованные обществом, действительно удел только интеллектуально развитых индивидуумов. Но в копилке человеческих типов найдется немало персонажей, «не обезображенных интеллектом» и с неуёмной творческой энергией. Результаты плачевны – от моветона в искусстве, до нелепых «перлов» инженерной мысли и бесполезных изобретений.

5. Возрастная динамика креативности – лишь отражает статистическое большинство, в которое никак не вписывается врожденная одаренность или внезапно проявившийся дар. А творческое долголетие достигается при внутренней самодисциплине и высокой работоспособности.

6. Обязательным условием финансовой  успешности гениев и творческих личностей является не только креативность, но и другой дар – предпринимательский. Или, за неимением такового,  партнер, им обладающий (импресарио, продюсер, менеджер, коуч).

СУХОЙ ОСТАТОК

Склонность к познанию – естественная потребность человека, и двигатель прогресса. И сколько бы оно не продолжалось, путь познания бесконечен, особенно, когда предметом познания является человек-творящий, высшим проявлением которого является «Творец» - один из эпитетов вселенского разума.

В мире нет ни одной совершенной теории, но, поскольку теоретические изыскания дают импульс для создания новых материальных и духовных ценностей, полемика вокруг феномена творчества ещё не скоро подойдет к финалу. 

Добавить в блокнот

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии: