Статьиcегодня статей - 280

Эвристика и стратегия поиска решений

Дата публикации: 17.11.2014

Много веков назад античный философ Сократ учил своих подопечных нестандартно мыслить с помощью диалога. Его приемы «вытаскивания» нужных мыслей на свет Платон позднее сравнивал с искусством повивальной бабки.

Рождение истины

Мудрый грек задавал ученикам наводящие вопросы, управлял их ходом размышления, и в процессе беседы «рождалась» новая свежая мысль.  Так появилась целая система обучения, названная «эвристической»  - что в переводе с греческого означает «открыть», «найти».

Современники не оценили подобные методы решения задач. Несмотря на вклад, который великий мыслитель внес в науку и культуру, афинский суд вынес смертный приговор Сократу - философу пришлось выпить яд. В обвинении было ясно сказано, что он речами своими развращает молодежь.  

Эвристическая система обучения надолго пережила своего создателя. Способ познания нового, при котором ученик самостоятельно приходит к решению проблемы, всегда имел приверженцев среди наиболее передовых и просвещенных людей своего времени. Среди последователей метода были Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев…

Эвристический тип обучения

Многие современные исследователи размышляют о том, почему используемая Сократом система обучения, когда ученика лишь подталкивают к решению задачи, но не дают готового ответа, не была взята за основу. Как бы то ни было, но во всем мире «победил» формальный подход к образованию, когда ученику «на блюдечке» преподносятся готовые факты и схемы, которые необходимо просто выучить.

У такого классического, привычного всем метода, есть ряд недостатков. Наше сознание часто не соотносит факты с реальностью, и воспринимает их, как «ничейное» знание. Такая информация или плохо усваивается, или легко забывается.  Истина, рожденная в поиске, решение до которой сам доходишь своим умом – запоминаются навсегда.

С ребенком можно бесконечно зубрить таблицу умножения, а можно пойти в магазин и на практике разобраться, сколько будет стоить 6 мороженых и 4 шоколадки.  Для студента первого курса сопромат – абстрактная наука. Она и будет оставаться таковой, пока от его вычислений и умозаключений не будет зависеть прочность реального моста.

Попробуйте прочитать подростку лекцию в историческом музее – он будет слушать в пол уха. А если он будет сам выступать в качестве экскурсовода? Будьте уверены, подготовится, как надо - и с удовольствием будет демонстрировать всему классу знание и понимание глубоких исторических процессов. 

Как часто бывает, что учитель, заходя в класс нудным голосом говорит «Сегодня цель нашего урока…» Это цель учителя, которому надо выполнить учебный план. А цель ученика на уроке - если удастся, поиграть в новую игру на телефоне. 

Эвристическая система образования отрицает привычные нам методы преподавания. Она ориентирует процесс обучения на конкретного ученика, учитывает его цели, желания. Ребенок может соглашаться с учителем или отстаивать свое мнение – главное, что он мыслит, рассуждает и додумывается до всего сам. Только потом он сравнивает полученный результат с общеизвестными данными. Главное – не результат, главное – процесс и творческая самореализация.

У специальных эвристических задач часто даже нет правильного ответа. Придумать математическую сказку, найти игру слов в стихотворных строчках, изготовить сад геометрических фигур – все это вполне эвристические задания.  

Периодически возникают попытки внедрения элементов эвристики в существующую образовательную среду, но современная система образования пока не готова к масштабным переменам. Поэтому подобные творческие методы чаще всего используют в дистанционном образовании и в дошкольном обучении детей. Хотя все больше педагогов пытается гармонично вписать методы, способствующие развитию творческого воображения в существующую образовательную среду.

Взрослым тоже полезно приобщиться к нестандартным методам решения задач. Существует даже ряд методик, которые помогают взглянуть на проблему под другим углом. Особенно популярны эвристические приемы, когда необходимо принять важное управленческое решение, когда нет возможности решить проблему привычным путем. 

Эвристика, как область знания

Вообще-то эвристика не ограничена только рамками образовательного процесса, это довольно универсальная отрасль знания, изучающая творческое мышление. Ее методы активно используется в психологии, физике, информатике, философии, кибернетике…

Представитель каждой научной дисциплины видит в эвристике что-то свое. Например, психологи считают эвристику разделом общей психологии, изучающей развитие творческого мышления и воображения, неврологи видят в ней физиологию высшей нервной деятельности, философы этим термином обозначают способ открытия чего-то нового.

Эвристика пока не выделилась в отдельную науку, но скорее всего это рано или поздно произойдет. Дело в том, что спонтанное, интуитивное, творческое мышление, которое не ограниченно рамками алгоритмов, доступно только человеку. Каким бы совершенным не был искусственный интеллект, творческое мышление и озарение неожиданно пришедшей в голову идеей ему недоступны.

Там, где человек интуитивно приходит к самому оптимальному и простому решению (например, при доказательстве теоремы), машине необходимо перебрать миллиарды вариантов возможных комбинаций.

Почему так происходит и существует ли универсальный алгоритм поиска решений, ученым еще предстоит разобраться.

Великая тайна человеческого мышления все еще не разгадана. Но в поиске истины главное - дорога к ней. Так считал Сократ. И в этом великий мудрец прав. 

Добавить в блокнот

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии: