Статьиcегодня статей - 280

Концепция организации работы по развитию навыков изобретательства на основе ТРИЗ в детских технопарках и ЦМИТах

Дата публикации: 23.11.2015

 

Н.А. Козырева, канд. психол. наук,

доцент кафедры психологии МГУ им. А.А. Кулешова

В.И. Тимохов, мастер ТРИЗ,

ген. директор ООО Центр креативных технологий «Идеальные решения»

 

С мая 2015 года запущен проект АСИ (Агентства стратегических инициатив) по развитию сети опорных ресурсных центров дополнительного образования детей. Цель проекта – создать сеть детских технопарков, где дети могли бы выбирать профессии, связанные с информатикой, механикой и другими инженерными специальностями. 

Идею создания детских технопарков на заседании Наблюдательного совета АСИ в конце мая 2015 года поддержал президент РФ Владимир Путин. Модель детских технопарков будет апробирована в трёх регионах, а затем будет масштабироваться на другие регионы России. Всего планируется открытие 200 детских технопарков.

Кроме этого, в России создана сеть из сотен центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), одной из задач которых также является привлечение школьников к техническому творчеству. Центры 3D-прототипирования и 3D-лаборатории открываются также во многих ВУЗах и даже средних школах России. Эти организации дают очень важный ресурс для мотивации детей к созданию новых товаров, изобретательству за счёт оснащения 3D-оборудованием (принтеры, сканеры и др.), робототехническими наборами различных платформ.

Таким образом, появились надсистемы, в которых возможно и необходимо организовать массовое обучение школьников по программе «Изобретательство» с использованием инструментов ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач), ориентируясь в первую очередь на проектную деятельность школьников с использованием данного оборудования.

А это ставит перед ТРИЗ-сообществом России новые задачи, связанные как с переосмыслением целей и содержания обучения детей различным элементам и инструментам ТРИЗ на разных этапах, так и с массовым обучением преподавательских кадров.

 

Мы уже имеем определенный опыт работы как с детьми, так и с преподавателями в рамках данного направления деятельности. Кратко опишем задачи и наши текущие подходы к их решению.

 

1. Необходим новый подход к проектированию образовательной программы, ориентированный на быстрое усвоение детьми отдельных навыков по изобретению объектов (для создания положительной мотивации, когда дети с помощь дизайнеров смогут быстро напечатать свои разработки).

Наличие 3D оборудования с возможностью быстрого, в течение нескольких часов, изготовления различных объектов, и робототехнических наборов, в которых за те же несколько часов ребёнок может добиться ВИДИМОГО результата – является и блестящей возможностью, и опасным конкурентом для занятий с детьми по ТРИЗ. Конкурентом – с точки зрения неконкурентоспособности «классически длинного» обучения школьников различным сложным инструментам ТРИЗ и «невидимого», не-наглядного характера получаемых ими навыков. Дети записываются в очередь на сотни кружков робототехники, с удовольствием ходят на экскурсии в центры 3D-прототипирования, но число «кружков изобретательства» в России крайне мало – и из-за отсутствия достаточного числа желающих заниматься детей, а также по причине отсутствия квалифицированных ТРИЗ-специалистов для работы с детьми.

Как же нам использовать имеющуюся возможность для того, чтобы эти потоки детей, занимающихся робототехникой и 3D-прототипированием, стали также потоками «детей-изобретателей»?

 

Полагаем, в данных условиях надо выстраивать обучение детей ТРИЗ отдельными образовательными МОДУЛЯМИ (по 12-40 часов), которые дети могут пройти достаточно быстро (или по 3-4 часа по выходным- программа на месяц-три месяца, или в течение недели на каникулах) и с ВИДИМЫМ для них результатом.

Начинать надо с образовательного модуля «быстрого изобретательства» предметов – от простых до более сложных. Для этого использовать методы развития творческого воображения как ТРИЗовские, так и метод фокальных объектов, а также типовые приёмы изобретательства (или принципы разрешения противоречий), методику уровней новизны Мастера ТРИЗ Марата Гафитулина. Эти же методы позволят детям-робототехникам задуматься над расширением функциональности своих роботов, постановкой новых задач для их проектирования. На этом этапе создавать необходимые для печати на 3D оборудовании файлы детям должны помогать дизайнеры. Но в дальнейшем желательно обучать детей самостоятельной работе в графических программах на других занятиях, не связанных с ТРИЗ).

Таких начальных модулей «быстрого изобретательства» может быть разработано несколько десятков. Например, может быть отдельный модуль по методу фокальных объектов: дети должны этот метод применить к 2-5 различным объектам, и получить «на выходе» готовые модели своих идей, распечатанных на 3D принтере. Модули могут объединяться в образовательный БЛОК (с разным набором методов и объектов для изобретательства), и ребенок может по своему желанию пройти или один модуль, или два, или четыре. Преподавателю необходимо ориентироваться не только на развитие у детей по итогам обучения по отдельному модулю креативности, навыков изобретательского мышления, но и на создание ими идей таких предметов, макеты которых можно реально напечатать на имеющемся в организации 3D оборудовании (нужно учитывать при выборе объектов для изобретательства технологические ограничения оборудования, а также размеры рабочей площадки принтера – иногда она не превышает 15-20 см)

Причём для детей 7-9 лет, кроме собственно образовательных модулей, желательно создавать в детских технопарках специальные игротеки «Гениальный конструктор». В этих игротеках должны быть игры и конструкторы из различных материалов, направленные на развитие логики, воображения, пространственного мышления, навыков конструирования и программирования (управления объектами). Дети в свободное время смогут приходить и просто играть, развивая высшие психические функции, пространственное и инженерное мышление. Это будет очень хорошей поддержкой для образовательных модулей по изобретательству.

На образовательных модулях следующего по сложности блока дети изучат новые инструменты ТРИЗ, позволяющие проектировать новые функции объектов, а также системно анализировать уже немного более сложные объекты из различных областей – бытовых приборов, транспорта, мебели и др. Например, может быть создан образовательный модуль по системному оператору, где изучение ведётся на примере совершенствования будильника. Или образовательный модуль по функциональному анализу на примере предметов мебели или «кухонных объектов». Это позволит  расширить технический кругозор детей и также напечатать модели придуманных ими объектов.

/p>

Образовательные модули следующего блока могут быть связаны с изучением противоречий в отдельных отраслях промышленности. Поскольку дети уже будут знакомы с принципами разрешения противоречий, они получат мотивацию успешности в решении практических задач. Важным результатом обучения на этом уровне может стать профориентация в проблемах отдельных профессий, а также постановка ребёнком новых задач для последующего самостоятельного исследования.

 

Отдельные образовательные модули могут быть посвящены применению физических, геометрических, химических эффектов в отраслях промышленности. А это дает ученикам определенные связки с типовыми школьными предметами, и будет способствовать развитию метапредметных компетенций, которые входят во ФГОС.

 

Образовательные модули следующего по уровню сложности блока могут быть связаны с изучением закономерностей развития технических систем (также на примере конкретной отрасли – например, авиакосмической). Это позволит детям научиться видеть перспективные для решения и найти интересующие их пока нерешенные проблемы – то есть найти Достойную творческую Цель, инициировать инновационный проект и  выйти на более системные прикладные инновации.

 

И на этом уровне уже начинается работа наставника проекта, который ведёт лидера проекта по всему пути развития проекта, закрепляя использование всех изученных инструментов ТРИЗ, с выходом на патентование полученных в ходе работы разработок как изобретений.

 

Таким образом организованная блочно-модульная система обучения отдельным инструментам ТРИЗ позволит на каждом этапе развития ребенка обеспечить:

- постоянную его мотивацию за счёт ориентации на практический, ВИДИМЫЙ результат своей изобретательской деятельности (за счёт 3D моделирования);

- постепенное расширение его технического кругозора за счёт наличия моделей, ориентированных на изучение инструментов ТРИЗ на примере различных отраслей техники и промышлености;

- повышение осознанности в выборе профессии за счёт обеспечения сознательного решения ребенка, выбора – на базе какой отрасли техники изучать тот или иной модуль, а также возможности прохождения одного и того же модуля несколько раз – на примере разных отраслей.

 

Наличие краткосрочных образовательных модулей по отдельным инструментам ТРИЗ позволит легко их встраивать в учебные программы как ЦМИТов, так и кружков робототехники, что поможет их ученикам повысить уровень технических решений в своих проектах.

 

Соответственно, для всех образовательных модулей понадобится разработка цикла пособий, раздаточных материалов, творческих задачников, разборов решения различных креативных задач (включая примеры из таких современных технологий, как электроника, робототехника, биотехнологии, нанотехнологии, космические технологии). Интересным вариантом представляется разработка дистанционных курсов по развитию креативности для детей, дистанционных курсов по Теории решения изобретательских задач с учётом использования инструментария ТРИЗ преимущественно в проектной деятельности школьников, а также мобильных приложений для смартфонов и планшетов. Ознакомиться с нашими работами в этом направлении можно на http://trizbox.ru.

 2. Необходимо подготовить квалифицированные кадры для работы примерно в 1000 организаций по всей России (детские технопарки, ЦМИТы, 3D-лаборатории): инженерно-педагогические работники, дизайнеры, наставники проектов, организаторы конкурсных программ.

Предыдущий наш опыт обучения взрослых показывает, что наставников проектов и преподавателей ТРИЗ лучше готовить из лиц, имеющих инженерное образование (начиная с 4го курса инженерных специальностей ВУЗов). Потребуется разработка диагностических процедур отбора кандидатов на обучение в качестве преподавателей и наставников проектов, в первую очередь из числа инженерно-технических кадров, поскольку не все они смогут работать с детьми.

Для системного, в масштабах страны, проведения линейки интеллектуальных конкурсов по изобретательству необходимо специально подготовить организаторов, и здесь могут быть полезны люди с педагогическим образованием.

Минимальный курс развития творческого воображения и элементов ТРИЗ должны пройти дизайнеры, работающие в программах визуализации объекта для подготовки его к дальнейшей 3D-печати.

Это потребует разработки новых модульных курсов по 72-144 часа для преподавателей, наставников проектов, дизайнеров, организаторов. Общие и специализированные модули будут рассчитаны на развитие определенных инженерно-изобретательских компетенций и возрастные группы детей (обычно преподаватель хорошо работает с какой-то одной возрастной группой – младшие школьники, или старшеклассники). После прохождения каждого модуля  преподаватель сможет проводить несколько модулей обучения детей, чтобы обеспечить  ребятам возможность выбора. 

Отдельные модули преподаватели смогут проходить 1-2 раза в год, по мере необходимости. После каждого модуля необходима очная практика под руководством преподавателей курса: в каком-либо из федеральных детских центров, в технопарках и др.  Обязателен разбор занятий, успехов и проблем начинающих преподавателей, коррекция их действий на практике. По итогам обучения по программе и после практики будет проводиться сертификация, и далее организована поддержка преподавателей и наставников проектов в ходе их деятельности. 

Соответственно, придется разрабатывать и обеспечивать курсы методическими материалами для преподавателей и школьников: пособия, творческие задачники, кейсы, раздаточные материалы, руководство по ведению изобретательских проектов и т.п.

3. Поддержка обученных преподавателей, дизайнеров, наставников проектов, организаторов конкурсов должна быть организована в дистанционном режиме через специально созданный портал – и для педагогов, и для их учеников. Там же можно будет обмениваться опытом и своими успехами в проведении отдельных занятий, идеями учеников. В дальнейшем на основе портала поддержки возможно развитие в направлении дистанционного обучения, хотя не все необходимые креативные, инженерные, изобретательские навыки и компетенции можно будет перенести на этот формат обучения. Соответственно, понадобится создание в необходимом количестве образовательного цифрового контента (курсы, кейсы, задачники, изобретательские проекты, алгоритмы решения креативных задач).

Желательно также организовывать очные конференции по обмену опытом среди преподавателей и наставников изобретательских проектов детей и подростков, а также создать условия для развития их научной и методической работы (в т.ч. для диссертаций) по тематике.

 

4. На основе успешного опыта Московской школы изобретателей городского центра инноваций и научно-технического творчества (ГБОУ «ИннАрт») полагаем, что необходимо продвижение проектов детей с самых ранних стадий развития проекта через различные конкурсы изобретательских проектов, изобретательские турниры, профессиональные выставки, летние смены. Это обеспечит и драйв и повышение уровня разработок. Необходимо организовать систему конкурсов для субъектов различного уровня (в т. ч. конкурсы идей, проектов учащихся, преподавателей, наставников проектов, дизайнеров, самих технопарков и ЦМИТов). Планируется создание сетки-календаря интеллектуальных соревнований, единого во всех регионах (конкурсов, турниров по изобретательству для различных категорий участников, по разным отраслям техники и т.д.). Необходимо обеспечить создание экспертного совета из мастеров ТРИЗ и специалистов в инноватике по развитию детских изобретательских проектов.

5. По мере создания и развития изобретательских проектов учащихся встанет вопрос о регистрации созданной ими интеллектуальной собственности. Необходимо инициировать вопрос о выделении в детских технопарках, ЦМИТах отдельной строки бюджета на оформление заявок и регистрацию детской интеллектуальной собственности (изобретений). Ввиду больших финансовых затрат есть разные варианты, которые потребуют отдельной проработки – или создание отдельной патентной службы (централизованной) в детских технопарках и ЦМИТах, или их взаимодействие, например, с торгово-промышленными палатами регионов.

Подводя итог:

  1. В стране в ближайшие годы необходима качественная подготовка нескольких тысяч преподавателей и руководителей проектов, работающих по методологии ТРИЗ и методов развития творческого воображения – для создаваемой сегодня новой инфраструктуры системы дополнительного образования: ЦМИТы, Технопарки, инженерные классы в средних школах и колледжах, изобретательские школы и т.п.
  2. Необходим новый подход к проектированию образовательной программы (программ) с использованием ТРИЗ, ориентированный на быстрое усвоение детьми отдельных навыков по изобретению объектов и быстрой реализации своих идей и решений, в том числе с помощью 3-D моделирования.
  3. Для обеспечения соответствующего профессионального уровня преподавателей необходим комплекс мероприятий: подготовка Учебно-методических модулей (РТВ, ТРИЗ, проектная деятельность, прогнозирование развития продуктов); отбор, подготовка и сертификация преподавателей.
  4. Необходима также поддержка преподавателей и руководителей проектов в течение их дальнейшей деятельности: через проведение вебинаров, различных конкурсов, консультаций по изобретательской и патентной деятельности и т.п.

В данной работе мы уделили внимание в основном обучению и методической поддержке преподавателей ЦМИТов и Технопарков. Очевидно, что для успешного использования ТРИЗ в системе дополнительного образования также потребуется разработка и других направлений, и это потребует отдельного дальнейшего рассмотрения.

Уверены, что для новой системы дополнительного образования в России необходимо сегодня внедрение в ее деятельность ТРИЗ и методов развития воображения. В первую очередь через массовую подготовку преподавателей для работы с детьми. И в таком случае через годы в стране появится молодежь с системным мышлением, с изобретательским инженерным складом ума.

Владение же технологиями развития творческого воображения, решения сложных проблем, прогнозирования развития систем позволяет находить и реализовывать прорывные идеи, создавать эффективные и востребованные технологии, продукты мирового уровня.

Ссылки по теме:

  1. Козырева Н.А. Лаборатория творчества и изобретательства в домах культуры. – М.: Инновационный менеджмент, № 8/2015,  ISBN 2077-3218
  1. 2.     Козырева Н.А. Научно-техническое творчество молодёжи – новое направление работы в домах культуры. – М.: Молодежь и общество, № 2/2015, стр. 18-28. ISBN 2308-5770 
  2. Тимохов В.И. О проведении детской школы изобретательства: «Смена «Я – Изобретатель» в г. Анапа: http://www.trizland.ru/news/2875  
  3. 5.     Юные изобретатели Москвы. Электронный журнал. http://kozyreva.ucoz.ru/load/moskovskaja_shkola_izobretatalej/junye_izobretateli_moskvy_vyp_1/45-1-0-244  
  4. Козырева Н.А. Модульный курс семинаров-тренингов http://kozyreva.ucoz.ru/load/triz/10_urokov_mastera/40-1-0-234
  5. Электронные книги, пособия, кейсы по ТРИЗ и развитию креативности http://trizbox.ru
  1. Козырева Н.А. Образовательная программа Конкурса «Я-Изобретатель». – М.: Инновационный менеджмент, № 10/2014, с. 13-24. ISBN 2077-3218
  1. Козырева Н.А. Московский городской Конкурс «Я-Изобретатель»: технология проведения. - М.: Молодежь и общество, № 4/2013, стр. 34-41. ISBN 2308-5770
  2. Козырева Н.А. Социализация и профориентация учащихся в процессе коммерциализации их научно-технических разработок. - М.: Молодежь и общество, № 3/2013, стр. 66-70. ISBN 2308-5770

 

Добавить в блокнот

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии: